Т.В. Никифорова. Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Духовно-нравственное становление личности ребенка в современной системе образования Контакты: Южное территориальное представительство ИРО Свердловская.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Духовно - нравственное становление личности ребенка в современной системе образования Контакты: Южное территориальное представительство ИРО Свердловская.
Первостепенная задача современной образовательной системы – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Авторы: А.Я. Данилюк. А.м. Кондаков. В.А. Тишков..
Транксрипт:

Т.В. Никифорова

Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения А.М. Кондаков

Социальные и моральные вызовы школьному образованию Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения А.М. Кондаков

Главная цель – новое качество жизни Построение социального государства – сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества и уровня подготовки граждан «О стратегии развития России до 2020 г.»

Задача модернизации российского общества К 2020 г. Россия должна стать 5-й экономической державой мира за счет реализации инновационного, социально- ориентированного типа развития, основанного на экономике знаний и высокотехнологических отраслей, высокой инновационной активности, роста человеческого капитала и эффективности его использования. Достижение данного результата возможно только при понимании ключевой, решающей роли образования в формировании человеческого потенциала, способного обеспечить достижение поставленных целей. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»

Приоритеты образовательной политики Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 г. Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г.) Приоритетный национальный проект «Образование» на г. Федеральная целевая программа развития образования ( г.) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Эффекты модернизации Увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях. Оптимизация сети школ. Повышение заработной платы педагогов. Новые механизмы финансирования школ, финансово- хозяйственная самостоятельность школ. Новые инструменты оценки и стимулирования качества образования. Повышение открытости системы образования. Повышение эффективности управления и финансирования.

Новые подходы к пониманию образования Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества

Миссия общего образования Формирование российской идентичности как условия: становления гражданского общества; укрепление российской государственности; повышение конкурентоспособности человеческого капитала.

Новые задачи образования Образование должно обеспечить: Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности

11 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Социальное выравнивание общества Формирование российской гражданской идентичности личности Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур Конкурентоспособность личности, общества и государства

Ведущий фактор экономического роста и конкурентоспособности Интеллект и творческий потенциал человека Развитие и проявление творческих способностей возможно через непрерывное воспитание у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного подхода к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию. В то же время воспитание творческих начал не может быть реализовано отдельно без формирования личности молодого человека, его нравственных основ, принятия им базовых национальных ценностей, отечественной и мировой культуры. А.М. Кондаков

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

17 Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России Педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством принятия ею ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества

18 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления: 1.Переход на новые образовательные стандарты. 2.Развитие системы поддержки талантливых детей. 3.Совершенствование учительского корпуса. 4.Изменение школьной инфраструктуры. 5.Сохранение и укрепление здоровья школьников. 6.Расширение самостоятельности школ.

ФГОС как нормативно-правовой акт Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ)

Роль стандарта общего образования в реализации стратегических целей государства Стандарт общего образования – инструмент построения гражданского общества, системообразующий ресурс социокультурной модернизации России, реализации Концепции долгосрочного социально- экономического развития страны

Функции стандарта обеспечение права на полноценное образование; обеспечение единства образовательного пространства страны ; обеспечение преемственности; повышение объективности оценивания

Цели и задачи государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения формирование гражданской идентичности; консолидация общества в условиях роста его культурного, этнического, социального и прочего многообразия, а также в условиях роста притока иммигрантов; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп; социальное выравнивание общества; конкурентоспособность личности, общества и государства

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарт как социальная конвенциональная норма Это новый тип взаимоотношений между основными субъектами, предъявляющими требования к системе образования, позволяющий наиболее полно реализовать права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств, их солидарной ответственности за результат образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории

Инновационность стандартов Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Инновационность стандартов Стандарт общего образования Новая цель образования Новое содержание образования Новое целеполагание для учителя и учащихся Новые технологии обучения Новые средства обучения Новые требования к подготовке учителя

29 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Изменение представлений учителя о современном уроке Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность

Изменение представлений учителя о современном уроке Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются обучающимися. Критерии, по которым учитель оценивает ученика, определены заранее и разделяются обучающимися.

Планируемые образовательные результаты Планируемые образовательные результаты Соответствующие им виды учебной деятельности Соответствующие им виды учебной деятельности Необходимые средства обучения (в частности, средства ИКТ) для реализации учебной деятельности Необходимые средства обучения (в частности, средства ИКТ) для реализации учебной деятельности Новая формула выстраивания урока

33 Что требуют от учителя новые технологии? П рофессиональный мониторинг стремительно растущей информационно-ресурсной базы Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов Владение педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования Активное участие в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ Освоение новой роли в педагогическом процессе

34 Российский Учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Квалифицированный пользователь ИКТ

Новые требования к подготовке учителей Одна из главных составляющих ФГОС, без которых немыслимо успешное внедрение новых стандартов в школу, - это подготовка кадров

Новые средства обучения Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования - информационно- образовательная среда (ИОС)

Современная ИОС Это педагогическая система (подсистема), направленная на формирование интеллектуальной и социально развитой личности

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения Создание условий для решения стратегической задачи развития российского образования: повышения его качества; достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентноспособность отечественной школы; ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», выравнивание социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.

Утверждение стандартов Стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785)

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности