Т.В. Никифорова. Из федерального государственного образовательного стандарта начального образования Внеурочная деятельность организуется по направлениям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников.
Advertisements

Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 2 – региональная стажерская площадка по опережающему введению ФГОС начального общего образования.
1 Организация внеучебной деятельности школьников.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
1 Организация внеучебной деятельности школьников.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
(все виды деятельности, кроме учебной). 1. Игровая 2. Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение 4. Досугово-развлекательная 5. Художественное творчество.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Транксрипт:

Т.В. Никифорова

Из федерального государственного образовательного стандарта начального образования Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

Из федерального государственного образовательного стандарта начального образования При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Из федерального государственного образовательного стандарта начального образования Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Из доклада РАО «О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения» под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова Внеучебная деятельность обеспечивает учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие личности школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.).

Из доклада РАО «О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения» под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова На эту часть БУПа предусматривается выделить достаточно большое количество часов, и тогда почти в полной мере может быть реализовано то, что мы называем воспитательной составляющей школьного образования – это внеурочная, внеклассная работа.

Из доклада РАО «О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения» под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова Вариативная и внеурочная части позволяют назвать учебный план базисным образовательным планом. Пока мы принимаем это название как равное, но, тем не менее, может быть, со временем термин «базисный образовательный план» будет конституирован Законом «Об образовании».

Инвариантная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность

1)Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в ходе которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников

2) Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. 3)Занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

(внеучебная деятельность) Сегодня это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличающаяся от урочной системы обучения и выбираемая по желанию учащихся и их родителей

Способствует в полной мере реализации требований федерального образовательного стандарта общего образования. Предоставляет обучающимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие личности. Наполнение конкретным содержанием внеурочной деятельности находится в компетенции ОУ.

1) объединение в целое каких-либо частей, элементов; 2) восстановление, восполнение целостности; 3) состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое; процесс, ведущий к этому состоянию.

Интеграцию можно рассматривать : как инструмент, механизм восстановления целостности в границах определенного пространства через взаимодействие, взаимосвязь; как состояние, характеризующееся упорядочностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; как процесс, приводящий к такому состоянию; как показатель эффективности системы, т.к. ведет к ее целостности.

Для обеспечения полноты и целостности образовательной системы Внешняя – между субъектами систем Внутренняя – между людьми, структурными подразделениями, учреждениями одного ведомства

Сеть – совокупность индивидуальных и коллективных субъектов социума, образовательных учреждений (организаций) разных типов и видов, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления.

Образовательная сеть – совокупность субъектов образовательной деятельности, представляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Сетевое взаимодействие – инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения.

единая цель участников, включенных в деятельность; общая мотивация к деятельности; объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей в единое целое; разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; согласование индивидуальной деятельности участников; управление: соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее проводимой программой; единый конечный совокупный результат; единое пространство и одновременность выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.

1.Учебная и внеучебная деятельность: в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, предметные кружки, спецкурсы и др.)

2. Основное и дополнительное образование: в учебное и внеучебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей (урок-спектакль, урок-игра, урок- концерт, элективные курсы, факультативы)

3. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: во внеучебное время через вовлечение не только детей, но и их руководителей, педагога-организатора, родителей, всех желающих (концерты, выставки, соревнования, праздники и др. общешкольные дела массового характера)

спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная деятельность; проектная деятельность

направления Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно- познавательное Военно- патриотическое Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность ИТОГО 10 40

игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ комплексные образовательные программы; тематические образовательные программы; образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Уровень результата Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяИгра с ролевым акцентом акцентом Социально-моделирующая игра

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1.Программы могут быть разработаны самостоятельно или на основе примерных образовательных программ. 2.Программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. 3.В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и родителей. 4. В программе указывается количество аудиторных и внеаудиторных занятий. При этом количество часов аудиторных не должно превышать50% от общего количества часов. 5.Разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно- правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН. 6.Приступать к разработке программы необходимо с четким представлением о предполагаемом результате. 1.Программы могут быть разработаны самостоятельно или на основе примерных образовательных программ. 2.Программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. 3.В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и родителей. 4. В программе указывается количество аудиторных и внеаудиторных занятий. При этом количество часов аудиторных не должно превышать50% от общего количества часов. 5.Разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно- правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН. 6.Приступать к разработке программы необходимо с четким представлением о предполагаемом результате.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 7. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. 8. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого. 9. Процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико- аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности. 7. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. 8. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого. 9. Процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико- аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

1 способ. Прямое использование примерной программы в качестве рабочей. При этом количество часов по проведению теоретических и практических занятий уточняется в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом работы педагога. 2 способ. Создание рабочей программы на основе примерной. При этом цели и задачи формулируются разработчиком, определяются в соответствии с ними методы, технологии, результаты работы, форма подведения итогов.

Пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание курса; краткий перечень материалов, инструментов и оборудования; рекомендуемая литература.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности; педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой примерной программы; психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы; информацию об объеме программы (количество часов), сроках реализации, для детей какого возраста предназначена; место и время проведения; основные методы и виды деятельности; ожидаемые результаты; формы проведения итоговой работы.

Учитываются интересы и потребности детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Отражается динамика становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Отмечается инструктаж по технике безопасности при работе с материалом

п/п ТЕМЫ Количество часов Всего Теория Практика 1Вводное занятие211 2Работа с бумагой615 3Работа с различными тканями615 4Работа с природными материалами615 5Кожная пластика615 6Морские пришельцы (работа с ракушками)615 7Отчетная выставка-ярмарка работ школьников211 Итого34727

Учебные и методические пособия; энциклопедические словари и справочники; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов; перечень объектов для экскурсий; коллекции различных предметов (альбомы, репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства); портреты известных людей; материалы, отражающие достижения обучающихся; открытки, значки, медали; макеты различных устройств; информация о музеях, картинных галереях, выставочных залах; подборка журналов, других материалов из средств массовой информации по данному направлению деятельности; оборудование рабочего места.

1.Организуется презентация рабочей программы на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования (МО учителей начальной школы). 2.Дорабатывается программа в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программы. 3.Пишется назначенными лицами рецензия. 4.Программа и рецензия представляются в администрацию ОУ для утверждения директором. 5.Утвержденная программа выносится на педагогический совет (управляющий совет) для получения рекомендации на апробацию. 6.По мере опытной проверки вносятся коррективы и дополнения.

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; системная организация управления учебно- воспитательным процессом; нравственный пример педагога.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили).

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Формы организации внеурочной деятельности Факультативы, кружки, секции. Игры: ролевые, деловые, социально-моделирующие. Олимпиады, общественный смотр знаний, викторины, конференции, интеллектуальные марафоны, исследовательские проекты. Беседы, дебаты, дискуссии, диспуты. Культпоходы в театр, музей, концертный зал, галерею. Концерты, инсценировки, праздничные огоньки, вечера, гастроли, агитбригады. Художественные выставки, фестивали искусств, художественные акции. Трудовой десант, производственная бригада, выставки технического творчества. Спортивные старты, турниры, оздоровительные акции, соревнования, беседы о ЗОЖ. Экскурсии, туристические поездки, поход, краеведческая экспедиция, поисковая экспедиция, школьный музей. Акции, КТД (коллективно-творческое дело), социально-образовательный проект.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей; 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Это задача, в которой через систему или набор заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта). И в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.