«Тропы и стилистические фигуры как средства художественной выразительности языка» Работа ученицы 7 класса ГОУ СОШ 234 СВАО г. Москвы Масловой Александры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер""
Advertisements

Мир природы в лирике Тютчева Анализ стихотворения «Осенний вечер»
И милый сердцу край родной... Литературно-фото- музыкальная композиция.
Поэзия родной природы Стихотворения поэтов XIX века о природе.
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест…
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Осень в искусстве. Люди испытывают радость и Люди испытывают радость и вдохновение, когда общаются с искусством! вдохновение, когда общаются с искусством!
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа.
Родная природа в поэзии и живописи. Цели: Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; Сформировать.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
У РОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ Учитель: Л.А.Симон МОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»
Подготовка к ЕГЭ. Тема : " Изобразительно - выразительные средства языка "
Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева. Философия Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
«КРАСКИ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ» «КРАСКИ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ». Осень. Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
В.В.Мешков ( г.) «Золотая осень в Карелии»
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
литота ЛИТОТА (с греч. простота) ЛИТОТА (с греч. простота) художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета; троп, противоположный.
Транксрипт:

«Тропы и стилистические фигуры как средства художественной выразительности языка» Работа ученицы 7 класса ГОУ СОШ 234 СВАО г. Москвы Масловой Александры Учитель Акопова Нонна Георгиевна

Тропы и стилистические фигуры как средства выразительности языка

Содержание работы: 1.Средства языковой выразительности: а) градация; б) антитеза; в) гипербола; г) литота; д) анафора; е) эпифора. 2.Средства художественной выразительности: а) олицетворение; б) метафора; в) сравнение; г) эпитет.

Градация Градация - фигура, предполагающая такое выстраивание в одной фразе слов, где каждое из последующих в ряду сильнее, выразительнее предыдущего характеризует предмет речи, отражает смысл высказывания. Примеры градации: Я бежала, летела, стремилась к вам. Не думаю, не жалуюсь, не спорю, Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. М.Цветаева Используйте следующие слова для создания градации: а) громкий, оглушительный, шумный; б) громадный, огромный, гигантский, большой, исполинский; в) талантливый, способный, гениальный, выдающийся. выход на содерж.

Антитеза Антитеза (противопоставление) - выражение мысли с помощью антонимов, которые соединяются в одной фразе. Примеры антитезы: Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая… М.Цветаева Мне грустно потому, что весело тебе. М.Лермонтов Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим. М.Лисянский Бога мы гневим нашими грехами, людей - достоинствами. Леонардо да Винчи выход на содерж.

Найдите в текстах противопоставление. 1.Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт. (А.С.Пушкин) 2.Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Я.Брюсов) 3.Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка - Русь! (Н.А.Некрасов) Вспомните как можно больше пословиц с использованием антитезы. Например: Горька работа, да сладок хлеб. выход на содерж.

Гипербола Гипербола - фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чём говорится. Примеры гиперболы: бесконечная 1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. ( А.П.Чехов) 2. Но я люблю - за что, не знаю сам - Её степей холодное молчанье, лесов безбрежных Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рекподобные морям Разливы рек её, подобные морям… ( М.Ю.Лермонтов) Редкая птица долетит до середины Днепра 3. Редкая птица долетит до середины Днепра. ( Н.В. Гоголь) выход на содерж.

В первом примере бесконечная равнина - прилагательное бесконечный, обозначающее «не имеющий конца», подчёркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, так как реальная равнина имеет границы. Во втором примере безбрежные леса - подобное преувеличение, разливы рек, подобные морям - преувеличение, подчёркивает мощь и силу русских рек во время весеннего половодья. В третьем случае очень сильное преувеличение ( редкая птица долетит до середины Днепра ) создаёт образ величественной, могучей реки. Во всех случаях преувеличение придаёт речи художественную выразительность. выход на содерж.

Литота Литота - фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чём говорится. Примеры литоты: 1.Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить. ( Н.А.Некрасов) 2.И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведёт под узды мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А.Некрасов) Приведите свои примеры литоты. Лошадь величиной с кошку. Жизни человека - один миг. выход на содерж.

выходАнафора Анафора - постановка в начало каждого предложения или каждой части сложного предложения одного и того же слова. Это помогает усилить смысл этого самого важного, с точки зрения автора, слова. Проанализируйте примеры анафоры. Клянусь я первым днём творенья, Мечами ангелов бесстрастных, Клянусь его последним днём, Моих недремлющих врагов; Клянусь позором преступленья Клянуся небом или адом, И вечной правды торжеством. Земной святыней и тобой; Клянусь паденья горькой мукой, Клянусь твоим последним взглядом, Победы краткою мечтой; Твоею первою слезой, Клянусь свиданием с тобой Незлобных уст твоих дыханьем, И вновь грозящею разлукой; Волною шёлковых кудрей; Клянуся сонмищем духов, Клянусь блаженством и страданьем, Судьбою братий, мне подвластных, Клянусь любовию моей… М.Лермонтов Создайте мини - текст с анафорой, продолжив фразу: «Война - это пот и кровь, война - это………..» на содерж.

Эпифора Эпифора - стилистическая фигура, противоположная анафоре: завершение одних и тех же строк, строф, колонов или фраз одним и тем же словом или выражением, образно выражающим идею произведения, главную мысль его. Рассмотрите примеры эпифоры. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом? И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. С. Есенин выход на содерж.

Аллегория – форма иносказания, изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа. Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами. Эпитет – яркое, образное определение Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. Виды тропов выход на содерж.

Эпитет Эпитет - определение, прилагаемое к названию предмета, действия, явления, чтобы обозначить его характерные свойства и придать ему образную художественную выразительность в соответствии с творческим замыслом автора. Примеры эпитетов: Под ризой бурь, с волнами споря, По вольному распутью моря Когда начну я вольный бег? Пора покинуть скучный брег Мне неприязненной стихии И средь полуденных зыбей, Под небом Африки моей, Вздыхать о сумрачной России… ( А. Пушкин) Алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй. (И. Тургенев) выход на содерж.

Найдите в данном стихотворении эпитеты. Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья! Ф. И. Тютчев выход на содерж.

Вставьте подходящие эпитеты Родная картина Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С … неба Грустно смотрит … день. Ряд берез, и вид … Придорожного столба. Как под гнетом … скорби Покачнулася изба. Полусвет и полусумрак, И невольно рвешься вдаль, И невольно давит душу … печаль. К. Бальмонт

Поиграем? 1.Градация 2.Антитеза 3.Гипербола 1. Пришёл, увидел, победил.(Юлий Цезарь). 2. У пахаря руки чёрные, а каравай белый. 3. Наступило вечное мгновенье.(А.Блок). 4. Мужичок… в больших рукавицах, а сам с ноготок. (Н.Некрасов). 5. Жди, когда снега метут,/ Жди, когда жара,/ Жди, когда других не ждут…(К.Симонов). 6. Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков…(Н.В. Гоголь). 4.Литота 5.Анафора 6.Эпифора выход на содерж.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ-ПРОЕКТ Подбор слайд-иллюстраций к художественному произведению (по выбору учащегося) Подбор поэтических строк к видеоряду выход на содерж.

Спасибо за внимание