Автор: Нифталыев Фарид ученик 8 «Б» класса. Содержание: Ханты и манси Образ жизни Типы хозяйства Образ жизни Предметы домашнего обихода и пища Календарь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ханты в XXIвеке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Advertisements

Ханты в XVIII веке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
Коренные народы ХМАО
Коренные народности севера: история, культура, быт.
СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК ИСТОЧНИК О ЖИЗНИ МАЛЫХ НАРОДОВ РОССИИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Народы Севера – селькупы, ненцы, ханты.. Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей. Жители севера - ненцы - кочевали с оленями.
Наш Красноярский край на карте России Образован 7 декабря 1934 года.
Почти все наблюдатели заметили, что деревни у манси, не имеют четкого плана. Их жилища ставились на значительном удалении друг от друга, и зачастую в.
Население Сибири в средние века Грибанова Ольга Михайловна учитель истории МОУ Русановская ООШ 2009 г.
Территории приоритетного природопользования. родовые угодья.
Н АРОДЫ СЕВЕРА Работу выполнила ученица 8«А» класса Маслова Елизавета.
История заселения и хозяйственного освоения Ямало – Ненецкого Автономного округа Учитель географии МОУ «Гимназия» Аксенова И.В. Часть 1.
Народы дальнего севера Подготовлено Кривошеиной Екатериной.
Тема: «Священные животные народов ханты и манси. Истоки легенд.»
Антонова Дарья Николаевна и Ефремова Софья Николаевна 5а ЛИЦЕЙ 1.
Народы Западной Сибири. Цели урока: Создать условия для формирования знаний о народа Западной Сибири, их особенностях, быте, культуре. Создать условия.
Викторина для «Умок» 3 класса по теме: «Наш КРАЙ».
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
Транксрипт:

Автор: Нифталыев Фарид ученик 8 «Б» класса

Содержание: Ханты и манси Образ жизни Типы хозяйства Образ жизни Предметы домашнего обихода и пища Календарь Святилища Семья Список информации ресурсов

Ханты и манси Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную).

Типы хозяйства Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, которое всегда было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение). Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, - были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири: лодки Чувал

Образ жизни Большая часть хантов и манси вела полуоседлый образ жизни. Для оленеводов был характерен кочевой образ жизни. У этих народов до недавнего времени существовала устойчивая система землепользования с постоянным или длительным закреплением промысловых угодий за семьями ли группами родственных семей. Промысловые угодья включали в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища. Хозяйственный цикл складывался из последовательного чередования сезонных занятий. В пределах промысловой территории совершались регулярно повторяющиеся миграции. Каждая семья имела стационарные жилища и временные. Лабаз

Предметы домашнего обихода и пища Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги. Основной пищей у хантов и манси были рыба и мясо. Рыбу ели сырую (свежую и мороженую), вареную, вяленую, жареную и сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Основным источником мяса были крупные промысловые звери - лоси и дикие олени. Боровую и водоплавающую дичь ели как в сыром, так и в вареном виде. Грибы не употребляли в пищу: их считали "нечистыми", это был олений корм. Многие курили, нюхали и сосали табак

Календарь Культура охотников и рыболовов нашла свое отражение и в фенологическом календаре. У разных этнографических групп месяцы и времена года носят разные названия, однако имеются и общие. Например, в большинстве районов проживания хантов май называют периодом прилета гусей, уток; июль - малых запоров; ноябрь - началом охоты. Посуда хантов и мансей.

Святилища Своеобразным феноменом культуры обских угров являются святилища, культовые места, где проводились обряды, связанные со всеми сторонами жизни человека, но, прежде всего, отправление промысловых культов, что должно было гарантировать успех в охоте и рыболовстве. Во время проведения обрядов приносились жертвы (кровавые и бескровные) духу- хозяину воды и леса, от которого зависел успех промысла, обилие рыбы, мяса, пушнины. Например, местом обитания особо почитаемого у хантов духа Ас- ики (букв. "обской старик") было устье Оби: именно оттуда, по их представлениям, он гнал рыбу вверх по течению. Вся земля, реки и озера, как считали ханты и манси, были поделены между духами-предками, от которых зависели жизнь и благополучие определенной этнографической группы.

Семья Основой общества были семья и поселок, называвшийся "сорт" у манси и " юрт" у хантов. Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала определенной свободой в семье, имела возможность развестись; сильным был культ женщины- родоначальницы. В конце XIX - начале XX в. у хантов и манси существовали фратрии и роды. У северных хантов и манси под фратриями (объединением родов) подразумевались две группы: Пор и Мось. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось - женщина Калтась, которую представляли в виде зайца или гусыни. У каждой фратрии был свой собственный центр: селения на Оби, которые считались местом обитания тотемов. У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем

Список информации ресурсов Музей Агириш и википедия.