Освоение и реализация компетентностного подхода к образованию как основной способ совершенствования качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Advertisements

Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Системно- деятельностный и компетентностный подходы в образовании.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
ИРИНА ИВАНОВНА КРОТОВА ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1 Г. КИРОВА Компетентностный подход в подготовке воспитанников.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
ЧАЙКИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ-средней общеобразовательной школы 2 г.Тавды.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Педагогический совет Проблемы, средства и результаты формирования и развития предметных компетенций школьников.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Кувашова Людмила Владимировна учитель технологии МОУ «СОШ 54» город Новоуральск.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания МОУ СОШ 8 учитель истории Галкина А.Б.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Транксрипт:

Освоение и реализация компетентностного подхода к образованию как основной способ совершенствования качества образования

План работы над темой Методические совещания: г 1.Сущность компетентностного подхода. 2. Методы формирования ключевых компетентностей на уроке и во внеурочной деятельности. Педагогический совет: г

Послание президента Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

Цель: Изучить понятие «ключевые компетенции» и методы их формирования. Определить содержание и результат образования.

Основы компетентностного подхода Теория человеческого капитала (середина 20в): Теодор Уильям Шульц – американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979г – за выдвижении идеи Гэри Стэнли Беккер, Нобелевский лауреат 1992г – за создание базовой теории человеческого капитала Человек становится капиталом только в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определенных трудовых функций.

Качество результатов образования человек самостоятелен и ответственнен человек может что-то делать человек желает делать то, что может экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать человек готов самосовершенствоваться, зная, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.

Отечественная педагогика ( г) Концепция содержания образования И.Я. Лернера об образовании как о трансляции культуры,сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности; Концепция ОУУН, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока,обоснованная в 1980г в работах Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного поцесса;

Отечественная педагогика ( г) Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций – кооперативной, проблемной и др. - посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности; Практика работы предметных кружков г, работа в которых предполагала освоение учащимися знаний и умений на практике, а методика была близка к проектной деятельности.

Заказчики компетентностного подхода. Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики: работодатели обучающиеся преподаватели Общество и государство

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? Компетентностный подход позволяет: согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колле д же; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам (получение и удержание рабочего места, профессиональный рост в условиях рыночной экономики); повысить степень мотивации учения (осознание пользы для сегодняшней и последующей жизни);

Что дает компетентностный подход учителю и ученику? облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся (по словам Л.С. Выготского «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого») разгрузить обучающихся (не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок); обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Деятельностное содержание образования. Чему учить? Знаниевый подход. Каким знаниям обучть? Содержание обучения объекты и явления окружающего мира. Учебные программы перечисляют факты. понятия, закономерности, теории, подлежащие изучению. Компетентностный подход. Каким способам деятельности учить? Содержание обучения действия, операции, связанные с проблемой, которую надо разрешить. Учебные программы акцент на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать,на опыт деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен, на учебные достижения, которые должен продемонстрировать.

Компетентностный стандарт образования Стандарт результатов образования. Может: применять выполнять отстаивать доказывать демонстрировать и т.д. Отражены результаты воспитания

Компетенция- Компетенция-в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Определения: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Образовательная компетенция - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности.

Иерархия образовательных компетенций( ОК): Ключевые- метапредметное общее содержание образования; Общепредметные- относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Перечень ключевых образовательных компетенций (ОК) 1. Ценностно- смысловая компетенция; 2. Общекультурная компетенция; 3. Учебно- познавательная компетенция; 4. Информационная компетенция; 5. Коммуникативная компетенция; 6. Социально- трудовая компетенция; 7. Компетенция личностного самосовершенствования;

Ценностно – смысловая компетенция: Компетенция в сфере МВЗ, способность видеть и понимать окружающий мир, эта ОК обеспечивает самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности в целом.

Общекультурная компетенция: Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, КОМПЕТЕНЦИИ В БЫТОВОЙ И КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ, НАПРИМЕР, ВЛАДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.

Учебно- познавательная компетенция: Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Ученик овладевает навыком продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности. В рамках данной ОК определяются соответствия функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.

Коммуникативная компетентность: Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим, навыками работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально- трудовая компетенция: означает владение знаниями и опытом гражданско- общественной деятельности( выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). В эту компетенцию входят умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.

Информационная компетенция: При помощи реальных объектов ( телевидения, телефона, факса, компьютера, учебной литературы, справочной литературы и т.д.), СМИ формируются умения искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее и преобразовывать

Компетенция личностного самосовершенствования: Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает ученик. К этой ОК относятся правила личной гигиены, забота о здоровом образе жизни и т.д.

Литература: Ж. « Народное образование» г., г., г.; Научно –методический журнал « Школа» , 2006 г.; Ж. « Стандарты и мониторинг в образовании» г.; Ж. « Директор школы» г.; Книга « Школа: мониторинг качества образования», авторы Шишов С.Е., Кальней В.А., Москва 2000г. И.С. Сергеев, В.И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. АРКТИ, 2007г.