СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Лекция 3. СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ атрибутивные; объектные; релятивные; комплетивные; субъектные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словосочетан ие Простое предложение Сложное предложение Что называет Отношения между явлениями СобытиеОтношения между событиями Грамматичес кое значение.
Advertisements

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
МОРФОЛОГИЯМОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА.
Определение Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу или грамматически. Словосочетание состоит из главного.
(по учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык 8 класс») Презентацию приготовила учитель русского языка и литературы МОУ –СОШ 1 г. Аткарска НАУМОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ повторение изученного автор : Пискарева Н. Н., учитель гимназии 70 г. Бишкека.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Связь слов 1)Сочинительная связь Белый и пушистый И стар, и млад Корова да лошадь Маленький, но смелый 2)Подчинительная связь Интересная встреча Люблю.
Разграничение категории состояния и других частей речи ПризнакиНаречие Краткое прилагательное Категория состояния Вопросы Как? Каким образом? Каково? Как?
Ю.Н.Евдокимова 2008 г.. Главное слово Зависимое слово вопрос.
Наречие Самостоятельная часть речи. Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого предмета. Отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Куда?
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Служебные части речи. Критерий сравнения Самостоя- тельные части речи Служебные части речи Наличие лексического и грамматического значения ЕстьТолько.
радостное настроение, утро осени, светит по-весеннему. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое зависимое (к нему можно задать вопрос.
Строение словосочетания Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, лесная поляна, лесное озеро, лесные дали; построить.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Сложноподчиненные предложения. Цель: Показать виды СПП и рассказать о них. Показать виды СПП и рассказать о них.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
Транксрипт:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Лекция 3

СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ атрибутивные; объектные; релятивные; комплетивные; субъектные

АТРИБУТИВНЫЕ (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ) - Это отношения, при которых предмет определяется со стороны внешнего или внутреннего качества, свойства, признака, то есть «предмет + его признак»: лесной массив, зелёная роща, твой брат, первый ученик, бушующее море, туфли из замши, человек дела, девушка с характером, торговля оптом, езда верхом, беседа наедине. В предложении зависимое слово выполняет роль определения.

ОБЪЕКТНЫЕ (ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) - Это отношения между называемым в слове действием, состоянием или признаком и тем предметом, на который направлено действие, то есть «действие + предмет, на который направлено действие», напр.: любить музыку, защищать отечество, верность долгу, отказ от ошибок, достойный похвалы. В предложении зависимое слово выполняет роль дополнения.

РЕЛЯТИВНЫЕ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ) - это отношения, при которых действие, состояние, признак определяются со стороны условий проявления, то есть «действие + обстоятельства, характеризующие (определяющие) действие», напр.: гулять в лесу, ложиться на рассвете, слишком яркий. В предложении зависимое слово выполняет роль обстоятельства.

КОМПЛЕТИВНЫЕ (ВОСПОЛНЯЮЩИЕ) - эти отношения возникают при информативно недостаточных словах; следовательно, характерны для словосочетаний с максимальной спаянностью компонентов, напр.: три пальмы, два друга, ножка стола, стая птиц, много песен, слыть чудаком, стать здоровым, начать готовиться. Как правило, такие единицы в предложении выступают как синтаксически нечленимые словосочетания.

СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ это когда главное слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния, напр.: выступление артиста, распоряжение начальника, лязг колёс, рассказ преподавателя, доброта матери. Зависимая форма таких словосочетаний может быть преобразована в именительный предикативной основы. Ср.: Рассказ преподавателя – Преподаватель рассказывает. Доброта матери – Мать добрая.

Синтаксические отношения постоянно взаимодействуют, к основному грамматическому значению часто добавляется дополнительное значение; при этом образуется комплексное, контаминированное значение, напр.: добраться до города – объектно-релятивные; приехать за вещами – (за чем? зачем?) – объектно-релятивные; прогулки вечерами, Москва сегодня – атрибутивно-релятивные; берег моря, белизна снега – (чего? / какая?) атрибутивно-объектные отношения.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ СОГЛАСОВАНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ; ПРИМЫКАНИЕ. Данную тему выучить самостоятельно