Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность образования, эффективность образования. Система обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса в стране и решает кроме общих проблем специфические задачи социальной адаптации и трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения.
Сегодняшнее время – это пора осознания процессов, происходящих в школе. Если раньше интересовал сам процесс обновления, то теперь педагогическую общественность больше интересуют результаты.
Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента: обученность учащегося, выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии; воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, способность к эмоционально- ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме; развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей; здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.
обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся с нарушениями зрения (ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА ОБНОВЛЕНИЯ); подготовка педагогических кадров, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, ВЫСТРАИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ТРАЕКТОРИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ; предоставление ребенку равных реальных возможностей для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности;
создание и внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических комплексов, учебных пособий; создание образовательной модели, обеспечивающей духовно-нравственные компоненты в содержании образования и воспитания; развитие системы коррекционной помощи учащимся, строящейся на принципах комплексного подхода с учетом законов, закономерностей и принципов целостности тифлопедагогического процесса
Приоритетными являются следующие проблемы: 1. Создание системы предпрофильной подготовки на третьей ступени школы. 2. Проблема отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень обучающихся и воспитанников при адекватной охране и укреплении здоровья. 3. Проблема отсутствия целостной системы, направленной на сохранение и укрепление здоровья ученика, формирование у него потребности в здоровом образе жизни, здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей грамотности по отношению к себе и к окружающим.
4. Проблема формирования компетентности социального взаимодействия как способности адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия и успешной социальной адаптации и трудовой реабилитации учащихся с нарушением зрения. 5. Проблема духовного возрождения личности и России. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. 6. Проблема обновления методической работы в школе с целью создания условий, обеспечивающих повышение профессионализма педагогов, способных реализовывать инновационные преобразования в образовании.
Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, для духовно-нравственного воспитания учащихся, для формирования эстетически развитой личности, для формирования социально грамотной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, способы реализации себя в социуме, для подготовки к полноценному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Основное направление образования в школе – адаптация учащихся с нарушениями зрения к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
Содержание социальной компетентности учащихся с нарушениями зрения: усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие их как важнейших жизненных критериев; усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие их как важнейших жизненных критериев; активная гражданская позиция, активная гражданская позиция, соблюдение правил, норм поведения и законов общества; соблюдение правил, норм поведения и законов общества; ориентация в мире профессий, знание своих профессиональных возможностей; ориентация в мире профессий, знание своих профессиональных возможностей; умение применять полученные знания в повседневной жизни (выбор витаминно-минеральных комплексов и лекарственных препаратов, продуктов питания, обращение с химическими веществами, выбор косметических средств и т.д.); умение применять полученные знания в повседневной жизни (выбор витаминно-минеральных комплексов и лекарственных препаратов, продуктов питания, обращение с химическими веществами, выбор косметических средств и т.д.); способность брать на себя ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, способность брать на себя ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих,
эстетическая культура тела, эстетическая культура тела, саморегулирование своего физического состояния, саморегулирование своего физического состояния, знания о современном информационном обществе, знания о современном информационном обществе, владение технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера, владение технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера, толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий); толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий); способность к самооценке, способность к самооценке, умение работать в компьютерных сетях и владеть Интернет-технологиями, умение работать в компьютерных сетях и владеть Интернет-технологиями, умение выбрать адекватную модель своего поведения. умение выбрать адекватную модель своего поведения.
I этап г. Организация и внедрение в образовательный процесс школы- интерната предпрофильной подготовки учащихся с нарушениями зрения
Предпрофильная подготовка – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
1.1.Элективные учебные курсы выполняют три основные функции: 1.1. Элективные учебные курсы выполняют три основные функции: 1) надстройка профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленный. 2) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена. 3) удовлетворение познавательных интересов
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке: - предметно-ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида: -создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов, -уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне, -создать условия для сдачи экзаменов по выбору. -межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного вида: -формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий, -поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
1.2. Предпрофильная подготовка В 2007/2008 учебном году была пересмотрена действующая программа. С 2009 г. – использование измененной программы «Общий гигиенический (оздоровительный) массаж» в образовательном процессе с целью предпрофильной специализации обучения по основной содержательной линии: углубленное изучение анатомии (9, 10 классы, 1 час в базисном учебном плане) и массаж (11, 12 классы, 2 часа в базисном учебном плане).
1.3. Проект: «Информационно- коммуникационные технологии в образовательном процессе. IT- подготовка учащихся 9-12 классов в области информатики в форме предпрофильной подготовки и профильного обучения» 2008/2009 г.- внедрение. 2008/2009 г.- внедрение г.- систематизация работы IT-классов г.- систематизация работы IT-классов. (на основе отслеживания процесса внедрения, наблюдений, рейтинга, результатов обучения (административные срезы), анализа, выявления проблем и корректировки).
Организация совместного учебного процесса -Организация набора-УМК для учащегося -Организация обучения-УМК для учителя -Сопровождение учебного процессаучебного процесса -Промежуточная-Сертификация и итоговая аттестацияучащихся -Участие в конкурсах-Внеучебная и мероприятиях ОЦдеятельность ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛЬНЫЙ УЧРЕЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТ УЧАЩИЙСЯ ШКОЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА -Получение УМК -Обучение в IT- классе -Получение сертификатов: «Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист» -Участие в конкурсах и мероприятиях ОЦ
II этап 2008/2013 г. Качество обучения. Внедрение в образовательный процесс новых моделей преподавания учебных дисциплин, интерактивных и интеллектуальных технологий. 2.1 В системе образования России сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.
2.2 Проект: Внедрение инновационных разработок в области учебной техники в образовательный процесс школы-интерната. 2008/2009 г. - наша школа, изучив предложения, остановила свой выбор на комплекте специализированной учебной мебели и оборудования для создания здоровьеразвивающей среды обучения. Этот комплект учебной мебели и оборудования обеспечивает успешное внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебных классах, которые предусматривают: - организацию учебного процесса на основе телесной вертикали, - активизацию учебного процесса, -профилактику нарушений в развитии позвоночника, зрения и нервно-психических процессов, -улучшение здоровья учащихся в целом – внедрение специализированной учебной мебели, мониторинговые исследования эффективности использования специализированной мебели в процессе обучения детей с нарушениями зрения.
2.3 Развитие творческих способностей учащихся: - привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, выставкам вне стен школы; - продолжать работу по созданию творческой атмосферы в школе (кружки, музейно-экскурсионная работа, танцевальный коллектив, хоровое пение); - модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности, - проводить диагностику склонностей учащихся 4, 10 классов, - мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 ; 5, 7 классах, - привести в систему работу с одаренными детьми, -осуществить перевод итоговой аттестации в 4, 10, 12 классах в условия независимой оценки знаний наряду с существующей традиционной формой итоговой аттестации, -обеспечить уверенное участие учащихся в ЕГЭ по русскому языку, математике, предметах по выбору
2.4 Создание условий в процессе обучения для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. 2008/2009 учебный год - апробация проекта «Я – исследователь!». Возможные презентации: «Мы хотим жить в здоровом мире! А вы?», «Земля – наш общий дом. Будьте аккуратными хозяевами!» г. – внедрение в процесс обучения и воспитания инновационной педагогической технологии «Проектная деятельность учащихся»
III этап Учебно-воспитательный блок Воспитательный процесс в школе 3.1 Внедрение новых моделей сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. 2008/2013 г.
3.2 Проект «Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности, воспитание патриота и гражданина». 2008/2009 г. – разработка программы «Духовно- нравственное развитие учащихся». (Разработать методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в классе, сформировать пакет материалов по изучению уровня воспитанности учащихся; изучить степень сотрудничества воспитателя с классом, уровень взаимного доверия и взаимодействия; степень включенности родителей учащихся в дела класса). 2009/2011 г. – внедрение программы «Духовно- нравственное развитиеучащихся». 2009/2011 г. – внедрение программы «Духовно- нравственное развитие учащихся». 2011/2013 г. – мониторинговые исследования по результатам внедрения программы «Духовно- нравственное развитиеучащихся». 2011/2013 г. – мониторинговые исследования по результатам внедрения программы «Духовно- нравственное развитие учащихся».
IV ЭТАП Коррекционный блок образовательного процесса В школе-интернате выявлена следующая потребность в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися начальной школы, среднего и старшего звена: - коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности, - коррекционные занятия по формированию социально- коммуникативных навыков общения, - коррекционные занятия по коррекции речевого развития, - коррекционные занятия по развитию мелкой моторики, - коррекционные занятия по развитию общей моторики, - коррекционные занятия по социально-бытовому обучению, - коррекционные занятия по физическому развитию и укреплению здоровья, - коррекционные занятия по формированию навыков пространственной ориентировки, - коррекционные занятия по формированию и развитию зрительного восприятия.