Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС ) от государственных образовательных стандартов ( ГОС ) общего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего.
Advertisements

Информация для родителей. Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Ключевые особенности ФГОС ООО, отличающие его от аналогичных документов, разработанных ранее. Подготовила: Учитель истории, Чернышова Е.Ю.
Творческая мастерская учителей начальных классов ФГОС НОО (Выполнила Кибиткина С.В., учитель СОШ 2 г. Ершова.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
ФГОС для родителей. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования МОУ «Авксентьевская основная общеобразовательная школа»
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
ФГОС НОО Материалы для родительского собрания. Новая школа для нас МБОУ СОШ 5 Ст. Веселой 2012 год.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Российское образование развивается «Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы.
Транксрипт:

Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС ) от государственных образовательных стандартов ( ГОС ) общего образования

Россия – часть мирового пространства. В последнее время образование России не соответствовало мировым фундаментальным ценностям образования, которые были сформулированы ЮНЕСКО

ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Организация была создана 16 ноября 1945 и её штаб - квартира располагается в Париже, во Франции. В состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. В настоящее время членами Организации является 191 государство. СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как государство - продолжатель Основная цель ЮНЕСКО содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Научиться учить себя в любой ситуации и в любое время Научить работать и зарабатывать достойно Научить жить в современном, быстро развивающемся мире Научить жить вместе

Школа России давала фундаментальные знания самых разных наук. На протяжении многих лет это было хорошо. Международные олимпиады ( Теперь – не только знания, но и умение применять эти знания в изменённой ситуации - последние места ). ( Разные предметы, разные уровни ) Социально - экономические, научно - технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно повлекли за собой и изменения в образовании. Невозможно в учебники заложить всё, что происходит и с невероятной скоростью накапливается. Вся модель системы образования стала устаревать.

Адольф ФЕРЬЕР швейцарский педагог, теоретик и деятель нового воспитания – одного из направлений педагогики, возникшего в конце Х I Х – начале ХХ вв. С 1900 г. преподавал в « новых школах » Германии и Франции, один из основателей и председатель Международного бюро новых школ ; в гг. – основатель и активный деятель Международной лиги нового воспитания и её секций во Франции, Бельгии, Испании и других странах, участвовал в создании и работе Международного бюро по воспитанию (1925). Обобщая работу « новых школ » и развивая идеи нового воспитания, онподвергал критике официальную школу с ее словесно - догматическим характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию ее на иных педагогических началах. Сформулировал обязательные признаки нового типа средней школы. Она должна быть интернатом и расположена за городом ; число воспитанников в группах для занятий – человек. Большое внимание, кроме изучения наук, в школе должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду ; преподавание в ней должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребенка и возрастные особенности его развития ; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде....И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья, и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились......И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

ФГОС II поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.

1. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования 2. Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, определяет уклад школьной жизни. 3. Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно - экономическая модель образования

4. Выделение в основной образовательной программе ( в том числе, учебном плане ) двух составляющих : обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 5. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности ( спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ) 6. Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования

7. Повышение роли родителей ( законных представителей ) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы 8. Ценностно - нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования - Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Требования ( Т 1) к структуре основной образовательных программы Требования ( Т 2) к результатам освоения основной образовательной программы Требования ( Т 3) к условиям реализации основной образовательной программы Система оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы ( С )

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует учителя не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты ребенка.

Параметр для сравнения ФГОСГОС Нормативно закрепленное понятие стандарта (ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании») Это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП Структура стандарта- требования к структуре ООП; - требования к условиям реализации ООП; -требования к результатам освоения ООП (зТ+С) - обязательный минимум содержания ООП; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников

Параметр для сравнения ФГОСГОС Структура соответствующего учебного плана - обязательная часть; - часть, формируемая участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся. - федеральный компонент; - региональный (национально- региональный) компонент; - компонент образовательного учреждения

Параметр для сравнения ФГОСГОС Внеурочная деятельность + Внеурочная деятельность входит о образовательную программу. Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение установленных стандартом результатов - Отдельно урочная и внеурочная деятельность

Параметр для сравнения ФГОСГОС Устанавливаемые стандартом результаты - личностные; - метапредметные; - предметные - учащиеся должны знать; - учащиеся должны уметь; - учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни*

Параметр для сравнения ФГОСГОС Основа стандартаСистемно-деятельностный подход Основные направления модернизации российского образования* Умение учитьсяФормирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности** Финансирование образовательного процесса Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа) Базисный учебный план * Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации р от 29 декабря 2001 г. ** Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта

В свете Стандартов II поколения в содержание образования закладываются новые процессуальные умения : самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию из разных источников ; работать в группах и принимать решения ; использовать новые технологии информации и коммуникации. Выражаясь научным языком, происходит формирование Универсальных Учебных Действий ( УУД ).

УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях ( ИКТ ) и формирование способности их грамотно применять ( ИКТ - компетентность ). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма « Формирование ИКТ компетентности обучающихся ». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования : от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития ; от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению в зависимости от решаемых задач ; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения ; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно - волевой регуляции.

Происходящие в настоящее время изменения в образовании оказывают существенное влияние и на структуру построения урока. Главное отличие современного урока, несмотря на его тип ( урок закрепление пройденного, интегрированный урок, комбинированный урок и т. д.) – это вовлечение учащихся в процесс активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, т. е. системно - деятельностный подход.

Принципиально новое – это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы начального общего обучения – внеурочной деятельности учащихся. В соответствии со Стандартом определены 5 приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения, в отличие от содержания дополнительного образования, которое не входит в основную образовательную программу образовательного учреждения. В каждом классе школы выделяетсяв среднем до 10 часов в неделю на осуществление внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность может осуществляться как в первой половине, так и во второй половине дня, так как является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги - психологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. ( спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ).

Во внеурочную деятельность могут входить : выполнение домашних заданий ( начиная со второго полугодия ), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого - педагогической и коррекционной поддержки ( в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации ( в том числе – дистанционные ) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Классическая парадигма ( модель ) Деятельностная Подготовка к жизни ( за школьным порогом начнётся жизнь )- основная миссия Создать условия для развития личности ( живу здесь и сейчас ) Человек - простая системаЧеловек - сложная система Учим из учебникаЗнания - из будущего ( я этого пока не знаю ) Ученик - объектУченик - субъект Субъект - объективные монологические отношения учителя и ученика Субъект - субъектные отношения Ответная репродуктивная деятельностьПоисковая деятельность

Предметный : набор информации, обязательный для усвоения Личностный результат : развитие личности В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования : личностным, метапредметным и предметным. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели ( т. е. вооружить КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ )

Итак, ФГОС второго поколения – это нормативный правовой акт. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Януш Корчак ( польский педагог ) писал : « Уважайте незнание ребенка ! Уважайте труд познания ! Уважайте незнание и слезы ! Уважайте текущий час и сегодняшний день ! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной и ответственной жизнью ?» Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял ; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Жить - вот ремесло, которому мы должны учить его.

Спасибо за внимание !