Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Богородская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Advertisements

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей «Детский сад 29» г.
Система контроля педагогической деятельности в коррекционных группах.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог: М.Н.Буланова Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог:
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Алгоритм проведения психологического обследования.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Транксрипт:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Богородская специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида» Тема: «Технология логопедического обследования» Выполнила учитель – логопед: Выполнила учитель – логопед: Зенцова Ирина Владимировна Зенцова Ирина Владимировна г.Богородск 2012г. Выполнила учитель – логопед: Выполнила учитель – логопед: Зенцова Ирина Владимировна Зенцова Ирина Владимировна г.Богородск 2012г.

Технология логопедического обследования (диагностика) - представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю - логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта - представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю - логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта

Цель логопедического обследования - выявление у ребенка нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины, степени - выявление у ребенка нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины, степени

Основными задачами диагностики являются: выявление отклонений в развитии устной и письменной речи; выявление отклонений в развитии устной и письменной речи; определение структуры речевого дефекта; определение структуры речевого дефекта; формулировка логопедического заключения; формулировка логопедического заключения; составление индивидуального плана коррекционной логопедической работы; составление индивидуального плана коррекционной логопедической работы; комплектование групп для логопедических занятий комплектование групп для логопедических занятий

Основные направления системы работы школьного логопеда: диагностика – обследование состояния устной (звукопроизношения) и письменной речи; диагностика – обследование состояния устной (звукопроизношения) и письменной речи; коррекционно – развивающий процесс, представленный логопедическими знаниями (индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия); коррекционно – развивающий процесс, представленный логопедическими знаниями (индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия); консультативно – профилактическая работа (работа с родителями, сотрудничество с коллегами); консультативно – профилактическая работа (работа с родителями, сотрудничество с коллегами); работа по повышению квалификации и самообразование (аналитическая работа, семинары и методические объединения) работа по повышению квалификации и самообразование (аналитическая работа, семинары и методические объединения)

Основные методы диагностики: изучение документации педагогической и медицинской; изучение документации педагогической и медицинской; беседы с ребенком, родителями; беседы с ребенком, родителями; наблюдение за ребенком во время обследования; наблюдение за ребенком во время обследования; изучение письменных работ детей, диктанты; изучение письменных работ детей, диктанты; специальный эксперимент; специальный эксперимент; экспресс – диагностики и т.д. экспресс – диагностики и т.д.

Этапы диагностики Заключительная (итоговая) диагностика Промежуточная диагностика Стартовая диагностика

Логопедическая диагностика предполагает: различные методики обследования речи учащихся; различные методики обследования речи учащихся; речевые пробы и система их оценки; речевые пробы и система их оценки; обработка и анализ результатов обследования (таблицы, графики, мониторинг); обработка и анализ результатов обследования (таблицы, графики, мониторинг); коррекционная логопедическая работа с ребенком коррекционная логопедическая работа с ребенком

Логопедическая диагностика требует от учителя – логопеда знания специфики коррекционной логопедической работы: изучение личного дела учащегося; изучение личного дела учащегося; личные беседы с родителями, учителями; личные беседы с родителями, учителями; изучение протокола ПМПК; рекомендаций специалистов: врача - психиатра, врача - невропатолога, педагога - психолога, учителя - логопеда, учителя - дефектолога (т.е. в основе изучения ребенка лежит научная концепция обобщающая медицинские, клинические, психологические, педагогические и социологические знания); изучение протокола ПМПК; рекомендаций специалистов: врача - психиатра, врача - невропатолога, педагога - психолога, учителя - логопеда, учителя - дефектолога (т.е. в основе изучения ребенка лежит научная концепция обобщающая медицинские, клинические, психологические, педагогические и социологические знания); изучение состояния речи в целом; изучение состояния речи в целом; учет возрастных, умственных возможностей детей, некоторых черт характера, темперамента; учет возрастных, умственных возможностей детей, некоторых черт характера, темперамента; уровень опыта личности (знаний, умений, навыков); уровень опыта личности (знаний, умений, навыков);

тщательная дозировка заданий, речевого и наглядного материала (учет структуры речевого дефекта и подбор соответствующего речевого материала для каждого ребенка); тщательная дозировка заданий, речевого и наглядного материала (учет структуры речевого дефекта и подбор соответствующего речевого материала для каждого ребенка); учитывание речевого окружения ребенка (билингвизм в семье, присутствие в семье заикающихся родителей, низкий социально - культурный речевой уровень семьи и т.п.); учитывание речевого окружения ребенка (билингвизм в семье, присутствие в семье заикающихся родителей, низкий социально - культурный речевой уровень семьи и т.п.); для поддержания положительного фона при обследовании необходим доброжелательный тон логопеда, поддержание интереса ребенка к обследованию; для поддержания положительного фона при обследовании необходим доброжелательный тон логопеда, поддержание интереса ребенка к обследованию; не забывайте поблагодарить ребенка за предоставленную возможность процедуры обследования; не забывайте поблагодарить ребенка за предоставленную возможность процедуры обследования; ознакомление учителя класса с результатами логопедического обследования ребенка (для совместной работы и предъявления единых требований к учащемуся в классе) ознакомление учителя класса с результатами логопедического обследования ребенка (для совместной работы и предъявления единых требований к учащемуся в классе)

Диагностическое обследование и выявление обучающихся с речевой патологией в коррекционной школе VIII вида Работа с личными делами учащихся. Сбор анамнеза, данных о речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Работа с личными делами учащихся. Сбор анамнеза, данных о речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Исследование неречевых психических функций. Фронтальное обследование устной речи учащихся. Фронтальное обследование устной речи учащихся. Углубленное (индивидуальное) обследование анатомического строения артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Углубленное (индивидуальное) обследование анатомического строения артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Углубленное (индивидуальное) обследование состояния звукопроизношения. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Углубленное (индивидуальное) обследование состояния звукопроизношения. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Углубленное (индивидуальное) обследование состояния фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Углубленное (индивидуальное) обследование состояния фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи).

Углубленное (индивидуальное) обследование фонематического анализа и синтеза. Углубленное (индивидуальное) обследование фонематического анализа и синтеза. Углубленное (индивидуальное) обследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики. Углубленное (индивидуальное) обследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики. Углубленное (индивидуальное) обследование грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Углубленное (индивидуальное) обследование грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Углубленное (индивидуальное) обследование процесса чтения. Углубленное (индивидуальное) обследование процесса чтения. Углубленное (индивидуальное) обследование процесса письма. Углубленное (индивидуальное) обследование процесса письма. Подведение результатов обследования. Логопедическое заключение. Подведение результатов обследования. Логопедическое заключение. Заполнение речевой карты. Заполнение речевой карты.

Краткий перечень методического материала для логопедического обследования 1.Материал для исследования фонетической стороны речи: предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки) речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки) 2.Материал для исследования фонематической стороны речи: картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д. картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д. 3.Материал для исследования лексики и грамматического строя речи: предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; картинки с изображением действий; картинки с изображением действий; картинки с изображением разного количества предметов (стул - стулья, шкаф – шкафы и т.д.); картинки с изображением разного количества предметов (стул - стулья, шкаф – шкафы и т.д.); картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т.д.) картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т.д.)

4.Материал для исследования состояния связной речи: сюжетные картинки; сюжетные картинки; серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп 5.Материал для исследования языкового анализа и синтеза: речевой материал (предложения, слова различной звукослоговой структуры); речевой материал (предложения, слова различной звукослоговой структуры); предметные и сюжетные картинки предметные и сюжетные картинки 6.Материал для исследования состояния устной и письменной речи: тексты для чтения (различной сложности); тексты для чтения (различной сложности); слоговые таблицы; слоговые таблицы; буквы; буквы; тексты диктантов и изложений; тексты диктантов и изложений; печатные и рукописные тексты для списывания печатные и рукописные тексты для списывания 7.Материал для исследования психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.)

Наглядно – иллюстративный материал для логопедического обследования всех компонентов речи

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у ребенка способствует: развитию мыслительной деятельности; развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы; усвоению школьной программы; успешной социальной адаптации успешной социальной адаптации

Методическая литература (логопедическое обследование) наглядно - иллюстративный материал Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого-педагогической комиссии. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психолого-педагогической комиссии. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000г. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000г. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.-М.: Детство-Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ Сфера, 2006г. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.-М.: Детство-Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ Сфера, 2006г. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико- грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.-М.: Детство-Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ Сфера, 2006г. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико- грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб.-М.: Детство-Пресс. И.Д. Карапуз, ТЦ Сфера, 2006г. Каше Р.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. – М.: Мросвещеине, 1978г. Каше Р.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. – М.: Мросвещеине, 1978г. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006г. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006г. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей: комплект из четырех альбомов. – М.: Просвещение, 1978г. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей: комплект из четырех альбомов. – М.: Просвещение, 1978г.

Дурова Н.В. Ступеньки грамоты: комплект – 28 таблиц иллюстративно- дидактического материала, методическое руководство. – М.: Школьная Пресса, 2001г. Дурова Н.В. Ступеньки грамоты: комплект – 28 таблиц иллюстративно- дидактического материала, методическое руководство. – М.: Школьная Пресса, 2001г. Левина А. Обучаемся грамоте. – М.: Олма - Пресс Экслибрис, 2003г. Левина А. Обучаемся грамоте. – М.: Олма - Пресс Экслибрис, 2003г. Шалаева Г.П. Русский язык. Первый учебник вашего малыша. – М.: Филологическое общество «Слово»: Эксмо, 2002г. Шалаева Г.П. Русский язык. Первый учебник вашего малыша. – М.: Филологическое общество «Слово»: Эксмо, 2002г. Жукова О.С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника») Жукова О.С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника») Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно. 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2000г. Герасимова А.С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно. 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2000г. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. В 2-х книгах. От звука к букве. От слова к предложению. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. В 2-х книгах. От звука к букве. От слова к предложению. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001г.; Е.: Издательство АРД ЛТД, 2000г. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001г.; Е.: Издательство АРД ЛТД, 2000г. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей (Готов ли Ваш ребенок к школе?) – СПб.: «Дельта», 1999г. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей (Готов ли Ваш ребенок к школе?) – СПб.: «Дельта», 1999г.