Выразительные словообразовательные средства русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык 10 класс. Я пр..обрел книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта- классика. Почему Вы говорите так пр..небрежительно возмутился.
Advertisements

Выразительные словообразовательные средства русского языка Урок русского языка в 10 классе Учитель русского языка Яковлева Т.А.
МОУ Клюквинская СОШ» Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства Учитель Омельчук Е.И.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Карпычева М.С. Выразительные словообразовательные средства.
Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования». Автор: Миняева Наталья Александровна.
25 н______ К________ работа оября лассная. А П НОРКА ДОЧКА КНИЖКИ.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.
«Назови ласково». Цель: Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Я умею думать, Я умею рассуждать, Новые знания легко открывать!
Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ50» г. Саратова Афанасьева Л.А.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вишневская средняя общеобразовательная школа Автор: Плужникова Анна, ученица 9 класса. Руководитель: Скоробогатова.
В 4 «г» КЛАССЕ.
Состав слова. План морфемного разбора
Табунникова Е.Е.. Что такое словообразовательная модель? Словообразовательная модель – это схематически выраженный образец построения слов, имеющих сходство.
Значение уменьшительно- ласкательных суффиксов в русском языке.
Части речи словообразование и (говорите правильно) Презентация разработана ученицами 5 класса Малышкиной Лерой, Восканян Сусанной 2006 г.
Презентация к уроку Русского языка в 3 классе СУФФИКСЫ Апасьева В.Н.
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Транксрипт:

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Словообразовательная модель - схема морфемного состава слова без указания корня.

- Каково лексическое значение всех слов? - Почему по одной модели образовано столько слов? - Что за морфема корень? Не зря в русском языке есть выражение: «Зри в корень»! - Какое орфографическое правило можно проиллюстрировать этими словами? «Правописание о и е в суффиксах существительных после шипящих»

1 ) боец, мудрец, характерец; 2) испанец, немец, иностранец; 3) старец, хлебец, братец; 4) морозец, хитрец, борец.

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

- Вот я тебя как высеку… - Как милости вашей будет завгодно, - отвечал на всё согласный Селифан,- коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?

использование слов с суффиксами субъективной оценки; семантизация морфем; словообразовательный повтор; окказионализмы.

уменьшительно-ласкательные: – -ец- (морозец); – -ик- (столик); – -ишк- (братишка); – -к- (ножка); – -ушк- (бабушка); – -чик-(колокольчик); – -еньк- (синенький). увеличительно-неодобрительные: – -ищ- (домище); – -онк- (шапчонка);

– вос- (востребовать, восходить)

– А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились? А все оттого, что милость Божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку – об этом и думать не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких- нибудь пустеньких поужинать сбирали...».

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически изображает главного персонажа романа «Господа Головлевы» – Иудушки. Его речь, изобилующая уменьшительно- ласкательными словами, насквозь проникнута лицемерием, ханжеской кротостью, она соответствует всему поведению Иудушки, и в результате создается художественно яркий и законченный образ ханжи и лицемера.

Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких

Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.