Обучающий семинар: «Формирование личности средствами ТРИЗ-педагогики» ОСНОВЫ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - ТРТЛ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иванова О.Б. МОУ СОШ 1 Анализ поступка и характера героя через его отношение к проблемной ситуации Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике.
Advertisements

Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Инновационные технологии в дошкольном образовании Технология ТРИЗ-педагогики.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Метод решения творческих задач Важнейшая задача цивилизации – научить человека творить. Томас Эдисон.
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Проект ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» ( г.г.) «Внедрение методов ТРИЗ – педагогики в систему образования и воспитания.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
«Задача поиска новых форм социальной активности молодежи является одной из самых актуальных. Нашему государству нужны молодые, ответственные политики.
Торская Елена Григорьевна учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Старт» г. Подольск, 2014 г.
Личностно- ориентированный подход в преподавании информатики и ИКТ Агишева Светлана Александровна, учитель информатики, МОУ «СОШ 40» г.Оренбург.
LOGO Применение элементов ТРИЗ - педагогики для развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеклассной деятельности Учитель математики.
Образовательный проект ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗИ - ТЕХНОЛОГИЙ Сеченова М. В., учитель.
Учебное исследование как форма организации познавательной деятельности учащихся Чтобы изобрести колесо, Чтобы изобрести колесо, Надо перегнуть палку. Надо.
МОУ «Акбулакская СОШ 1 Акбулакского района Оренбургской области»
Формирование ключевых компетенций у детей с ограниченным интеллектом в процессе проектной деятельности. Безрякова Светлана Аркадьевна, учитель начальных.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ.
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения Заместитель директора по УВР Куренкова И.А.
Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике Задачи развития речи как комплекс проблем Корзун А.В.
Транксрипт:

Обучающий семинар: «Формирование личности средствами ТРИЗ-педагогики» ОСНОВЫ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - ТРТЛ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике Материал представила учитель МОУ СОШ 1 Иванова О.Б.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ - ТРТЛ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике Что такое Творческая Личность? Личность проявляется в деятельности цель план действия контроль результат Что отличает деятельность ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ?

работы с любымипроблемами Учить способам работы с любыми проблемами Мы должны учить решать «завтрашние» проблемы Мы не можем учить решать «завтрашние» проблемы чтобы ученик мог адаптироваться в мире будущего так как знаний о них еще не существует ПРОТИВОРЕЧИЕ ТРИЗОТСМ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Предположим, мы обучаем школьников решать любые проблемы и добиваемся результата. Будут ли наши выпускники крупными творческими личностями? (При каких условиях – да, при каких – нет?) Как сложится будущее таких детей? Какие «плюсы» и «минусы» они могут получить: -Для себя? -Для своего ближайшего окружения? -Для общества? Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Теория развития творческой личности (ТРТЛ) (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, 1985) Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ и ТРТЛ (1926 – 1998) Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Теория развития творческой личности Теория развития творческой личности изучает взаимосвязь личности и системы, которую она развивает, внешние проявления творческого стиля жизни, стратегию постановки и достижения творческих целей. Известно, что масштаб личности во многом определяется масштабом ее целей. Люди, занимающиеся созданием и развитием совершенно новых систем отличаются по своим ценностным установкам и стилю жизни от тех, кто работает на сохранение «умирающей» системы. То же можно сказать и о творческих коллективах. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Типы и уровни творчества 1 тип – применение известного решения к известной проблеме 2 тип – новое применение известного решения или новое решение известной проблемы 3 тип – принципиально новое решение принципиально новой проблемы. Стиль жизни определяется уровнем решаемых личностью творческих задач. Почему? Примеры различных типов педагогического творчества? Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Качества творческой личности ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ. Наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей). ПРОГРАММА. Наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов. ТЕХНИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. Владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели. УМЕНИЕ "ДЕРЖАТЬ УДАР". Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Соответствие достигнутых результатов (или их масштаба) поставленной цели. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Признаки достойной цели 1) Новизна. Цель - новая, или недостигнутая, или новыми являются средства для достижения цели. 2) Полезность. Цель – общественно полезная, положительная, направленная на развитие жизни. 3) Конкретность. Не общие благие намерения, а четко поставленная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня. 4) Недостижимость, бесконечность. Конечная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам. 5) Масштабность, значительность предполагаемых результатов. Масштаб цели – «цена», в которую человек оценивает свою жизнь. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Признаки достойной цели 6) «Еретичность». Как правило, Достойная цель опережает время настолько, что воспринимается окружающими как еретическая. 7) Отсутствие конкуренции. Цель не воспринимается большинством людей, поэтому нет «очереди» желающих ее достичь. 8) Достойная цель – личная цель одного человека или небольшой группы людей. Большие коллективы появляются позднее. 9) Независимость от сложного и дорогостоящего оборудования. 10) Непосильность. Цель заведомо превышает возможности и способности человека, который за нее берется. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Система целей Януша Корчака «врач – учитель – клоун» Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике «Сыном стала мне идея служения детям и их делу» Лечение детей «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание» Защита прав ребенка Воспитание детей, способных защитить свои права Создание детских игр для раскрепощения и самовыражения Воспитание Человека Приобретение профессии врача Работа в детских клиниках Статьи по проблеме Книги для детей Организация детских лагерей, в которых строится детское государство Построение «Мира Детства» Детская республика в Доме Сирот Книги для взрослых о детях

Жизненная стратегия творческой личности Жизненная стратегия творческой личности описывает путь к достижению цели как «шахматную партию», которую «играет» творческая личность с внешними обстоятельствами. Один из авторов «жизненной стратегии» вспоминал, что они планировали, исследуя фонд биографий, найти различные варианты стратегии, но получилось, что идеальная стратегия – одна. ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Стратегия непрерывного продвижения вверх Творческие разработки могут вестись на 3-х уровнях: 1). Решение конкретной технической (научной, педагогической и т.п.) задачи. Пример: усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента. 2). Решение общетехнической (или общенаучной) задачи. Пример: беспылевое производство пылящих веществ. 3). Решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем. Пример: создание экологически устойчивого мира. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Стратегия непрерывного продвижения вверх Предложите 3 уровня разработки в области педагогики 1). Решение конкретной педагогической задачи. Приемы быстрого запоминания стихотворения. 2). Решение общепедагогической задачи. ? 3). Решение социально-научного комплекса проблем. ? Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Система целей Януша Корчака «врач – учитель – клоун» Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике «Сыном стала мне идея служения детям и их делу» Лечение детей «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание» Защита прав ребенка Воспитание детей, способных защитить свои права Создание детских игр для раскрепощения и самовыражения Воспитание Человека Приобретение профессии врача Работа в детских клиниках Статьи по проблеме Книги для детей Организация детских лагерей, в которых строится детское государство Построение «Мира Детства» Детская республика в Доме Сирот Книги для взрослых о детях

Стратегия непрерывного продвижения вверх Н – выбор направления; З – постановка конкретной задачи; И – сбор необходимой информации; Р – решение; В – внедрение или начало внедрения. Н3Н3 З3З3 И3И3 Р3Р3 В3В3 Н1Н1 Н2Н2 Н0Н0 Цель-1 Цель-2 Цель-3 Идеальная стратегия творческой личности – когда человек кратчайшим путем выходим на 3-й уровень. ТАКАЯ СТРАТЕГИЯ НЕРЕАЛЬНА: ПРОДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РЕШЕНИЯ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ ЗАДАЧИ БОЛЕЕ НИЗКОГО ЯРУСА, БЕЗ СБОРА НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ЭТОГО ИНФОРМАЦИИ. Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Стратегия непрерывного продвижения вверх Н – выбор направления; З – постановка конкретной задачи; И – сбор необходимой информации; Р – решение; В – внедрение или начало внедрения. Н3Н3 З3З3 И3И3 Р3Р3 В3В3 Н1Н1 Н2Н2 Н0Н0 З2З2 И2И2 Р2Р2 В2В2 З1З1 И1И1 Р1Р1 В1В1 Цель-1 Цель-2 Цель-3 РЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ СТРАТЕГИИ – РЕШЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОЙ ЗАДАЧИ НИЖНЕГО УРОВНЯ И ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

Стратегия непрерывного продвижения вверх Н3Н3 З3З3 И3И3 Р3Р3 В3В3 Н1Н1 Н2Н2 Н0Н0 З2З2 И2И2 Р2Р2 В2В2 З1З1 И1И1 Р1Р1 В1В1 Цель-1 Цель-2 Цель-3 Н – выбор направления; З – постановка конкретной задачи; И – сбор необходимой информации; Р – решение; В – внедрение или начало внедрения. Выход в новые области Проект «Джонатан Ливингстон» ОТСМ-ТРИЗ в педагогике

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: И.М. Верткин. Бороться и искать. О качествах творческой личности. //Нить в лабиринте. /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, с. –(Техника – молодежь – творчество). Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности.// Как стать еретиком. /Сост. А.Б. Селюцкий. -Петрозаводск: Карелия, с. –(Техника – молодежь – творчество). Г.С. Альтшуллер. Найти идею. –Петрозаводск: Скандинавия, Ссылки на наиболее значимые публикации на сайтах – в библиотеке ссылок на (раздел ТРТЛ), точный адрес - ose=2&page_num=1&last_choose=2http:// ose=2&page_num=1&last_choose=2