ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА 3 группы, определяющие положение на рынке труда: 1.Подростковая группа (молодежь до 18 лет) - учащихся средних школ и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макаркина Ирина Николаевна – учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9 «А» класса МОУ СОШ 13 с УИОП г. Егорьевска.
Advertisements

Профессиональное самоопределение подростка выступление на родительском собрании Жирикова Н.В.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Роль семьи в профессиональном определении подростка Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Славянская ООШ г.. 66% родителей учеников 9х классов закончили 10 или 11 классов общеобразовательно й школы. 34% получили базовое общесреднее.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профориентационная работа Юноши и девушки, а также их родители! Правильно профессию выбрать не хотите ли? МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 5» СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Организация работы.
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы в рамках предпрофильного и профильного обучения»
Зам.директора по ВР: Мелёхина Л.В Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Company LOGO Автор педагог-психолог Дубылкина О.В.
Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Транксрипт:

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА 3 группы, определяющие положение на рынке труда: 1.Подростковая группа (молодежь до 18 лет) - учащихся средних школ и профессиональных училищ, не вовлечены в трудовую деятельность. 2. Молодежь в возрасте года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Это самая уязвимая группа, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны. 3. В лет молодые люди, уже делают (или сделали) профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ отсутствие у молодого специалиста практического опыта работы по специальности (и связанная с этим его слабая конкурентоспособность на рынке труда); отсутствие навыков собственного трудоустройства; низкая профессиональная ориентация молодежи (неопределенность в выборе профессии и дальнейшей области профессиональной деятельности); несоответствие получаемых в учебных заведениях знаний потребностям реальных рабочих мест; слабая мотивация на трудовую деятельность; дисбаланс спроса и предложения на рынке труда на различные группы специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ развитие профориентации в школах и профессиональных учебных заведениях, непрерывное образование; создание системы прогнозирования рынка труда и согласования перспективных планов приема учебных заведений; квотирование рабочих мест; организация и развитие молодежных бирж труда, региональных кадровых центров. Такие ресурсные кадровые центры создаются в соответствии с Приказом Министра образования в ряде российских вузов; организация практики студентов старших курсов на предприятиях, в том числе в рамках целевой подготовки; поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Единовременные ежегодные выплаты молодым специалистам, работающим в бюджетных организациях (на г. – 1293 чел.). Реализация проектов по малоэтажному жилищному строительству для молодых семей в Калуге, Обнинске, Мещовском, Мосальском районах. Для обучающихся в сельскохозяйственных вузах без отрыва от производства установлена ежемесячная доплата 1000 руб. на весь период обучения. Учащиеся сельских учреждений НПО во время практики в с/х организациях области получают из областного бюджета 1000 руб. в месяц. Из областного бюджета стипендию получают 193 студента-медика, 32 ординатора, 19 студентов медколледжа. 80 студентов медфакультета ОИАЭ получают ежемесячную денежную выплату. 12 медработников получают выплаты за наем жилья. 4 врача включены в реестр получения выплаты по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СТУДЕНТАМ И ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ высшее образование, престижный вуз, "хороший" диплом, практический опыт работы в соответствующей области деятельности, знание и умение применять математические методы анализа и обработки информации, умение работать в Интернете, знание иностранного языка (хотя бы одного), желание работать.

Сущность активной политики занятости на молодёжном рынке труда состоит в устранении причин возникновения молодёжной безработицы. И здесь генеральным направлением является ранняя профессиональная ориентация.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Источники информации о профессиях Люди Информационные средства НаблюдениеЛичный опыт Профконсультант ы Школьные учителя Преподаватели профессиональн ых учебных заведений Специалисты Родители, родственники, знакомые Литература Периодические издания Радио, телевидение Видеофильмы Компьютерные диски Internet

ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ, ВСТУПАЮЩИМ В ЖИЗНЬ Удачный выбор профессии – это: -моральная удовлетворенность; -высокая самооценка; -высокая производительность труда; -высокое качество производимой продукции или предоставляемых услуг.; -гармоничное сочетание личных и общих интересов. Факторы, влияющие на выбор профессии: - интересы, склонности, способности человека; - позиция родителей и ближайшего окружения; - популярность профессии; - социальная значимость профессии; - экономические перспективы трудовой деятельности.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ: - выбор профессии « за компанию» - отождествление учебного предмета с профессией - отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится - неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах - выбор профессии под давлением родителей

РЫНОК ТРУДА РОССИИ (р)

РЫНОК ТРУДА РОССИИ (с)

ПОТРЕБНОСТЬ РЫНКА ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ (тыс.чел.)

РЕЙТИНГ САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 1. Инженеры 2. Специалисты в области сервиса 3. IT-специалисты 4. Медики 5. Экологи 6. Химики 7. Маркетологи 8. Специалисты PR 9. Психологи и личные консультанты 10. Специалисты по нанотехнологиям

ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ Станочники Слесари Сварщики Операторы строительной спецтехники Водители Столяры Каменщики Электромонтеры

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ (в области сервиса) Продавцы-консультанты Повара Парикмахеры Официанты, бармены Служащие отелей Социальные работники Портные, швеи Охранники

Наиболее востребованными в Калужском регионе профессиями и специальностями будут: 1. квалифицированные рабочие (в автомобилестроении, строительстве, других отраслях промышленности); 2. медицинские работники высшего и среднего звена; 3. инженерные кадры различных специализаций; 4. педагогические работники; 5. специалисты в сфере сервиса, услуг, логистики; 6. IT-специалисты; 7. экологи (и специалисты по промышленной безопасности); 8. специалисты в агропромышленном комплексе (агрономы, зоотехники, механизаторы и проч.). Проблемы с трудоустройством по-прежнему будут испытывать специалисты гуманитарно-экономического профиля, поскольку региональный рынок труда перенасыщен выпускниками, завершившими обучение по таким направлениям, как юриспруденция, экономика, финансы и кредит, бухучет, менеджмент.

1.Сравнительно небольшой срок обучения (1-3 года) позволяет быстрее получить специальность и обрести финансовую самостоятельность 2. Приоритет рабочих профессий и специальностей на современном рынке труда увеличивает спектр возможностей для трудоустройства 3. Невысокая стоимость обучения либо бесплатное обучение позволят сэкономить бюджет семьи 4. Среднее профессиональное образование дает возможность получить высшее образование по сокращенной программе Преимущества получения начального и среднего профессионального образования

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО СОДЕЙСТВИЮ ШКОЛЬНИКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Дайте ребенку право выбора своей будущей профессии. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Памятка родителям по содействию школьникам в выборе профессии ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО СОДЕЙСТВИЮ ШКОЛЬНИКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 6. Не «давите» на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес. 10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведении комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. (Постановление Министрества труда и социального развития РФ от г. 1)

2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕС- СИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕС- СИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИ- РОВАНИЕ ПРОФЕС- СИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОФЕС- СИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР ПРОФЕС- СИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР ПРОФЕС- СИОНАЛЬНАЯ, ПРОИЗВОД- СТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - это комплекс государственных мер по сопровождению профессиональной или деловой карьеры человека. Сопровождение – говорит о том, что процесс профориентации: - предполагает временную протяженность; - ведущую роль в этом процессе играет сам человек: он определяет направление своего развития, профконсультант (школьный психолог, классный руководитель) только сопровождает его. Профориентация - это процесс, который начинается с детства и заканчивается с окончанием трудовой деятельности человека, иногда гораздо позже официального пенсионного возраста. Человек изменяется с течением жизни, изменяются и условия его существования, поэтому профессиональное самоопределение человека, также представляет собой непрерывный постоянно изменяющийся процесс.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ Основная задача профориентации: классы – развитие творческого потенциала и знакомство с внешними атрибутами профессии классы – развитие познавательных интересов классы – формирование ценностно-смысловой основы труда классы – это выбор конкретной профессии, непосредственно связанный с волевым актом, то есть с постановкой цели и планированием ее достижения.

ШКОЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ -стержнь всего образовательного процесса (Н.С. Пряжников) 1.Естественное продолжение всей психолого- педагогической работы с учащимися, ее логическое завершение. 2.Включает различные социальные институты (см. схему). Координатором работы должна быть школа, а главным инициатором («возмутителем спокойствия») - школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги. 3.На уровне школы работа должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся.

СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СИСТЕМА ШКОЛАЦЗН Кружки, клубы по интересам Учреждения ПО Предпри- ятия Мед. учреж- дения Обществ. орг-ии УВДСМИ Местные органы власти

4. Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные формы и методы: 1) курсы занятий по планированию профессиональных и жизненных перспектив; 2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека); 3) индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания; 4) формы и методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга: -лекции, беседы, -коллективные обсуждения, -диагностика, -профориентационные игры, элементы тренинга. Эффективно использование различных активизирующих процедур: специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.

5. Направления работы 1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»…); 2) профдиагностика (в идеале – помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей); 3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками); 4) рассмотрение возможных препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; 5) морально-эмоциональная поддержка подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм – это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства); 6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

6. Желательно профориентационную работу строить как на обязательной, так и добровольной основе. Например, могут проводиться лишь с согласия школьников психодиагностические методики (когда обследуемый может заявить, что не хочет, чтобы о нем что-то узнали), индивидуальные профконсультации или профориентационные игры. Но переводить всю профориентацию на добровольную работу было бы ошибкой, ведь далеко не каждый педагог и психолог могут так увлечь школьников, что они будут заниматься профориентацией, забыв все на свете – это особый, т.е. редкий талант педагога. Надо помочь школьнику относиться к профориентации серьезно, а именно – вставить некоторые занятия по профориентации в расписание, этот важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и администрации школы.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Основными принципами обеспечения поддержки профессионального самоопределения являются: - согласие школьника на помощь и поддержку; - опора на силы и потенциальные возможности личности; - вера в возможности учащегося; - ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать препятствия; - сотрудничество, содействие; - конфиденциальность; - доброжелательность и безоценочность; - защита здоровья, прав и человеческого достоинства подростка; - принцип «не навреди»; - рефлексивно-аналитический поход к процессу и результату.

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ (А.Маслоу) Потребность в саморазвитии Потребность в уважении Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности

Мотивы выбора профессии Обязательны е ЖелательныеНеудачные Интерес Возможность трудоустройств а Соответствие своим возможностям Пример друзей и знакомых Указания родителей, советы других людей Престижность Высокая зарплата Хорошие условия труда Доступность обучения

Мотивы выбора профессии Здоровье Квалификаци я Психологические особенности Склонност и Общие к восприятию и движению; к обучению и познавательной деятельности (интеллект); к общению и саморегуляции (характер) Способности Специальные технические; языковые; математические; художественные ; музыкальные; артистические; педагогические; организаторские ; спортивные

ВОСЬМИУГОЛЬНИК ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ВОСЬМИУГОЛЬНИК ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Информация о вакантных рабочих местах размещена на сайте администрации Губернатора Калужской области ( admoblkaluga. ru) и информационном портале «Работа в России» ( Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области: г. Калуга, ул. Пролетарская, 111 телефон:(4842) ; Оказание помощи гражданам в выборе профессии с учетом личностных особенностей, интересов, желаний, потребностей рынка труда – одно из основных направлений деятельности органов службы занятости населения ГУ Центр занятости населения г. Калуги: ул.Николо-Козинская, 71 А телефон (4842)

Благодарю за внимание! Начальник отдела профессиональной ориентации, соцадаптации и профобучения ГУ Центр занятости населения города Калуга ЗАСОВА НИНА ВИКТОРОВНА. Телефоны: раб.: Моб.: