Серия библиотечных уроков ИЗ ИСТОРИИ КНИГИ Заведующая библиотеки ГОУ гимназии 1636 «НИКА»:Андрианова Ирина Михайловна Ведущий библиотекарь ГОУ гимназии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История письменности: иероглифы и пиктограммы. Обучение грамоте. 1 «А» класс Жук Софья Глебовна (учитель высшей категории)
Advertisements

Молчат г робницы, м умии и к ости – Лишь с лову ж изнь д ана : Из д ревней т ьмы, н а м ировом п огосте Звучат л ишь П исьмена. И. Б унин.
Чернушинский район Молчат г робницы, м умии и к ости – Лишь с лову ж изнь д ана : Из д ревней т ьмы, н а м ировом п огосте Звучат л ишь П исьмена.
Откуда пришла наша азбука?. Так жили славяне 1000 лет назад.
День славянской письменности и культуры Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев.
Возникновение письменности на Руси Окружающий мир 4 класс Учитель Ушакова Л. В.
ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И. Бунин Библиотекарь.
Окружающий мир. 4 класс ГОУ ЦО 1085 Выполнила: Мурашкина Э. Н.
История письменности и ее появления.
Человек и культура. Появление письменности у славян. Первые книги.
Линия времени 0 до н.э. н.э Первобытный строй Страны Востока Древняя Греция Р.Х Приложение 1.
История письменности с древнейших времён до изобретение алфавита Выполнила: Тимочкина Е. В. Руководитель: Бельденкова Ю. Ю.
1 А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? 2.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография), потом научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо).
История письменности Древний Египет Двуречье Финикия.
Письменные исторические источники. Первобытный строй. С помощью чего первобытный человек передавал информацию до появления речи ? С помощью рисунка. С.
Ученица Булашева В.Е.. Я задала себе вопросы Нужна ли детям азбука? Зачем изучать историю русского алфавита? Для чего знать русский язык?
Так писали древние египтяне А так писали древние индейцы Майя.
История письменности. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёрты й уровень структур ы Пятый уровен.
7 января - ? 23 февраля - ? 24 мая -?. 24 мая – День славянской письменности и культуры День рождения азбуки.
Транксрипт:

Серия библиотечных уроков ИЗ ИСТОРИИ КНИГИ Заведующая библиотеки ГОУ гимназии 1636 «НИКА»:Андрианова Ирина Михайловна Ведущий библиотекарь ГОУ гимназии 1636 «НИКА»: Агафонова Наталья Викторовна

Библиотечный урок 1 Знакомство с понятием книга. Возникновение и история письменности.

ПЛАН 1.Знакомство с понятием книга. 2. Возникновение и история письменности: Когда люди не умели писать Человек рисует Человек начинает писать Иероглифы Изобретение алфавита в Древней Финикии Алфавит Древней Греции Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности Славянская азбука Загадки и тайны, связанные с возникновением славянской письменности Начало русской письменности Практическая часть работы

«Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспоминать его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме…» Египетский текст начала II тысячелетия до нашей эры в переводе Анны Андреевны Ахматовой

По-старославянски «кънигы» - то есть буквы, грамоты, письмо обозначали определенное число соединенных в одно целое рукописных или печатных листов. По-старославянски «кънигы» - то есть буквы, грамоты, письмо обозначали определенное число соединенных в одно целое рукописных или печатных листов. 1. Знакомство с понятием «книга»

Из словаря полиграфистов: КНИГА – это непериодическое издание. Она состоит из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, заключающей блок, и форзацев – специальных листов бумаги, которые необходимы для скрепления блока с переплетной крышкой. КНИГА – это непериодическое издание. Она состоит из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, заключающей блок, и форзацев – специальных листов бумаги, которые необходимы для скрепления блока с переплетной крышкой.

2. Возникновение и история письменности 2.1. Когда люди не умели писать «ЖИВЫЕ ПИСЬМА» Что, по вашему мнению, означает выражение «Круглый стол»?

Современные пиктограммы Приведите примеры, какие существуют современные способы передачи информации с помощью звуков, сигналов? Приведите примеры использования пиктограмм в современной жизни (дорожные знаки, указатели)

Семафорная азбука Об этом вы можете прочитать в очерке Бориса Житкова «Телеграмма».

Узелковое письмо Узелковое письмо – кипу, Североамериканские индейцы использовали вампумы.

2.2 Человек рисует Об этом вы можете прочитать в сказке Редьярда Киплинга «Как было написано первое письмо». Так же советуем прочитать рассказ Е. Перехвальской «Нарисуй мне письмецо!»

2.3 Человек начинает писать Письмо древнего Египта Жан Франсуа Шампольон – исследователь древнего Египта. В 1822 г. расшифровал текст Розеттского камня, положив начало египтологии как науки.

2.3 Человек начинает писать ИЕРОГЛИФЫ На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге и на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят. Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки… Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти! Вот в квадрате лев скучает – что же это означает? Цапля гордая стоит- что она в себе таит? Буква это или сразу вся египетская фраза? Может, кончилась строка возле рыбы и цветка? Овладеть бы вдруг случайно нам египетскою тайной! Чтоб никто другой не мог разгадать секретных строк. В иероглифах без риска я б писал тебе записку: Рыба, взятая в кружок, цапля с клюшкой и конек. Ну а ты бы понял сразу зашифрованную фразу, Пообедал бы скорей и пошел играть в хоккей! ( Олег Тарутин). Иероглифы - вид идеографического письма. Советуем прочитать рассказ Е.Перехвальской «Трудное ремесло».

2.4 Изобретение алфавита в Древней Финикии «остановить звуки». Но далеко не все можно выразить с помощью рисунка. Люди говорят звуками, складывая их в слова. Разные народы искали способы «остановить звуки». И наконец, придумали знаки для звуков – буквы. Каждая буква это один застывший звук.

Азбука (алфавит) Азбука (алфавит) возникла две тысячи лет назад в Древней Финикии на территории современного Ливана

2.5 Алфавит Древней Греции Впервые в истории письма буквы для гласных появились в древнегреческом алфавите. Советуем прочитать рассказы Е.Перехвальской «Аристид и непослушные буквы», Г.Юрмина «Азбука: буква «А» и бычьи рога», сказку Р.Киплинга «Как придумали азбуку».

2.7 Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности Где вы можете увидеть памятник Салунским братьям в Москве? Советуем прочитать рассказ Е.Перехвальской «Братья Кирилл и Мефодий», книгу М.Ремневой «Аз. Буки.Веди».

2.8 Загадки и тайны, связанные с возникновением славянской письменности кириллицу глаголицу Известно, что Кирилл разработал только одну азбуку. Откуда же взялась вторая? И какую азбуку – кириллицу или глаголицу создал Кирилл? Тем, кто готов узнать и о других загадках и тайнах, связанных со славянской письменностью, мы предлагаем к прочтению книгу А.И.Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры…»

2.9 Начало русской письменности О том, как происходило обучение, вы можете прочесть в рассказе Л.Н.Толстого «Филипок», повести М.Горького «Детство».

2.10 Русский алфавит Современный состав букв: Современный состав букв: А, В, Г, Д, Е, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х (18) – буквы, идущие из греческой азбуки. А, В, Г, Д, Е, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х (18) – буквы, идущие из греческой азбуки. Б, Ж, Ц, Ш, Щ, У, Ю, Ы, Ъ, Ь (11) – буквы, созданные для старославянской кириллицы. Б, Ж, Ц, Ш, Щ, У, Ю, Ы, Ъ, Ь (11) – буквы, созданные для старославянской кириллицы. Э, Я, Й, Е (4) собственно русские буквы. Э, Я, Й, Е (4) собственно русские буквы.

Теперь в русском алфавите 33 буквы. Изменение количественного состава можно представить следующей формулой: =33. Об истории состава русского алфавита советуем прочитать книгу А.И.Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры…»

2.11 Практическая часть урока Рассмотреть предложенное кипу и попытаться расшифровать информацию. Рассмотреть предложенное кипу и попытаться расшифровать информацию. С помощью семафорной азбуки передать слово «книга». С помощью семафорной азбуки передать слово «книга». С помощью старославянской азбуки попробовать написать слово «книжник». С помощью старославянской азбуки попробовать написать слово «книжник». С помощью египетских иероглифов написать фразу «Старик идет к реке». С помощью египетских иероглифов написать фразу «Старик идет к реке».