Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зам. директора по НМР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Пскова Назарова Е.В. Алгоритм организации преемственности между ступенями начального.
Advertisements

Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.
Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС.
1 Организация преемственности между начальной и основной школой Опыт решения проблемы – алгоритм «8 шагов»
1 Алгоритм организации преемственности между начальной и средней школой Составитель: Аксёнова Л.В.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Подготовила учитель МОУ СОШ 2 г. Торопца Н.И. Полевкова.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Эффекты реализации алгоритма преемственности «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного.
Экспериментальная работа «Осуществление преемственности в ОС «Школа 2100»». Итоги Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 1 г.п.п. Чистые Боры Буйского.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный.
«Развивающая образовательная среда – главное условие реализации ФГОС в загранучреждение» Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии.
ФЦПРО. Базовая площадка Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Курсы.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
Транксрипт:

Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ ИМЦ г. Амурск

ОТСУТСТВИЕ преемственности Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школыУчитель основной школы Содержание Цели Технологии

построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 1.Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4- го кл. 6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения 7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8.Определение эффективности – диагностика, анализ

1шаг. Метод.объединение начальной и основной школы Создание приказом администрации образовательного учреждения временного метод.объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.

2 шаг. Согласование целей, содержания и технологий Внутри методобъединения должна быть достигнута договоренность: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне учебных достижений, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. 2. О соблюдении единых технологий и принципов образовательной системы Компромисс между педагогогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.

3 шаг. Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5-го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков. Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям. Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания)

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС (в системе «Школа 2100») Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы: Предметные: систему основополагающих элементов знаний Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные : оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей ( подробнее – см. табл. УУД ). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы : …………………… 1. …

4шаг. Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем- предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовим урок, вместе проводим, вместе анализируем, т.е отвечаем за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

5шаг Диагностика нового результата в начальной школе Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. Задача– замерить уровень развития общеучебных умений, универсальных учебных действий на выходе из начальной школы

6 шаг Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителями начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики уже перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям.

7шаг Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.

Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения предложенными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше) привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу. Не ограничивать методобъединение одним годом.

8 шаг Определение эффективности организации преемственности анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Трудности и их преодоление: Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.