Роль пейзажа в художественном произведении На примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ И.С.Тургенев писал: «Если есть у Вас атлас, отыщите в нём карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению.
Advertisements

Пейзаж и его функции в романе « Обломов » И. Ф. Гончарова.
Искусствоведы Известные художники издавна восхищались красотой русской березы, они воспели на своих полотнах невесту русского леса.
Интегрированное открытое занятие по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе.
И.И.Левитан «Золотая осень». Окрестности села Овстуг Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
УМК С.И.Львова и В.В.Львов Работа над сочинением по картине В.Д.Поленова «МОСКОВСКИЙ ДВОРИК» Автор: Бачерикова Тамара Сергеевна – учитель русского языка.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Подготовил : ученик 7 класса Дильтаев Тимур Проверила : Абаева Ольга Павловна.
Над презентацией работала Берчук Регина ученица 5 класса ТО «Юный информатик» Руководитель Подсекина Н.В. МКОУ Березовская ООШ.
Проект подготовлен учащимися 5 класса «А» Руководитель группы Шешунова Дарья.
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
А если о любви, то это как восход, А если о любви, то это как восход, Который обнажил, в полнеба полыхая, Который обнажил, в полнеба.
Терминологический диктант 1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо? 2. Средство художественной характеристики,
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Зал 2. Первые картины И.И.Левитана Несомненно, что живое наблюдение и изучение натуры лежит в основе самого раннего из известных нам пейзажей И.И.Левитана.
Поэтический мир природы Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно. Н.Рыленков.
Иван Сергеевич Тургенев
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")
Омертвение человеческой души в рассказе «Ионыч». Над чем смеется автор, изображая Туркиных? Ваши ассоциации к словам бытдуша.
Транксрипт:

Роль пейзажа в художественном произведении На примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели работы Анализ отношения человека к природе и её роли в жизни людей. Отношение учащихся к пейзажу в художественных произведениях Анализ пейзажа в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Содержание I. Вступление. Пейзаж Функции пейзажа II. Исследование, опрос, анализ картин природы в романе: Отношение к пейзажу…. (количество опрашиваемых, проценты, диаграммы) Узнать по описанию пейзажа произведение… (по произведениям 8 – 10 класса) Природа в жизни человека Природа в жизни И.С.Тургенева Анализ пейзажа в романе III. Вывод. IV. Список используемой литературы.

Функции пейзажа. Пейзажи И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина и многих других писателей формируют в нашем сознании любовь и уважение к родной русской природе. 1.Описание места действия. 2.Создание нужного настроения. 3.Воздействие природы на формирование личности героя 4. Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную..

Известные русские пейзажисты И. Левитан И.Шишкин А.И.Куинджи И.К.Айвазовский…

И.Левитан. Берёзовая роща

А.И.Куинджи. Ладожское озеро

И.К.Айвазовский. Девятый вал

II.Исследование, опрос, анализ картин природы в романе отношение к пейзажу…. (диаграммы) узнать по описанию пейзажа произведение… (по произведениям 9 – 10 класса) природа в жизни человека

Узнать описание природы (из произведений 8– 10 класса) 1. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились сочные, молодые листья. Л.Н.Толстой. Война и мир, т. 2, ч Покатость горы, на которой дом стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски 2 -3 клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; 5 -6 берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Н.В.Гоголь. Мёртвые души, гл.2 2. Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом… а внизу Арагва…тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуёю. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени, Бэла. 3. … и кругом далеко было видно белое и чёрное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлее, чем в поле; листья клёнов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. Кругом безмолвие; в глубоком смирении с неба смотрели звёзды. А.П.Чехов. Ионыч, гл.2 4. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется… Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор. Река бежит весело, шаля и играя. Весь уголок вёрст на 15 вокруг представлял ряд живописных этюдов… И.А.Гончаров. Обломов, гл. 9.

Узнать описание природы (из произведений 8– 10 класса) 5. Всё небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул как из ведра… Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку. Н.В.Гоголь. Мёртвые души, гл На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и извёстка… Солнце ярко блеснуло, так что больно стало глядеть и голова совсем закружилась. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание, ч. 2,гл Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня, он золотил только верхушки утёсов. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мэри. 8. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. А.С.Пушкин. Капитанская дочка, гл Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада: тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи забирались в рощу и обливали стволы осин тёплым светом… ласточки летали высоко. И.С.Тургенев. Отцы и дети, гл. 11.

Узнать описание природы (из произведений 8– 10 класса) опрос проводился среди учащихся 10-11классов

Пейзажи, которые учащиеся узнали 1. Н.В.Гоголь. Мёртвые души, гл Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание, ч. 2,гл М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мэри. 4. А.С.Пушкин. Капитанская дочка, гл Л.Н.Толстой. Война и мир, т. 2, ч. 3

Отношение читателей к описанию пейзажа Есть две точки зрения на описание природы в книгах: «…Я всегда вчитываюсь в описание пейзажа. Он часто помогает раскрыть характер героя или предсказать дальнейшее развитие сюжета…» «..Я чаще всего не вчитываюсь в описание пейзажа. Оно порой очень скучное, затянутое и совсем ненужное...»

Отношение к пейзажу в художественном произведении опрос проводился среди учащихся 10 классов

Отношение к пейзажу в художественном произведении «Пейзаж может выразить внутреннее состояние души героя…» «Описание природы передаёт настроение…» «Пейзаж помогает осмыслить единство человека и природы…» «Описание природы – фон происходящих событий…» «Писатели отражают своё настроение и мировоззрение через описание природы…»

Природа в жизни человека В наши дни люди очень редко обращают внимание на всё разнообразие природы. В то время, как множество писателей и поэтов выражают свое настроение и мировоззрение именно через описание окружающего их пейзажа.

Фрагменты сочинений о природе учащихся 10 класса «А» «…Весна. На посветлевшем небе пушистые облака принимают причудливые, радующие глаз, фигуры.» «…Ветер, не прогнавший остатки тумана, свободно гулял по полю, заглядывая в каждый уголок, под каждый листик..» «…Тихий шум водопада, находящегося поблизости, успокаивал. Мимо пролетела только проснувшаяся птица быстро и радостно, как будто кто-то позвал её веселиться…»

Природа в жизни Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился в средней полосе России – одном из красивейших мест нашей необъятной родины, свое детство писатель провел в усадьбе Спасское - Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать все жизнь.

Спасское - Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Въезд в усадьбу

Усадьба и творчество Тургенева Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. В Спасском-Лутовинове Тургенев работал над созданием романов Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, Новь, написал многие рассказы, повести, стихотворения в прозе. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой. М. Г. Савина, В. М. Гаршин и многие другие виднейшие представители русской культуры.

Усадебный дом

Пейзаж в романе III глава-описание весны V глава-описание имения XI глава-описание пейзажа после спора XVI глава-описание имения Одинцовой XXIV глава-описание утра перед дуэлью XXVII глава-описание сельского кладбища

Пейзаж в романе «Отцы и дети» символичен Значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отражает бедность, нищету, запустение: «Речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Пейзаж предопределяет развитие действий в романе «Нет,- подумал Аркадий,- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы … но как их исполнить?» Этот пейзаж есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.

Картина весеннего пробуждения природы Картина весеннего пробуждения природы словно наводит на мысли об обновлении Отечества, своей Родины: «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки…»

Усадьба Николая Петровича словно его двойник. Молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акации порядочно разрослась. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души.

Все герои романа проверяются отношением к природе. Для Базарова «люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.» Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека.

XI глава В XI главе Тургенев как бы ставит под сомнение целесообразность базаровского отрицания природы: «Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.» «Но отвергать поэзию? – подумал он опять,- не сочувствовать художеству, природе…? И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.»

Отношение героев романа к природе Как же относятся к природе другие герои романа? Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Сад Одинцовой представлял собой аллею стриженых елок, и цветочных оранжерей, которые создают впечатление искусственной жизни

Однообразие и спокойствие - девиз Одинцовой и ее сада. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни.

Отношение героев романа к природе Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может лишь отображать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба», Катя и Аркадий же по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.

Отношение героев романа к природе Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа. Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться. Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Любимое место Фенечки в саду – беседка из акаций и сирени.

Сцена дуэли Описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы. «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная темная, казалась, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром «экою глупость». А лес, под которым во сне Базарова подразумевается Павел Петрович, сам по себе символ. Лес, природа – все то, от чего отказывался Базаров, есть сама жизнь.

Последний пейзаж Последний пейзаж – это «реквием» по Базарову. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда- то крашеными крышками; каменные плиты все сдвинуты»

Последний пейзаж Именно последний пейзаж помогает нам постичь тайну романа: мгновенна жизнь человека, смешны его идейные битвы, но вечна Жизнь, и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти. Пейзаж этот носит философский характер.

III. Вывод. Трагический разрыв героя – максималиста с людьми, природой... Как же может быть преодолен этот трагизм бытия, ощущаемый сильнее всего именно сложным и гордым героем?! Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни. Природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей.

IV. Список используемой литературы. 1. М. Д. Пушкарева, М. А. Снежневская, Т. С. Зеполова. Родная литература. «Просвещение»., М., 1970г. 2. Ю. В. Лебедев. Русская литература 19в. вторая половина. «Просвещение»., М., 1990г. 3. И. Л. Куприна. Литература в школе «Просвещение»., М., 1999г. 4. В. В. Голубков. Художественное мастерство Тургенева. Москва, 1960г. 5. В. Ю. Троицкий. Книга поколений о романе Тургенева «Отцы и дети». Москва, 1979г. 6. И. П. Щеблыкин. История русской литературы 11 – 19в. «Высшая школа», Москва, 1985г. 7. История русской литературы 19в. Москва, 1985г www.ref.by/refs/44/31273/1.html - 37k student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=47CFA58A38FE k – ru.wikipedia.org/wiki/