Поэтические особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» Информационно-исследовательский проект учащихся 5А класса ОГБОУ «Полянская школа-интернат»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»
Advertisements

БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
БОРОДИНСКАЯ БИТВА 1812 Бородинская битва, самим Наполеоном названа битвою гигантов, была самым торжественным, самым трагическим актом Великой драмы 1812.
Подготовил ученик 2-а класса Кожевников Александр Классный руководитель Остапенко Ж.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
1837 год – год 25-летия Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов пишет балладу «Бородино» Почему.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
Бородинское сражение 1812 Prezentacii.com. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. « В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями,
Анализ стихотворения Как построено стихотворение? Как построено стихотворение? Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
ЦДО "Эврика", 2010 Цифровая литературно-музыкальная композиция на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино» с фрагментами панорамы «Бородинская битва»
Художественный анализ сцены Бородинского боя (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
БОРОДИНО Михаил Юрьевич Лермонтов Выполнил работу Егор Новиков МАОУ лицей 5 5А класс г. Советск.
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!
С использованием технологии РКМЧП. Технологические этапы урокаПриемы РКМЧП 1.ВЫЗОВ1.Обращение к личному опыту учащихся. 2.Работа с таблицей «З-Х-У» 2.ОСМЫСЛЕНИЕ.
Математическое моделирование Интегрированный урок математики, истории и литературы для 8 класса Мухаметова Лилия Магфуровна учитель математики ГБОУ школы-интерната.
Контрольный тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Транксрипт:

Поэтические особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» Информационно-исследовательский проект учащихся 5А класса ОГБОУ «Полянская школа-интернат» под руководством учителя литературы Киселёвой Л.А.

Дидактические цели проекта: Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности. Совершенствование навыков исследовательской деятельности. Формирование навыков работы с различными источниками информации. Приобретение навыков самостоятельной работы с художественным, литературоведческим и историческим материалами. Развитие умения пересказа и выразительного чтения наизусть.

Методические задачи проекта: Проанализировать лексику и средства художественной выразительности поэтического текста. Выявить особенности образа рассказчика. Выявить связи литературного произведения с эпохой его написания, заложенные в нём непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. Учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Историческая справка 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. Наконец главнокомандующий М.И.Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино. Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжёлому бою: строили укрепления (редуты), чистили ружья, точили штыки. Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». Именно Бородинское сражение определило поражение французов и их поспешное отступление.

Мы долго молча отступали…

Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки...

Забил заряд я в пушку туго…

Но тих был наш бивак открытый…

Ну ж был денёк…

ТЕМА «РАССКАЗЧИК-ГЕРОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» Задания для 2-ой группы

1.Сравнить исторический текст события с поэтическим: --Насколько точен Лермонтов в передаче правды истории? -- Почему это было для него важно? 2.Заполните и сделайте выводы. Год рождения Лермонтова____________ Год Бородинской битвы_______________ Год написания стихотворения__________ Мог ли поэт быть очевидцем событий? Мог ли знать участников сражения? Почему повествование в стихотворении автор ведёт не от первого лица, не со стороны, а доверяет простому солдату?

Ответ 1.Лермонтов достаточно точен в передаче правды истории. Он точно указал время и место события, чем занимались солдаты во время затишья, отношение солдат к генералам и отступление русской армии. Смог передать русский дух во время сражения, ужасы боя. Поэт правдиво показал исход битвы: огромные потери и сдачу Москвы врагу. Для Лермонтова правда истории была важна, потому что он гордился русским народом и любил Родину.

Ответ 2. Лермонтов не мог быть очевидцем событий, так как он родился в 1814, а битва была в 1812 году. Поэт мог знать участников сражения, так как его дядя Афанасий Столыпин был участником Бородинской битвы. А также известно, что Лермонтов встречался и с другими ветеранами. В «Бородино» рассказ доверен простому солдату, потому что он может рассказать об этом достоверно, так как сам был на поле боя, сражался. Через образ солдата поэт выражает отношение к войне простого народа.

Составьте характеристику рассказчика Кто он? ____________________________________________ Возраст____________________________________________ Внешний облик_______________________________________ Манера держаться_____________________________________ Особенности речи______________________________________ Характер __________________________________________________ _

Определите роль вымысла в в в в стихотворении: a) Написанию стихотворения предшествовали встречи поэта с ветеранами, реальными участниками сражения. Известно, что на Бородинском поле бился с французами его дядя А.А.Столыпин. Однако старый солдат в стихотворении остаётся безымянным, он вымышлен. Подумайте почему? b)Сделайте выводы: --От имени кого говорит герой Лермонтова? --Почему свой рассказ он адресует молодому солдату?

Ответ a)В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен вымышленному солдату, хотя дядя поэта участвовал в Бородинском сражении. Этим Лермонтов хотел показать, что весь народ встал на защиту Родины. И поэтому нельзя кого-то одного выделить.

Ответ b)Герой Лермонтова говорит от имени ветеранов войны 1812 года. Он адресует свой рассказ молодому солдату, потому что тот хочет узнать, не зря ли была отдана Москва врагу. А также старый солдат учит молодое поколение, как надо любить и защищать Родину. Показывает пример на опыте своего поколения.

ТЕМА «ЛЕКСИКА И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ» Задания для 3-ей группы

СЛОВАРИК ВОЕННОЙ ЛЕКСИКИ Презентация выполнена ученицей 5А класса: Осиповой Дашей.

Название происходит от французского слова «драгон» – дракон, который был изображён на их знамёнах.

Задание 2 Какое значение имеют слова басурманы, мусью, заутра? Назовите слово с отрицательной окраской.

Ответ Басурманы – в старину: иноземец, иноверец; здесь: враг. Мусью – разговорное, с оттенком насмешки обращение. Происходит от французского слова «месье», что означает «господин». Заутра – на рассвете.

Задание 3 М.Ю.Лермонтов, чтобы избежать повтора, называет неприятеля по-разному: француз (2 раза), французы (2 раза), мусью, враг, басурманы (1 раз). Выпишите из текста слова, называющие русских солдат. Этих слов почти в три раза больше. Как вы думаете, почему? Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».

Ответ Богатыри (2р.), мы (9р.), бойцы, товарищи, могучее, лихое племя (2р.), ребята, братья, люди (2р.), наши. Этих слов больше, потому что автор хотел показать несокрушимость русских солдат. Самые выразительные слова, отражающие героизм русских солдат: богатыри, могучее, лихое племя.

Задание 4 Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга! Постой- ка, брат мусью!»? В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова друг, брат?

Ответ В выражениях «угощу я друга», «постой- ка, брат мусью» русский солдат относится к неприятелю враждебно, потому что слова друг, брат употребляются здесь в переносном значении. Они выражают ироничное отношение героя к неприятелю, а не дружеское.

Задание 5 М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино» широко использует разные виды переносных значений. Особенно выразительна в этом стихотворении синекдоха – существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе. Она делает предложения выразительными, передаёт напряжённость, тяжесть боя. Найдите в тексте синекдохи. Рассуждайте по образцу: в предложении «и слышно было до рассвета, как ликовал француз» слово «француз» употребляется как название целого – «французы».

Примеры синекдохи «Рука бойцов колоть устала…» «Изведал враг в тот день немало…» «…Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?»

Задание 6 Замените устойчивые сочетания слов «ушки на макушке», «тут как тут», «ломить стеною» словами или словосочетаниями, близкими по смыслу. Используйте фразеологический словарь.

Ответ Ушки на макушке – слушать внимательно, быть настороженным. Тут как тут – появиться внезапно, моментально, вдруг. Ломить стеною – идти на врагов вместе, дружно.

Задание 7 Для того чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры – глаголы. Найдите в той части текста, где дано описание боя, глаголы, употреблённые в переносном значении. Делает ли включение этого поэтического средства в стихотворение текст ярче, выразительнее?

Ответ Для того чтобы передать напряжённость сражения, Лермонтов использует яркие метафоры-глаголы, например: «Носились знамена», «картечь визжала», «земля тряслась». Действительно, это поэтическое средство делает текст ярче и выразительнее.

Задание 8 Найдите в стихотворении «Бородино» приметы произведений фольклора.

Ответ В стихотворении «Бородино» автор использует образ былинных богатырей, называя прошлое поколение «богатырями». И сравнение «Французы двинулись, как тучи». Выражение «как тучи» обозначает в русском фольклоре врагов, их несметное количество. А также используется образ поля боя, традиционного для старинных преданий.

Задание 9 В тексте стихотворения автор использует звукопись. Перечитайте фрагмент, начинающийся словами «Ну ж был денёк!..» Какой повторяющийся гласный звук создаёт впечатление, что мы слышим звук пролетающего ядра? Найдите примеры с согласными звуками. Какую роль играет звукопись в тексте?

Ответ В тексте стихотворения Лермонтов использует звукопись: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Этот звук создаёт впечатление, что мы слышим звук пролетающего ядра.

Ответ В отрывке: Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала… Повторяющиеся свистящие и сонорные звуки передают звук ударяющихся друг о друга сабель. В этом тексте звукопись играет большую роль: она помогает услышать то, что происходит на поле битвы.

Проблемный вопрос всем группам Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, к бою, в перестрелке, в (Бородинский) бой, сражений, (русский) бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще и почему?

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Бой – 1. Сражение войск, армий. Идти в бой. 2. Состязание, единоборство. Кулачный бой. Сражение – крупное боевое столкновение войск, армий. Генеральное сражение. Схватка – столкновение в бою, в борьбе, а также вообще состязание, спор.

Проблемный вопрос Почему автор назвал своё стихотворение «Бородино», а не «Бородинский бой»?

Кроссворд «Бородино»

Вопросы к кроссворду: 1.Военный музыкальный инструмент (барабан) 2.Погоны офицеров в начале 19 века (эполеты) 3.Пушечный заряд (ядро) 4.Бой руками или холодным оружием (рукопашный) 5.Временно военное укрепление, окружённое рвом и валом (редут) 6.Военный головной убор (кивер) 7.Форменная одежда военных (мундир) 8.Род войск, пешее войско (пехота)

НАШ ФОТОАЛЬБОМ Фотографии сделаны Макариковой Викой, ученицей 5А класса.