« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ СХЕМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Учитель русского языка и литературы I квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Advertisements

Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями,
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
Учебный проект Учебный проект Для чего нужны причастия ?
ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное : Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. ПРИЧАСТИЕ.
В мире причастия. ЦЕЛИ: Познакомить с понятием «причастный оборот». Знать: опознавательные признаки причастного оборота Уметь: видеть причастный оборот,
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
В мире причастия. ЦЕЛИ: Познакомить с понятием «причастный оборот». Знать: опознавательные признаки причастного оборота Уметь: видеть причастный оборот,
Причастный оборот Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал. Причастный оборот выделяется.
Урок русского языка по теме «Причастие и деепричастие: морфология, орфография, синтаксис и пунктуация» Подготовила и провела учитель Зыкова Е.Н.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль.
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного В.И.Даль.
Методическая разработка раздела «Имя прилагательное» образовательной программы по русскому языку в 6 классе Выполнила учитель русского языка и литературы.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Транксрипт:

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ СХЕМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ СОШ 45 Ковалева Татьяна Ивановна. р.п. Центральный 2010г.

Методическая разработка раздела Методическая разработка раздела образовательной программы «Русский язык 7 класс» образовательной программы «Русский язык 7 класс» «Причастие» «Причастие» 1. Пояснительная записка 1. Пояснительная записка 2. Разделы программы 2. Разделы программы 3. Тема опыта, её актуальность, новизна опыта 3. Тема опыта, её актуальность, новизна опыта 4. Триединая дидактическая цель раздела «Причастие», 4. Триединая дидактическая цель раздела «Причастие», ожидаемые результаты ожидаемые результаты 5. Тематическое планирование блока раздела 5. Тематическое планирование блока раздела «Причастие» «Причастие» 6. Теоретические основы опыта 6. Теоретические основы опыта 7. Результативность опыта 7. Результативность опыта

Пояснительная записка В системе школьного образования русский язык – не только предмет изучения, но и средство обучения, он оказывает воздействие на качество усвоения всех других школьных предметов В системе школьного образования русский язык – не только предмет изучения, но и средство обучения, он оказывает воздействие на качество усвоения всех других школьных предметов В своей работе я использую следующий УМК: 1. Программа образовательных учреждений Русский язык 5-9 классыМ.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 2. Учебник Русский язык 7 класс Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов Л.А.Тростенцова и др. Учебно-методический комплекс соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. Содержание обучения по русскому языку структурировано на основе компетентстного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая(языковедческая) и культуроведческая компетенции Содержание обучения по русскому языку структурировано на основе компетентстного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая(языковедческая) и культуроведческая компетенции

Разделы программы «Русский язык» 7 класс Разделы программы «Русский язык» 7 класс Всего 136 ч. Название темы Кол-во часов р/р 1 Русский язык как развивающееся явление 1 2 Повторение изученного в 5-6 классах 7 3Причастие316 4Деепричастие72 5Наречие225 6Предлог72 7Союз72 8Частицы184 9Междометие1 10Повторение92

Актуальность опыта. Использование элементов технологий С.Н.Лысенковой и В.Ф.Шаталова предполагает личностно – ориентированный подход к обучению и способствует прочному усвоению знаний учащихся Достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала Ученик видит правило а полном объеме Возможность систематизировать и упорядочить знания В работу включаются все стороны механической и логической памяти Развивается логическое мышление, творческие способности, устная монологическая речь Актуальность опыта. Использование элементов технологий С.Н.Лысенковой и В.Ф.Шаталова предполагает личностно – ориентированный подход к обучению и способствует прочному усвоению знаний учащихся Достижение максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объема учебного материала Ученик видит правило а полном объеме Возможность систематизировать и упорядочить знания В работу включаются все стороны механической и логической памяти Развивается логическое мышление, творческие способности, устная монологическая речь Новизна опыта. Новизна опыта заключается в творческом подходе в обучении русскому языку, в возможности максимально сконцентрировать необходимую информацию учебника Обобщен опыт работы по использованию опорных конспектов на уроках русского языка в 5- 9классах, показана эффективность его использованию Показана возможная методика организации уроков с использовании опорных конспектов Разработаны логические схемы по определенным темам Доказана результативность использования опорных конспектов и логических схем в учебном процессе Новизна опыта. Новизна опыта заключается в творческом подходе в обучении русскому языку, в возможности максимально сконцентрировать необходимую информацию учебника Обобщен опыт работы по использованию опорных конспектов на уроках русского языка в 5- 9классах, показана эффективность его использованию Показана возможная методика организации уроков с использовании опорных конспектов Разработаны логические схемы по определенным темам Доказана результативность использования опорных конспектов и логических схем в учебном процессе

ПознавательнаяРазвивающаяВоспитательная 1.Дать понятие о причастии как самостоятельной части речи 2.Научить различать причастия и прилагательные 3.Ознакомиться со способом определения окончания причастия, правилом употребления суффиксов – ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -им-(-ем-), - енн-, -н-, -нн- 4.Познакомить с правилом написания не с причастием 5.Дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову 1.Сформировать умение безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий; 2.научить опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; 3.Сформировать навык правильного написания н и ннв суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм; 4.Сформировать навык правильного написания не с причастием; 5. Сформировать практическое умение выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова; 6. Развивать навык пользования причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи; 7. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся 8.Развитие памяти, вообра- жения, монологической речи; 9.Формирование навыков аналитической речи. 1. Формировать культуру речи, общения: 2. Воспитать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; 3.Воспитыать чувство любви к Отечеству, его славной истории ( на основе анализа предлагаемых текстов): 4. Воспитать самостоятельность, сотрудничество, волю, чувство коллективизма, общительности; 5. Воспитать чувство сохранения чистоты русского языка посредством формирования правильного употребления причастий в различных стилях речи ; 6. Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку Триединая дидактическая цель изучения раздела «Причастие»

Сформированные у учащихся знания о признаках глагола и прилагательного в причастии Сформированные у учащихся знания о признаках глагола и прилагательного в причастии условия слитного и раздельного употребления не с причастиями; правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова. условия слитного и раздельного употребления не с причастиями; правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Сформированные у учащихся навыки и умения: Сформированные у учащихся навыки и умения: - безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении; - безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса, различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении; - опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; - опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; - определять написание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм; - определять написание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм; - определять слитное и раздельное написание не с причастиями; - определять слитное и раздельное написание не с причастиями; - выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова; - выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова; - пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи. - пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи. Развитие целеустремленности, активности, динамичности и продуктивности мышления, прочности и оперативности памяти, стремления к совершенству и веры в свои силы. Развитие целеустремленности, активности, динамичности и продуктивности мышления, прочности и оперативности памяти, стремления к совершенству и веры в свои силы. Активизация овладения учащимися знаниями, умениями, способами учебной деятельности. Активизация овладения учащимися знаниями, умениями, способами учебной деятельности. Коммуникативные и информационные умения, способность к творческому решению учебных и практических задач. Коммуникативные и информационные умения, способность к творческому решению учебных и практических задач. Повышение мотивации к предмету, активизации познавательной деятельности, развитие самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся через работу с опорными конспектами на уроках русского языка. Повышение мотивации к предмету, активизации познавательной деятельности, развитие самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся через работу с опорными конспектами на уроках русского языка. Ожидаемые результаты освоения раздела «Причастие»

Тематическое планирование урока Тема урока Тип урока Цель Этапы урока Основные виды деятельности Планируемы й результат Слитное и раздельное написание НЕ с причастия ми Закреплен ие знаний, умений и навыков Закрепле ние навыка правопис ания НЕ с причасти ями 1.Организацио нный этап 2.Проверка домашнего задания 3.Всестороння я проверка знаний 4.Информация о домашнем задании - Рассуждение по алгоритму со своими примерами - Проверка по цепочке - Работа в группах: 1-я группа по карточкам 2 – упр. По учебнику 3 – описание портрета с использованием причастий с НЕ - Работа с ПК(найти и исправить ошибки) - Диктант (проверь себя) Знать: Правописан ие НЕ с причастиям и Уметь: Грамотно объяснять и пользоваться изученной орфограммо й

Теоретические основы опыта Сущность: Теоретические основы опыта Сущность: Опорные конспекты, схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему. Опорные конспекты, схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему. Опорная схема Опорный конспект Опорная схема Опорный конспект выделяет более узкий по объему, излагает главную информацию содержанию теоретический материал, по теоретическим блокам всей темы может служить своеобразным при помощи условных сигналов, инструментом-помощником языковых терминов в определенной в решении теоретических задач логической последовательности

Тема: «Правописание не с причастиями» Пишутся слитно пишутся раздельно если без не есть зависимое слово с краткими причастиями не употребляется (не отправленное (дверь не закрыта) (негодующий взгляд) вовремя письмо) нет зависимых слов есть противопоставление нет зависимых слов есть противопоставление и противопоставлений с союзом а и противопоставлений с союзом а с союзом а (не заштопанный, а зашитый) с союзом а (не заштопанный, а зашитый) (непрочитанное письмо) (непрочитанное письмо)

Какой? Признак подействию прилагательное глагол род число падеж Форма полная и краткая вид совершен. время прош. наст. несоверш. возвратность Действительное Страдательное ПРИЧАСТИЕ (сам ) (другой) Наст. вр. 1 спр. -ущ- (-ющ-) -ем- (-ом-) пахнущий, желтеющийсрываемый, несомый 2 спр. -ащ- (-ящ-)-им- лежащий, висящий слышимый Прош. вр. инфинитив -вш-, -ш--нн-, -т- сорванный, посеянный, мытый желтевший, поросший -енн- на –ить, -еть сохранённый, брошенный Причастный оборот (х, прич.+ зависимое сл., ) Яблоко, сорванное ветром, лежало на траве. Краткая ф. - Н сорвано, сохранена, посеяно

Основные этапы работы: 1.Чтение и обдумывание заголовка, ответы на вопросы: - О чем здесь пойдет речь? - О чем здесь пойдет речь? - Что мне предстоит узнать? - Что мне предстоит узнать? - Что я уже знаю? - Что я уже знаю? 2.Работа по ходу чтения(слушания) 3.Выделение ключевых слов, дающих ключ к пониманию всего текста(выделение, придать, самостоятельность, значимость) текста(выделение, придать, самостоятельность, значимость) 4.Выделение смысловых блоков для извлечения главной информации 5.Самоконтроль – необходимое условие и понимания, и запоминания

Продуктивность: Продуктивность: Развивается логическое мышление, устная логическая речь, творческие способности Развивается логическое мышление, устная логическая речь, творческие способности Ученик оперирует научными понятиями, учится самостоятельно получать знания Ученик оперирует научными понятиями, учится самостоятельно получать знания Повышается успеваемость Повышается успеваемость Ученик не боится отвечать у доски Ученик не боится отвечать у доски Трудоемкость: Трудоемкость: планирование материала блоками, планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов. разработка и выполнение опорных конспектов. Доступность: Доступность: освоение опыта доступно любому учителю освоение опыта доступно любому учителю

Результативность опыта Анкетирование учащихся: 1. Нравятся ли тебе уроки русского языка. 2. Входит ли урок русского языка в число твоих любимых предметов. 3. Помогает ли вам опорный конспект в изучении нового материала?

Качество знаний учащихся за уч. годы Качество знаний учащихся за уч. годы Степень обученности учащихся за уч. годы Качество знаний учащихся 7 класса I полугодие уч. год.

Учение с увлечением – это учение с великим трудом. Чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения, а оно в свою очередь подвигает на новый труд, еще более серьезный

Спасибо за внимание