Комплекс маркетинга 1. Товар 2. Цена 3. Распространение товара 4. Продвижение товара
Товар 1. Потребительские товары 2. Товары производственного назначения
Товарный ассортимент Ассортиментная группа: 1. Новые ассортиментные группы 2. Расширение существующих ассортиментных групп 3. Расширение путем увеличения количества вариантов каждого из имеющихся товаров
Практическое задание Разработайте ассортимент товаров для магазинов (не менее 20 наименований): 1. «Чай – кофе» 2. «Парижанка» 3. «Черный кот» 4. «Товары для красоты и здоровья» 5. «Пятачок»
Процесс создания нового товара на современном предприятии 1. Формирование идеи 2. Коммерческий анализ идеи 3. Разработка товара 4. Пробные продажи 5. Серийное производство
Практическое задание Предложите различные испытания для следующих новинок: 1. Легковой автомобиль среднего класса 2. Туристический рюкзак 3. Шампунь 4. Жевательная резинка 5. Стул
Товарная марка Марочное название Марочный знак Товарный знак Бренд Маркировка
Практическое задание Придумайте новый потребительский товар, которого именно вам не хватает на рынке. Разработайте для него товарную марку, которая включает в себя марочное название и марочный знак. Какие усилия вы будете предпринимать, чтобы ваша товарная марка стала брендом? Придумайте упаковку и маркировку для этого товара (определите форму упаковки; материал, из которого она будет выполнена; цвет; функциональные приспособления для удобства пользования товаром; содержание маркировки товара и расположение средств маркировки на товаре или упаковке).
Цена Денежное выражение стоимости товара.
Факторы, влияющие на цену: 1. Издержки – затраты предприятия на производство товара. 2. Спрос на товар. 3. Конкуренция.
Ценообразование, основанное на издержках. Процент прибыли от себестоимости Процент прибыли от цены продажи
Ценообразование, основанное на конкуренции Цены более высокие, чем у конкурентов. Цены более низкие, чем у конкурентов. Цены такие же как у конкурентов.
Ценообразование, основанное на спросе Метод престижных цен Метод неокругленных цен Метод ценовых линий Метод «снятия сливок» Метод проникновения на рынок Метод пакетного ценообразования
Скидки Количественные скидки Скидки постоянным покупателям Сезонные скидки Клубные скидки Скидки на уторговывание Специфические скидки
Практическое задание Предположим, вы продаете: Лакокрасочные изделия Авиабилеты Косметику Верхнюю одежду Услуги тренажерного зала Билеты на футбольные матчи CD-DVD диски Какие скидки вы могли бы предложить?
Практическое задание Предположим, вы открываете предприятие по производству джема. Вы планируете произвести и продать 3000 банок. Финансовый анализ показал, что переменные издержки составят 3,5 руб. на одну банку. Постоянные издержки – 15000руб. Какую цену вы назначите, если хотите получить 20% прибыли от цены продажи? Какая будет прибыль (в рублях) с каждой банки джема? Какой будет общая прибыль после продажи 3000 банок?
Практическое задание Выберите какой-нибудь товар личного пользования, которым вы регулярно пользуетесь. Какова цена этого товара? В чем его преимущества перед товарами-конкурентами? Отражает ли цена все эти преимущества? Означает ли эта цена хорошее качество? Возможно ли, что производитель недооценивает или переоценивает свой товар? Какой метод, на ваш взгляд, лучше применять для установления цены на этот товар?
Распространение Предприятие должно обеспечить наличие товара в тех местах, где потребители смогут его купить. 1. Путь, который пройдет товар от производителя к потребителю маркетологи называют каналом распространения. Длину канала распространения определяет число составляющих его субъектов. Прямой маркетинг (2), розничные торговцы (3), оптовые торговцы (4).
2. Количество каналов распространения Интенсивное распространение Эксклюзивное распространение Избирательное распространение
3. Транспортировка Железнодорожный транспорт Автомобильный транспорт Воздушный транспорт Водный транспорт Трубопроводный транспорт
Вид транспорта Доля в грузообороте, % Перевозимые товары РоссияСША Железнодорожный 3729 Песок, удобрения, мебель, мука, сахар, лесоматериалы, автомобили Автомобильный 3020 Одежда, сигареты, книги, аппаратура Воздушный 0,020,2 Приборы, медикаменты, цветы, скоропортящиеся продукты Водный 830 Каменный уголь, песок, соль, зерно, лес, руда Трубопроводный 2420 Нефть, газ, химикаты, каменный уголь
Продвижение товара Действия, с помощью которых предприятия распространяют сведения о достоинствах своих товаров и убеждают целевых потребителей покупать их.
Комплекс продвижения Сочетание средств рекламы, стимулирования сбыта, личной продажи и формирования общественного мнения. Реклама Стимулирование сбыта Личная (персональная) продажа Формирование общественного мнения (PR – Publik Relations)
Реклама Информационная Убеждающая Напоминающая
Рекламное сообщение 1. Печатные издания (45%): Ежедневные газеты Еженедельные издания Ежемесячные издания Бесплатные рекламные издания 2. Телевидение (40%) 3. Радиореклама (4%) 4. Наружная реклама (2%) 5. Рассылка почтовых рекламных отправлений 6. Реклама на месте продажи 7. Реклама в Internet.
График выходы рекламы Оценка эффективности рекламных мероприятий
Стимулирование сбыта – кратковременные меры поощрения покупки товара. Торговля в кредит Купоны Бесплатные образцы товара Скидки Премии Сувениры Лотереи, конкурсы Зачет цены старого товара при покупке нового Ярмарки и выставки
Личная (персональная) продажа – представление товара покупателям, осуществляемое в процессе непосредственного общения.
Формирование общественного мнения (PR – Publik Relations) Подготовка печатных и видеоматериалов Проведение специальных мероприятий Спонсорство Создание Web-страницы в Internet