Творчество С.Есенина. Урок литературы 9 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сергей Есенин. Жизнь и творчество. ( ). Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний.
Advertisements

Подготовила учитель русского языка и лит- ры Виканова ЛВ.
ЕСЕНИНСКИЙ ОСЕННИК Авторы: Свистельникова Мария Юрьевна Божко Елена Николаевна.
«Мы в ответе за тех, кого приручили…» (по стихотворению С.Есенина «Песнь о собаке»)
Образ Родины в лирике С.А.Есенина «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». «В любой области человеческого знания заключается бездна.
Родина великого русского поэта Сергея Есенина – старинное русское село Константиново, привольно раскинувшееся средь рязанских полей и лесов, в центре.
Автор презентации: Нестерова А.Г. учитель начальных классов.
Родина в стихах Сергея Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем краткимРусь С.Есенин.
Б ЕЛАЯ БЕРЕЗА Изобразительное искусство 7 класс. Берёза Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках.
Настоящий патриот должен развивать в себе такие качества : Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой.
Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. (Учащиеся 10 класса на экскурсии в селе Константиново Рязанской области, родине поэта Сергея.
©Лангепас,2007. Добрый день, Дорогие коллеги. Тема урока: Стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке» 8 класс. «Песнь о собаке» 8 класс. Интерпретация.
Мастер-класс Предметное рисование как способ проникновения в текст Учитель русского языка и литературы Ткаченко И.И. МОУ Каменская СОШ.
Презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме: Презентация к уроку чтения. С.А.Есенин "Береза"
С. Есенин Жизнь и творчество.. Детство. Юность Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи,
В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ … Литературная гостиная по творчеству С. Есенина Размещено на.
Тема Родины в стихах Сергея Есенина. Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь С.Есенин.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН «БЕРЁЗА» Хоружева Ирина Александровна, учитель начальных классов, I квалификационная категория.
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А.Ефросининой «Люблю природу русскую » Учитель начальной школы МОУ»Таицкая СОШ» Дружининская Ольга Михайловна.
Текст как произведение речи. Основные признаки текста на примере лирики С. Есенина.
Транксрипт:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.ЕСЕНИНА 9 КЛАСС

Тема Родины в творчестве С.А. Есенина 9 класс

ПОКАЗАТЬ, ЧТО * тема Родины - основная в поэзии С. Есенина в ранний период; * путем анализа стихотворений попытаться понять художественный мир поэта; * учиться выразительному чтению стихотворений С.Есенина

« Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом». А. Толстой

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла С. Есенин

Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины, родители поэта

Федор Андреевич Титов, дед поэта

* «Край любимый» *«Природа родного края» * «Человек» * «Животные»

КРАЙ ЛЮБИМЫЙ «Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате», «Край любимый! Сердцу снится», «Край ты мой заброшенный», «Запели тесаные дроги» «Нет поэта без Родины» «Россия! Сердцу милый край!» С. Есенин

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных По меже, на преметке, Резеда и риза кашки И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинут ь.

Комната в доме родителей. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мягкой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Поселочная дорога к селу Константиново

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».

*Слово «Русь» для поэта – любимое слово. Есенин считал себя певцом русской деревни. Есенин на просто восхищается родным краем, чувство ликования, вызываемое им, подчас переходит в настоящее поклонение.

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ – средоточие красоты «С добрым утром», «Береза», «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом», «Зеленая прическа» «Есенинская Родина – это чаще всего «голубая» Русь, страна бескрайних полей, неба с луной и журавлями, девически нежных берез и черемух, клена, похожего на самого поэта, красногривого жеребенка и розового коня…» М. Пъяных.

С добрым утром Задремал звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой

И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром

*Любовь к родине, к России неразрывна с любовью к родной природе. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека. Поэтом опоэтизировано все: звезды, крапива, березы, зори. Не природа сопоставлена с человеком, а человек – часть природы, живой, одухотворенной. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет надежду, плачет над его несбывшимися мечтами

ЧЕЛОВЕК Есенин часто изображает деревенские гулянья, праздники. Опоэтизирован крестьянский труд. Изображение нищих, калек, странников иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие «Калики», «По дороге идут богомолки», «Я странник убогий», «Дед», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Девичник»

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха. Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза. То не зори в струнах озера свой выткали узор, Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор. Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Пусть послушает красавица прибаски жениха.

ЖИВОТНЫЕ Я очень люблю всякое зверье С.Есенин «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» Животные – часть природы, живой, разумной. Огромна есенинская теплота, любовь и сострадание к «братьям нашим меньшим». В поэзии Есенина поражает почти начисто утраченный современным человеком дар понимать душу природы, животных, ощущать себя частью всего живого: «Для зверей приятель я хороший, / Каждый стих мой душу зверя лечит.»

Песнь о собаке Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

Средства художественной выразительности Примеры Метафора Эпитет Сравнение Религиозная лексика Диалектные слова «Скирды солнца», «небесное коромысло» «белой бахромой», «синий вечер» « и, как снег, лучиста и светла», «принакрылась снегом, точно серебром» «рощи в венчиках икон», «воробей Псалтырь читает» «рыхлыми драченами», « кот к махотке крадется» КАК?

Богатство цветообозначения Метафоры-загадки Особенности синтаксиса «голубую оставил Русь», «несказанное, синее, нежное», «проскакал на розовом коне» «Над избушкой висит хлеба краюшка», «ковригой хлебною над сводом надломлена луна» простые предложения, назывные, восклицательные, вопросительные, обращения Какова роль художественных изобразительных средств в стихах Есенина?

«Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли, - стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, чтобы присесть, отдохнуть, подумать о том, кто я, человек, на земле этой есть, что я должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.» В. Боков «… Для меня нет дороже минуты, когда я открываю книги Есенина, оказываюсь в мире чутком, тревожном и добром, в мире, написанном такими красками, каких до него не знал ни один художник. С Есениным и радость звонче, и горе легче». Л. Васильева А как бы вы ответили на вопрос: что привлекает внимание читателя в по поэзии С. Есенина?

Учитель: Н.Н. Бугаенко 2008 г.