ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ Подготовила учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Тамбовки » Пронякина Светлана Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД как инструмент реализации ФГОС. Четанова Лариса Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 25 г. Томск.
Advertisements

Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Составила презентацию: Коваленко Екатерина Викторовна.
«Развитие интереса к литературе через формирование качеств полноценного навыка чтения» Отчёт учителя МКОУ НОШ 13 Петровой Л.П. по теме самообразования:
«Развитие читательского интереса обучающихся специальных коррекционных классов VII вида через разнообразные формы работы» Из опыта работы Луневой Натальи.
Учимся читать Как помочь ребёнку научиться правильно читать.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
Материал подготовила: Ерёменко Людмила Владимировна. учитель начальных классов МОУ СОШ с.Катенино Варненского района Челябинской области.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Работа с текстом в начальной школе Новикова С.А., учитель начальных классов, Гимназия 1786.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Резниченко Ольга Алексеевна Учитель начальных классов Категория: первая Стаж работы: 28 лет.
Приемы работы с текстом. Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как научить ребенка выделять.
РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Понятие о чтении Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ Подготовила учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Тамбовки » Пронякина Светлана Павловна.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков : уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения.

На каждом уроке чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели : научить детей читать художественную литературу подготовить к систематическому изучению ее в средней школе вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач : - формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению ; - приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов ; - развитие устной и письменной речи ; - развитие творческих способностей детей ; - введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента : - технику чтения ( правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов ); - понимание текста ( извлечение из него смысла, содержания ).

В соответствии с компонентами навыка чтения выделяются следующие группы упражнений : 1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения ; 2) упражнения, развивающие скорость чтения ; 3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.

Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.

1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т. д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

Задание : Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся – припекло только. Человек разделся вовсе и – солнце припекло ещё.

2) « Заколдованное слово ». Первое слово читается обычно, второе ( или подчёркнутое ) справа налево. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать при одновременном функционировании двух противоположных установок : на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Задание : Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот. Ворон и лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит : - Эх, норов ! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть ! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лаороаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог : Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л. Н. Толстой

Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения. Динамическое чтение – это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение " Фотоглаз ". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, " сфотографировать " столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания : " Найди лишнее слово ", " Раздели слова на две группы ".

« Фотоглаз » За отведённое время ученик должен « сфотографировать » столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Например : урок город перемена лес школа дорога книга красивый ручка богатство учитель автомобиль обучение играть « Найди лишнее слово » Берёза Нож Цветы вилка ложка Осина тарелка Опушка блюдце Трава корова Портфель чашка Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами. Цель упражнения : развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

" Буксир " а ) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем ; б ) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель " Чтение - спринт " Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. Читают незнакомый текст. Памятка. 1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрей. 4. Ответь на вопросы по тексту.

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия. Задания на развитие мышления, внимания, восприятия. при проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения.

1. Сколько спряталось слов ? Волчишкоткрытоященокночь 2. Поставь слоги на место. РА КО БЛИК РЕ МО РО МАТ СЫ 3. Найди слова, в которых спрятался слог КРА : краска кран искра крапива красота украл красный краб

4. Расшифруй слова : МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор 5. Прочитай слова справа налево. Из какой сказки данные персонажи ? Кого здесь не хватает ? ьдевдем цяаз клов асил комерет 6. Прочитай предложения слева направо. ! ьтатич ьтему ошорох каК

Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание : Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово. На рек __, в завод _, раскрылись бел лилии и жёлт __ кувшинки. Буйно цветёт над вод __ водян __ кашка. Дик __ ут __ вывела из осоки своих ут __, учит их пла ___ и ловить мо ___. Летят над вод __ бел __ и син __ стре ___, и гудит над цветущей кашкой деловит __ пче __. И. Соколов - Микитов.

Поиск в тексте смысловых несуразностей. Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

Задание : Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления. Задание : Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления. В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из - под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело : шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. Л. Каминский.

Работа с текстом ( учебник ). Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. Задай вопросы по тексту или по части текста. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. Работа над заголовком. Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбери заголовок из предложенных. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части, текст. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. Составление кроссвордов по тексту. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. Пересказ по вопросам и без них. Составление плана текста. Подбор иллюстрации к тексту. По иллюстрации определить содержание текста.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Для формирования навыков выразительной речи в своей работе я использую следующие приёмы : Чтение слова с разными оттенками интонации. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Упражнения для развития голоса. ( « Громко - тихо ») Чтение небольших стихов. Прочитай, предавая радость ( возмущение, печаль, гордость ) в зависимости от текста. Чтение по ролям, в лицах. Конкурс на лучшего чтеца. Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующеё той мимике, которую тебе покажут.

Особенности организации контроля по чтению Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса : чтение текста, пересказ содержания произведения ( полно, кратко, выборочно ), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему ( ответы на вопросы, описание героя или события ), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа « закончи предложение », « найди правильный ответ », « найди ошибку » и т. п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учета навыка чтения в 1- м классе Фамилия Способ чтения Темп чтения, при котором осознает текст Чтение без ошибок Осознанность чтения Выразительность чтения Общая оценка

Результаты техники чтения в сравнении 1 КЛАСС 2 КЛАСС

ВЫВОД Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся – это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей - школьников. Подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.

Использованы материалы : 1. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика. 2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение. 3. Квашнина Н. С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа сс Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. 5. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа