«Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий» Теоретический семинар-практикум Екатерина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Педагогический совет 3 по теме «Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе» г.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Возжаева Л.В. учитель начальных классов ОУ МСОШ с.Васильевки.
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
Транксрипт:

«Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий» Теоретический семинар-практикум Екатерина Петровна Бурцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Высшая квалификационная категория

Совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения. Это система способов, приёмов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности. Технологии обучения (инструментарий обучения)

Педагогические технологии

1. Объяснительно- иллюстративный 2. Репродуктивный 3. Дедуктивный 4. Индуктивный 5. Проблемное изложение 6. Частично поисковый 7. Исследовательский Классификация методов организации деятельности учащихся на уроке

Самостоятельная работа Самостоятельная работа Учебная работа под руководством учителя Учебная работа под руководством учителя Проблемно- поисковые методы Проблемно- поисковые методы Видеометоды Стимулирующие Практические Наглядные Словесные КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПО ИСТОЧНИКАМ ЗНАНИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПО ИСТОЧНИКАМ ЗНАНИЙ Репродуктивные Дедуктивные Индуктивные Метод контроля

Проблемно-поисковые методы

Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Число использованных учителем методов преподавания словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

В каких случаях рационально применять Словесные методы Наглядные методы Практические методы Репродуктивные методы Поисковые методы Индуктивные методы Дедуктивные методы Методы самостоятельной работы 1. При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно При формировании теоретических и практических знаний Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам Для развития практических знаний и навыков Для формирования знаний и навыков Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу Для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему) Для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда 2. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод Когда материал несёт преимущественно теоретико- информационный характер Когда содержание учебного материала может быть представлено средствами наглядности Когда содержание темы включает практические упражнения, опыты, выполнение трудовых заданий Когда содержание слишком сложно или весьма сложно Когда содержание материала имеет средний уровень сложности Когда содержание темы изложено в учебнике индуктивно или его рациронально изложить так Когда содержание изложено в учебнике дедуктивно или его рационально изложить так Когда материал доступен для самостоятельного изучения 3. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод Когда учащиеся готовы к усвоению словесной информации Когда наглядные пособия доступны ученикам данного класса Когда ученики готовы к выполнению практических заданий Когда ученики ещё не готовы к проблемному изучению этой темы Когда ученики уже подготовлены к проблемному изучению данной темы Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях Когда ученики подготовлены к дедуктивным рассуждениям Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы 4. Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода Когда учитель владеет этим методом лучше, чем другим Когда учитель располагает необходимыми наглядными пособиями или может изготовить их самостоятельно Когда учитель располагает учебным материалом; пособиями, дидактическими материалами для организации практических упражнений Когда учитель не имеет времени для проблемного изучения данной книги Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения Когда учитель владеет индуктивными методами обучения Когда учитель владеет дедуктивными методами обучения Когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся и время, чтобы её сформировать на уроке Схема рационального применения различных методов обучения

Выпускник школы сегодняшнего дня должен уметь: Выпускник школы сегодняшнего дня должен уметь: Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти своё место Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретённые ими знания могут быть приобретены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить Грамотно работать и информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставление с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем) Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Задачи личностно ориентированных технологий создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремлений ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные из них; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание естественного самовыражения ученика

Универсальные инновационные технологии Обучение в сотрудничестве Информационно- коммуникативные технологии Метод проектов Игровые технологии Дифференциация в обучении

Обучение в сотрудничестве Главная идея – учиться вместе! Обучение в сотрудничестве Главная идея – учиться вместе! Повышается ответственность за результат коллективной работы Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе Актуализируются полученный опыт и знания Развиваются навыки мыследеятельност и школьников, включается работа памяти Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала

Интерактивные технологии в учебном процессе Метод «Разбивание льда» Работа в небольших группах Метод «мозгового штурма» Метод «6×6×6» (можно 4×4×4) Метод «Древо решений» Дискуссионный методПроблемное обучение

Разделяем участников на 4-6 групп (4-6 человек в каждой большее количество членов группы ограничивает возможность активного участия). Группы сидят за отдельными столами. Ведущий ставит один или два вопроса (задачи), касающиеся обсуждаемой темы; обговаривает способ демонстрации итогов работы группы, а также определяет время на выполнение работы. Участники избирают секретаря, который следит за ходом собрания, а затем подготавливает отчёт. Ведущий наблюдает за ходом работы группы, убеждается в том, что его задание правильно поняли, отвечает на вопросы, если участники нуждаются в его помощи, даёт дополнительные инструкции. По истечении определённого времени (или выполнения задачи всеми группами) ведущий прекращает работу и просит докладчиков о представлении итогов. Председатель ведёт общую дискуссию, сравнивает итоги работы групп и т. п. Как провести работу в группе

Перед началом упражнения ведущий ставит 6 столов и 6 стульев вокруг каждого из столов Ведущий разделяет участников на 6 групп – по 6 участников в каждой из них. После занятия мест ведущий определяет тему дискуссии время (6-10 мин.), а также даёт информацию: каждый будет обсуждать ход собрания и выводы участников групп Ведущий наблюдает за ходом работы групп, убеждается, правильно ли поняли все решения, отвечает на вопросы; если участники нуждаются в его помощи, даёт добавочные инструкции. По истечении времени для выполнения задач ведущий создаёт новые группы таким образом, чтобы в каждой из них нашёлся один представитель от предыдущих дискуссионных групп. После замены местами ведущий насчитывает 6-10 минут, чтобы продемонстрировать итоги работы группы Ведущий подытоживает упражнение. Метод 6х6х6 (4х4х4)

Правила метода «Буря мозгов» Строй, опираясь на идеи других людей. Пусть идеи других людей будут инспирацией для твоего мышления Строй, опираясь на идеи других людей. Пусть идеи других людей будут инспирацией для твоего мышления Воздержись от оценки. Не теряй времени на оценку возникающих идей – всё дозволено. Воздержись от оценки. Не теряй времени на оценку возникающих идей – всё дозволено. Целью является количество идей. Чем больше появится идей, тем лучше. Не огорчайся, если они повторяются Целью является количество идей. Чем больше появится идей, тем лучше. Не огорчайся, если они повторяются Разреши «бушевать» воображению. Пусть твой ум работает неограниченным способом. Не отбрасывай никаких идей из-за того, что они не подходят к принятым схемам. Разреши «бушевать» воображению. Пусть твой ум работает неограниченным способом. Не отбрасывай никаких идей из-за того, что они не подходят к принятым схемам. Никаких «убийственных» выражений: -- «Где это слыхано?!» или Избегай таких идей, как: -- «Мы это уже делали!!», либо -- «Смехотворно!!» Никаких «убийственных» выражений: -- «Где это слыхано?!» или Избегай таких идей, как: -- «Мы это уже делали!!», либо -- «Смехотворно!!»

Метод «Дерево решений» Проблема Решение Вариант 2Вариант3 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Педагогу – на заметку! Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда» Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда» Советуем записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это позволит вам быть более объективным на самой защите Советуем записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это позволит вам быть более объективным на самой защите

Организация (моделирование) процесса проектирования 8. Объективно оценивать процесс деятельности и результат проектирования. 7. Корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов 6. Сравнивать полученное с требуемым 5. Работать самостоятельно (без подсказки) 4. Предусмотреть последствия выбора 3. Осуществлять и аргументировать выбор 2. Искать пути их решения, выбирая оптимальный, при наличии альтернативы 1. Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи

Интерактивное обучение Создать условия для инициативы учащихся. При таком обучении дети выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не даёт готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Источником новизны является преобразование имеющегося опыта. Углублённая работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения. В широком смысле это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов ЗАДАЧА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Виды активности при интерактивном обучении

Роль учителя при интерактивном обучении Лектор-экспертОрганизатор Консультант- фасилитатор

Фасилитатор социологический словарь: человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективностичеловекцелью Задача фасилитатора - следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению.фасилитатора

Интерактивные формы организации учебного процесса Пары сменного состава (находящиеся в движении ) Центры активного обучения Творческие мастерские (лаборатории) Статичные группы (постоянного состава) Мигрирующие группы (находящиеся в движении ) Статичные группы постоянного состава (гомогенные или гетерогенные ) Фронтальная работа в кругу

Главные черты учебной дискуссии СЛУШАТЬ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ СОЧЕТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ

Использование ИКТ в ходе исследовательской деятельности учащихся Дидактические материалы Дидактические материалы Создание проектов Презентации Работа в программе Microsoft Publisher Поиск материалов в Интернет Чтение художественной литературы в электронном варианте Электронные энциклопедии DVD Урочная и надпредметная деятельность

Благодарим за внимание!