1 Методические рекомендации по разработке образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Advertisements

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Составление программ дополнительного образования.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности Школа полного дня Оптимизационная модель Модель дополнительного образования Инновационно-
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Технология разработки образовательных программСтруктура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Транксрипт:

1 Методические рекомендации по разработке образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей

2 Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители О.Е. Лебедев

3 Нормативные документы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием г.) Ст.43. п.1. Каждый имеет право на образование. Ст.43.п.4. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

4 Нормативные документы Конвенция о правах ребенка Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН г. Ст.29. Образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.

5 Нормативные документы Конвенция о правах ребенка Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН г. Ст Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

6 Нормативные документы Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) Ст. 5. п.5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательных учреждений дополнительного образования, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе собственными уставами. Ст. 9. п.1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: основные дополнительные общеобразовательные основные дополнительные профессиональные

7 Нормативные документы Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) Ст.12. п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Ст. 26. п.1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуг реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. п.2. К дополнительным образовательным программам, относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые … в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

8 Нормативные документы Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей Утверждено постановлением Правительства РФ от г. 233 Глава III. Основы деятельности. п 26. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения. п. 27. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

9 Письмо Минобразования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» /16 от Для успешной и эффективной реализации дополнительных образовательных программ предусматриваются следующие виды деятельности, которые следует включать в содержание соответствующих дополнительных образовательных программ: Организация и проведение смен оздоровительных лагерей и туристских баз (профильных, с дневным пребываем, труда и отдыха); Организация и проведение досуговой и внеурочной деятельности детей, массовых мероприятий с обучающимися, их родителями и педагогами ;

10 Письмо Минобразования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» /16 от Конкурсы, конференции, олимпиады, слеты, соревнования, походы, путешествия, экскурсии, концерты, дискотеки и т.д.; Проведение производственной практики с обучающимися; Организация и проведение отдыха детей, родителей (законных представителей); Организация и проведение методической работы с педагогическими работниками;

11 Письмо Минобразования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» /16 от Оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям, на основе договора или соглашения; Организация международного сотрудничества в области образования, реализация международных программ с обучающимися и педагогами за рубежом и прием иностранных граждан с аналогичной целью.

12 Образовательная программа Программа (< гр. programma – объявление, предписание ) – план намеченной деятельности, работ. Программа есть четкое представление последовательности действий по достижению цели деятельности. Учебная программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков, умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

13 Образовательная программа Программа дополнительного образования детей является документом, отражающим педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности. Программа – нормативная модель совместной деятельности группы людей (или нескольких, множества групп) и создается для организации текущей или перспективной деятельности. Как документ программа может рассматриваться с разных точек зрения: - документ, фиксирующий процесс управления совместной деятельностью; - официальный документ, представляемый в органы управления образованием с различными целями: А) как показатель профессионального уровня педагога; Б) как характеристика содержания совместной деятельности педагога и воспитанников; В) как обоснование необходимости материально-технического обеспечения работы педагога.

14 Качества образовательной программы (Поташник М.М., Лазарев В.С.) Актуальность - ориентация на решение наиболее значимых проблем Прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации Рационалистичность – возможность получать максимально полезный результат для достижения поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов Реалистичность – наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей Контролируемость – наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей Чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий

15 Типология образовательных программ (Буйлова Л.Н., Кочнева С.В.) Типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности Модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания Экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий Авторская программа – полностью написана педагогом или авторским коллективом, ее содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью

16 Типология образовательных программ (Попова Н.Г., по признаку «общее – профессиональное») Общеразвивающие программы- направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта Специализированные программы – направлены на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности Профессионально-ориентированные программы – позволяют детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства

17 Типология образовательных программ (Логинова Л.Г., по цели обучения) Познавательные. Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированные на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие и поисковые Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующие развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умение претворять свою авторскую идею Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций

18 Типология образовательных программ (Логинова Л.Г., по цели обучения) Профессионально-прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями, навыками Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья Программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности Досуговые программы наполняют активно- деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности

19 Типология образовательных программ (Буйлова Л.Н., Кочнева С.В., по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности) Комплексные программы - определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое Интегрированные программы – объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства Модульные программы – по способу организации своего содержания составлены из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.

20 Видология образовательных программ Характеристика программыВарианты характеристики 1. По возрастуДля дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков 2. По полуСмешанные, для мальчиков (юношей), для девочек (девушек) 3. По продолжительности реализации Одногодичные, двухгодичные и др. 4. По формам реализации Групповые, индивидуальные 5. По видам деятельностиХудожественно-эстетические, технические, спортивно-технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие, эколого-биологические, военно-патриотические, социально-педагогические, культурологические, социально-экономические 6. По образовательным областям Профильные и многопрофильные 7. По способам реализацииЭвристические, алгоритмические, исследовательские, творческие 8. По уровням освоенияОбщекультурный, углубленный, профессионально- ориентированный 9. По направленности деятельности Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные

21 Структура образовательной программы Дополнительная образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТом и включать следующие структурные элементы (письмо МОиН РФ от ) 1. Титульный лист 2. Пояснительную записку 3. Учебно-тематический план 4. Содержание образовательной программы 5. Методическое обеспечение образовательной программы 6. Список литературы

22 Структура образовательной программы Титульный лист Реквизиты вышестоящих органов управления образованием Образовательное учреждение, реализующее программу Дата, печать и роспись ответственного работника учреждения, утвердившего программу Номер протокола педагогического совета, утвердившего программу НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ (указание возраста детей, на которых рассчитана программа, срока реализации программы) Фамилия, имя, отчество автора (авторов) программы, должность Сведения об рецензентах Название города, населенного пункта Год разработки программы

23 Структура образовательной программы Пояснительная записка 1.Введение. 2.Направленность дополнительной образовательной программы. 3.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Отличительные особенности данной программы от уже существующих. 4.Цель и задачи программы. 5.Возраст детей, участвующих в реализации программы. Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей, занимающихся в объединении. 6.Сроки реализации программы (продолжительность процесса, этапы). Режим занятий. 7.Статус и состав группы, особенности набора детей. 8.Формы и методы работы в рамках реализации программы. Формы подведения итогов программы. 9.Ожидаемые результаты и способы их проверки. 10.Условия реализации (материально-техническое, кадровое обеспечение) программы.

24 Структура образовательной программы Цель и задачи программы Цель программы: решение реально существующей проблемы; заранее предполагаемый результат учебного процесса, на который будут направлены все усилия педагога и детей.

25 Структура образовательной программы Цель и задачи программы Классификация задач дополнительных образовательных программ (Тетерский С.В.): -познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность); -развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения); -мотивационная ( создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включение в активную деятельность, ситуация успеха); -социально-педагогическая ( формирование общественной активности, реализация в социуме и др.); -обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей); -эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и др.); -оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

26 Структура образовательной программы Тематическое планирование Учебно-тематический план включает: 1.Перечень разделов программы с указанием количества часов с разбивкой на теоретические и практические занятия Разделы программы Количество часов 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения ТеорияПрактикаТеорияПрактикаТеорияПрактика Итого часов:

27 Структура образовательной программы Тематическое планирование Содержание разделов программы включает: 1.Перечень разделов и тем программы с указанием количества часов с разбивкой на теоретические и практические занятия, краткое изложение форм и методов УВП Тема занятийВсего часов ТеорияПрактикаФормы и методы работы Раздел программы 1. Тема 1. Тема 2… Раздел программы 2. Тема 1. Тема 2… Итого часов:

28 Структура образовательной программы Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме; - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; -критерии оценки и формы подведения итогов по каждой теме или разделу; -методические рекомендации (приложения различного характера, которые могут принести практическую пользу для массовой практики: творческие сценарии мероприятий, пособия, модели, и схемы, аналитические и диагностические методики и др.)

29 Структура образовательной программы Список используемой литературы Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать уровень и широту своей теоретической подготовки и может включать литературу: по общей педагогике; по методике данного вида деятельности и воспитания; по дидактике; по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; для самостоятельной подготовки воспитанников к занятиям; а также опубликованные учебные пособия и др.

30 Структура образовательной программы Наличие рецензий Внутренняя рецензия на программу выдается методистами предметной области, к которой относится программа, представителями администрации образовательного учреждения, в котором работает педагог дополнительного образования; членами консультативных советов (научно-методический, психологи, социальные педагоги). Внешняя рецензия на программу выдается представителями других образовательных учреждений, работающих по данному направлению, а также представителями научных учреждений