Мир пейзажа в русской живописи Выполнила: Бабанова Наталья, учащаяся 4 класса отделения изобразительного искусства, ДШИ 2 ЗАТО Шиханы Саратовской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа «Пейзаж». О чем рассказывает пейзаж? Для современного пейзажа, наиболее характерны образы, раскрывающие красоту окружающего мира. Пейзаж передает.
Advertisements

Презентацию выполнил ученик 6 А класса МБОУ СОШ 110 г. Ростова-на-Дону Нарышкин Роман Куратор: Нарышкина Анна Леонидовна.
Учитель ИЗО МКОУ ООШ 25 С.Ивановка Русинова Наталья Николаевна.
Виды пейзажа Учитель ИЗО МОУ лицей 5 г. Зарайска Московской области Ильина Т. Е.
Виды пейзажа. Цели урока: 1. Знакомство учащихся с видами пейзажа. 1. Знакомство учащихся с видами пейзажа. 2. Научить ориентироваться в картинах с пейзажными.
Выполнили: учащиеся 3 «Б» класса МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа2.
Виды пейзажа 6 класс Учитель ИЗО МБОУ лицей 5 г. Зарайск Московской области Ильина Татьяна Евгеньевна.
Пейзажная живопись Пейзаж (франц., paysag – от pays страна, местность), реальный вид какой-либо местности в изобразительных искусствах – жанр или отдельное.
Реализм 19 ВЕК. РОССИЯ. Реализм в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду.
Пейзаж в русской живописи Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века.
Изобразительное искусство реализма Квашнина М.П..
Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Фролова Е.Г. учитель истории и МХК гимназия 8 г. Дубна.
Французское слово «пейзаж» означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный изображению природы. Элементы окружающей природы.
Иван Иванович Шишкин - живописец и гравер, мастер пейзажа.
Работу выполнила: Меркулова Валерия, обучающаяся 11 «А» класса МОУ гимназия 15 Руководитель: Лемисева Лидия Михайловна, учитель английского языка.
Пейзажная живопись в произведениях русских художников Грошева Светлана Александровна, учитель изобразительного искусства МОУСОШ 8 города Тулы Курсы ИСО.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Россия – наша Родина. Государственный флаг с гербом России Флаг является знаком власти. Есть он и у главы государства и называется Штандартом Президента.
Транксрипт:

Мир пейзажа в русской живописи Выполнила: Бабанова Наталья, учащаяся 4 класса отделения изобразительного искусства, ДШИ 2 ЗАТО Шиханы Саратовской области Руководитель: Князева Татьяна Борисовна 2012

Пейза́ж ( фр. Paysage, от pays страна, местность ) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями и внутренними склонностями каждого отдельного живописца. Особое место занимает пейзаж в русской живописи.

Развитие русской пейзажной живописи условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом, – романтизм и реализм. Романтизму в живописи был свойственен в основном светлый характер – в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды. Развитие романтической пейзажной живописи происходило по трем направлениям : городской пейзаж на основе работы с натуры ; изучение природы на итальянской почве ; открытие русского национального пейзажа.

Интересны картины Максима Никифоровича Воробьева в духе романтизма. В картине " Вид Московского Кремля от Устьинского моста "(1818 год ) на первом плане изображены полуразрушенные дома – печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года. Далевая панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. Далевой пейзаж был излюбленным образом романтической живописи, так как он уводил взгляд зрителя к горизонту в бесконечность, звал подняться над обыденностью и унестись к мечтам.

Другую сторону романтизма – его интерес к пейзажу как к характерному портрету местности можно усмотреть в произведениях Сильвестра Щедрина. Главной темой Щедрина была природа Италии, где этот рано умерший художник провел почти всю свою творческую жизнь. Щедрин увлеченно пишет виды Неаполя, города, заворожившего художника красотой своего природного окружения и живописностью открытого глазу народного быта. Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. С. Щедрин « Веранда, обвитая виноградом » С. Щедрин « Новый Рим »

Иначе, более непосредственно, понималась пейзажная среда, включавшая в себя многие жанрово - бытовые мотивы. Художник Алексей Гаврилович Венецианов в своих картинах соединял виды полей и лугов с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. А. Венецианов « На жатве. Лето »

Еще одно течение русского романтического пейзажа – маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В нескольких крупных картинах – « Девятый вал », « Черное море », « Среди волн »– созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения. И. Айвазовский « Среди волн » И. Айвазовский « Девятый вал »

Искусство середины XIX века вступило на путь реалистического развития. В связи с этим и в пейзаже мастера искали правдивого изображения действительности. Смелый шаг в этом направлении сделал один из величайших художников этого времени Александр Андреевич Иванов. Не удовлетворившись старой академической системой живописи, он создал новый способ цветового решения, обогативший палитру и давший широкие возможности более жизненного и правдивого изображения окружающего мира. А. Иванов « Ветка » А. Иванов « Дерево в тени »

В 60- х годах XIX века ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Именно в это десятилетие у русских пейзажистов проявился интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки – все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60- е годы. А. Саврасов « Просёлок » А. Саврасов « Зимняя дорога »

Вместе с тем у некоторых художников наметился интерес к иной тематике. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни. Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли. Но главное, что Шишкин придал лесному пейзажу небывалый размах, вдохнул в него чисто русскую эпическую широту. И. Шишкин « Лесная глушь »

Наряду с Шишкиным ярким представителем русского реалистического пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов. Его влекли сельские виды, далекие российские просторы, все его творчество проникнуто глубоко патриотическим национальным духом. Художник стремился найти те пейзажные мотивы, которые были бы выражением типичного русского ландшафта – равнины, проселки, невысокие холмы, берега реки. Небольшие картины Саврасова адресованы лирически настроенному зрителю, в них нет исполинского величия лесных пейзажей Шишкина, но она обладают доходчивостью, надолго западающей в душу эмоциональностью. А. Саврасов « Грачи прилетели »

Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Фёдор Васильев и Архип Куинджи каждый по - своему обращались к природе как идеалу романтической живописи в возможности излить свои чувства. Ф. Васильев « Мокрый луг » А. Куинджи « Берёзовая роща »

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой ее природы у величайших художников - пейзажистов последних десятилетий XIX века воплощались в произведениях, полных глубокого значения. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла. Так, вглядываясь в картину « Владимирка » Исаака Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван « историческим ». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости.

Особое место в пейзажной живописи принадлежит Василию Дмитриевичу Поленову. Одной из его особенностей было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в " Московском дворике ", элегических по настроению картинах " Бабушкин сад ", " Заросший пруд ", " Ранний снег ", " Золотая осень " – во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину : поэзия и красота – вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе. В. Поленов « Московский дворик » В. Поленов « Бабушкин сад »

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. И. Шишкин « Рожь » И. Левитан « Вечерний звон »

Список используемых источников Электронные источники : /ZHANRI_ZHIVOPISI.html /ZHANRI_ZHIVOPISI.html artdic.ru artdic.ru Монографии, учебники, словари : Живопись и скульптура. – М., СЛОВО, 2002 История русского искусства / Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. – М.,1978 Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 Периодические издания : Великие художники. – М., Комсомольская правда, 2010 Художественная галерея. – М., DeAGOSTINI, 2006