Художественное исследование текста На свете ни единому уму, Имевшему учительскую прыть, Глаза не удалось открыть тому, Кто сам не собирался их открыть И.Губерман
Понять текст – извлечь из неё всю информацию: Фактуальную Подтекстуальную(интерпретация) Концектуальнную
Идея медленного чтения Диалог с автором, прогнозирование текста Приёмы, формирующие внимание к слову Внимание к выразительным средствам языка
Лингвистические сигналы значения отдельных слов; соединения слов между собой; порядок слов; знаки препинания.
Анализ языковых единиц, которые приводят к пониманию текста Ирландский сеттер Резвый, как огонь Белла Ахмадуллина
Задача Прочитаем две пушкинские строчки:...ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий. Попробуйте "включить воображение" и увидеть картинку во всех подробностях. Для этого нужно определить "точку зрения" в самом прямом смысле слова, то есть занять ту или иную позицию наблюдателя.
Расшифруй предложение При них была артиллерия, взятая Пугачёвым в малых крепостях, им уже покорённых.
Прочитаем начало рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда": Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные. Если бы Яков Иванов был … в губернском городе...
«Вычерпывание смысла» С чувством слабого душевного облегчения я прислонился головой к оконной раме и стал ждать, когда станция перед моими глазами начнет медленно отодвигаться назад.
Задача Прочитайте фрагменты стихотворений разных поэтов. Как привидение, за рощею сосновой Луна туманная взошла... (А. Пушкин.) Смеркает день. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. (И. Никитин.) Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает. (А. Фет.) В столетнем мраке черной ели Краснела темная заря... (И. Бунин.) Небес сияющая сила без суеты и без труда сосняк и ельник просквозила, да так, как будто навсегда. (Я. Смеляков.) Определите, что общего во всех этих описаниях. Какое время суток? Какие две составляющие пейзажа присутствуют во всех контекстах? Сравните свои наблюдения с ответом. Как вы думаете, почему поэты рисуют зарю на фоне елей, сосен, бора - а не на фоне, скажем, березняка или рощи?
Перед дождем ("Заунывный ветер гонит...") Н.А.Некрасов Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И "пошел!" - привстав с нагайкой Ямщику жандарм кричит... (1846) Афанасий Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. (1854)
Желтые звезды Астрономы считают желтые звезды на черном небе. Их головы подняты вверх. Моя опущена вниз. Ты думаешь, это потому, что ты мне сказала: «Я не люблю тебя»? Нет, нет. Это потому, что я считаю желтые звезды, желтые кленовые листья на черном ночном асфальте.
Александр Пушкин РИФМА (1830) Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога; Меж говорливых наяд, мучась, она родила Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина. Резвая дева росла в хоре богинь-аонид, Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой, Музам мила; на земле Рифмой зовется она.
РИФМА (1830) Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога; Меж говорливых наяд, мучась, она родила Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина. Резвая дева росла в хоре богинь-аонид, Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой, Музам мила; на земле Рифмой зовется она.
Иосиф Бродский Сонет Postscriptum Сонет Как жаль, что тем, чем стало для меня Твое существование, не стало мое существованье для тебя....В который раз на старом пустыре я запускаю в проволочный космос свой медный грош, увенчанный гербом, в отчаянной попытке возвеличить момент соединения... Увы, тому, кто не способен заменить собой весь мир, обычно остается крутить щербатый телефонный диск, как стол на спиритическом сеансе, покуда призрак не ответит эхом последним воплям зуммера в ночи. 1967
Литература Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. Когда книга учит. М., 1987, 1988, 1995; Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. Дорога к книге. М., 1996; Г.Г. Граник, О.В. Соболева. Путешествие в страну книги. М., 1995, 1998; Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. Литература кл.: Задачник-практикум. М., 1999.