Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Advertisements

Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Михаил Васильевич Ломоносов Детство Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова.Они.
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября.
Карлин Владимир 4 А класс ГОУ СОШ 156. Детство Михаил Васильевич родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Денисовка (ныне с. Ломоносово) в Архангельской губернии.
Михаил Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться.
1 Славный путь М.В.Ломоносова. 2 «Что может собственных Плутонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов Купель, в которой.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Колеватовой Анастасии и Гаврильцевой Анастасии.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) Презентация по литературе Подготовила Кирьянова Марина.
Информационные технологии на уроках окружающего мира.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) Ученый, поэт. Презентацию выполнила: ученица 9 «б» класса Бурлакова Валентина.
Михаил Васильевич Ломоносов Работу выполнили ученики 10 класса МОУ «Гимназия 2 г.Тосно»: Бутылина М. и Выголко Н. Руководитель проекта: учитель.
Ломоносов Михаил Васильевич ( ). Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую.
МихаилВасильевичЛомоносов- ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ ( )
Михаил Васильевич Ломоносов. М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовка, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Михаил Васильевич Ломоносов. М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовка, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – ДЕТСТВО ДЕТСТВО.
«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин.
Подготовила учитель русского языка и литературы Чумпалова Инна Юрьевна МОУ СОШ 7 с. Величаевского.
Транксрипт:

Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся художник- мозаист, почетный член петербургской Академии художеств (с1763 г.).

Родился 8 ноября (19 - по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином - так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности. Мать Ломоносова - Елена Ивановна Сивкова - была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был единственным сыном в семье. Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень, распложенных на Курострове, были поморами - занимались морскими промыслами. Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором - небольшим, водоизмещением приблизительно 100 тонн парусным судном, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад – «по новому манеру». Назывался гукор «Святой архангел Михаил». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью впитывать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.

Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С.Н.Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться.

В конце 1730 г. Ломоносов пешком отправляется в Москву. В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении. Отец и слышать не хотел о какой-либо учебе сына, видя в нём единственного наследника, будущего помора-промышленника. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Скрыв свое крестьянское происхождение, 15 января 1731 года поступает в Славяно-греко- латинскую академию, которую в просторечье именовали Спасскими школами. Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами». Стипендия была мизерной - 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии. Он освоил латинский язык (серьезная научная литература того времени издавалась на латыни) и читал все что удавалось достать в библиотеке Академии и в расположенной неподалеку книжной лавке. По указу Сената Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 своих лучших учеников для пополнения университета, созданного при Петербургской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующих требованиям сенатского указа. В январе 1736 г. их привезли в Петербург и зачислили студентами без жалования, «на академическом коште». 1736, 19 марта официально уведомлен о предстоящей отправке в Германию для обучения химии и горному делу. 1736, 6 ноября вместе с Винобрадовым и Райзером зачислен в Марбургский университет.

В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенная реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению. Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". Научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение многих десятилетий способствовали прогрессу науки. «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».

Возвратившись в 1741 г. в Петербург, Ломоносов в 1742 г.. стал адъюнктом Академии наук, а в 1745 г. был избран академиком по кафедре химии (профессором химии, как тогда называли эту должность). Ломоносов разрабатывал главным образом физико-химические проблемы. Ломоносов в 1752 г. писал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ»

В России до середины XVIII в. не было научного учреждения, где можно было вести экспериментальные химические исследования. Ломоносов с большим трудом добился постройки химической лаборатории Академии наук. Только через восемь лет после возвращения из-за границы, в 1749 г., Ломоносов смог начать экспериментальные исследования в созданной первой научной и учебной русской химической лаборатории.

Среди тысяч экспериментов, проделанных Ломоносовым в этой лаборатории, особенно важное практическое значение имели многочисленные (около 4000) опыты изготовления окрашенных стекол для мозаики. На основании этих работ Ломоносова вскоре была построена стекольная фабрика, на которой получали мозаичные стекла необыкновенной окраски. Ломоносову принадлежат и другие труды по совершенствованию способов получения многих практически важных продуктов. Так, он исследовал минералы и образцы руд, найденные в различных областях России, разработал новую рецептуру массы для получения фарфора, изучил приготовление берлинской лазури и других красок. В этой же лаборатории он пытался дать экспериментальное обоснование своих глубоких теоретических представлений.

Михаил Васильевич Ломоносов был создателем химического производства глазури, стекла, фарфора. Разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые он употреблял для создания мозаичных картин. Изобрел фарфоровую массу. Чудом кажутся цвета и переливы оттенков минералов, хотя известно, почему различные примеси соединений металлов дают присущий им оттенок. Еще Ломоносов, изучив такую зависимость, стал добавлять в расплав стекла эти примеси, получая любые желаемые цвета и оттенки.

Ломоносов знал, что ещё в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство. В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинками смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырёхгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. В диссертации О действии химических растворителей вообще (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно- техническую работу. Он производил анализы минералов и. образцов руд, присылаемых со всех концов России, в том числе и с нашего Севера. Около 1750 года Ломоносов занимается составлением рецептуры фарфоровых масс и закладывает основы научного понимания процесса приготовления фарфора. В середине XVIII века в России в связи с ростом текстильной промышленности значительно возросла потребность в красителях. Исследования Ломоносова способствовали развитию фабричного производства «краповой» краски из отечественного сырья, начавшегося около 1759 года. Ломоносов уделял внимание и минеральным красителям. Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы Ломоносова был открытый и экспериментально подтвержденный им закон сохранения вещества при химических превращениях

"Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими" Подчеркивая необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы в интересах достижения общей цели методы нескольких наук, ученый утверждал: "Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими" (Т. 2. С. 223). Не случайно Ломоносов явился одним из создателей физической химии. Ломоносов впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон Бойля. Введя в химию весы, он доказал неправильность мнения об увеличении веса металлов при их обжигании в заплавленных накрепко стеклянных сосудах. В своих физико- химических исследованиях Ломоносов далеко опередил свой век: физическая химия как наука появилась только в конце XIX в.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представле- ниях об атомно-молекулярном строении вещества. Еще обучаясь в Германии, у Михаила Васильевича складываются представления о том, что вещества состоят из небольших частиц корпускул, которые, в свою очередь, состоят из неделимых элементов. В 1741 году выступая в Петербургской АН, он дает определение понятиям элемента (атома), корпускулы (молекулы), простых и смешанных веществ.Ломоносов задумал написать большую корпускулярную философию трактат, объединяющий в одно стройное целое всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. На путях к достижению этой цели Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий.

Представление о непрерывном движении бесчисленных частиц как видимых юл, так и невидимого эфира, естественно, приводит к вопросу: каковы причина и источник этого движения? Ломоносов считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки аксиомами естествознания представлениях об атомно-молекулярном строении вещества: Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же отнимется от другого. Так, сколько к одному телу прибавится вещества, столько же отнимется от другого..." и :"Тело, возбуждающее толчком к движению другое, столько же своего движения теряет, сколько отдает этого движения другому телу. В 1744 году он сформулировал основы молекулярно-кинетической теории.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества. Раньше очень боялись грозы. В самом деле: попадёт молния в дом - столько бед натворит, а то и убить может. Он не только решил задачу с громоотводом, но и объяснил, почему в атмосфере возникает электричество. Холодные слои воздуха опускаются, а тёплые идут вверх. Частицы воздуха в это время трутся друг о друга. От трения и происходит электрическая сила.

В процессе опытов над электрическими явлениями в атмосфере Ломоносов делает еще одно открытие, способное сделать его имя знаменитым. Вот что сам он пишет об этом: «Возбужденная электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые во мгновение ока исчезают и в то же время новые на их место выскакивают, так что беспрерывное блистание бысть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи, хотя не так скоропостижно происходят по мере пространства всего сияния, однако вид подобный имеют...» Научная деятельность М.В.Ломоносова-физика многогранна.Теплота и электричество, оптика и тяготение- это те области физики,в которых Ломоносов оставил свой след. Эта деятельность была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины,эпохой,связанной с деятельностью Петра I.

Ломоносов выполнил многочисленные исследования в области геологии, горного дела и металлургии. Первые знания о горнорудной промышленности Ломоносов получил в Германии, куда он был отправлен на учебы как один из наиболее одаренных студентов университета при Петербургской академии наук. Однако наиболее активная деятельность Ломоносова в этой области началась лишь спустя два десятка лет после возвращения на родину. Ее результаты были изложены в речи "Слово о рождении металлов от трясения земли", а также в работах "Первые основания металлургии или рудных дел" и "О слоях земных". М.В. Ломоносов пришел к выводу, что "видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были от начала создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены". Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии. Русский ученый старался выявить физическую и химическую сущность производства металлов. Вместе с тем Ломоносов внес целый ряд оригинальных предложений. В частности, он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.

Ломоносову принадлежит первая научная классификация морских льдов. Он выделил покровные ледяные поля, образованные пресными речными водами; "вымороженные" льды непосредственно из морской воды и, наконец, айсберги, отколовшиеся от ледников. К акая связь между происхождением плавучих льдов и открытием Антарктиды? Прямая. Откуда берутся айсберги? По классификации Ломоносова - из ледников, которые образуются в результате скопления на суше снега и льда. Толщина айсбергов, так же как ледников, достигает сотен метров. Это указывает на их близкие родственные связи. Результатом рассуждений Ломоносова стала краткая формулировка в книге....Предсказание Антарктиды знаменовало новый этап в развитии географии, да и вообще наук о Земле. Оно венчает эпоху великих географических открытий.

Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт, работает над «Рассуждением о большей точности морского пути», в котором предложил ряд новых навигационных приборов и инструментов, вместе с академиком И.Брауном проводит опыты по замораживанию ртути. В 1761 г. учёный мир Европы готовился наблюдать одно из редких явлений природы - прохождение Венеры по диску Солнца. Академией наук были снаряжены две экспедиции в Сибирь, а Ломоносов наблюдал это явление у себя в домашней обсерватории.

К прохождению Венеры по диску Солнца 1761 г. относится выдающееся открытие, сделанное М. В. Ломоносовым. Ломоносову первому в мире удалось установить, что «планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою». Успех этого наблюдения привлёк Ломоносова к вопросам практической астрономии. В гг. он занимался усовершенствованием ньютонианского и грегорианского телескопов, фотометрией звёзд, конструировал астронавигационные приборы.

12 июля 1754 года. На заседании Санкт- Петербургской Академии наук Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата прообраз современного вертолета. В протоколе заседания было зафиксировано: «Высокочтимый советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродинамической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев… подниматься в верхние слои воздуха…» Винты модели приводились в движение «силой пружины, какой обычно снабжают часы». На фото: М.В. Ломоносов и его аппарат

В 1755 г. Ломоносов закончил работу над «Древней Российской историей». Одновременно учёный готовит материалы для истории царствования Петра I

С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном В. Г. Белинский Важнейшей проблемой в эпоху Ломоносова было формирование русского национального языка, языка отечественной культуры, науки, литературы, государственного строительства. Без богатого языка с его четко очерченными внутренними законами нет и не может быть развитого искусства, просвещения, науки. М. В. Ломоносов выступает и как исследователь законов русского языка, и как страстный его защитник и реформатор, и какпопуляризатор, своими литературными произведениями и историческими сочинениями убедительно доказавший, на что способен русский язык. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию

Титульный лист « Российской грамматики" Ломоносова В 1755 г. Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику». Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо- тонического стихосложения. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды- размышления Утреннее размышление о Божием величестве (1743) и Вечернее размышление о Божием величестве (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), дидактическое Письмо о пользе стекла (1752), незаконченную героическую поэму Петр Великий ( ), сатирические стихотворения (Гимн бороде, и др.), философский Разговор с Анакреоном (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; ), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Ломоносов реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам - штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". 1754, ноябрь Написал статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинении, предназначенное для поддержания свободы философии».

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся "на случай" в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747) он написал: "Науки юношей питают, / Отраду старым подают, / В счастливой жизни украшают, / В несчастной случай берегут". Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: "великое северное сияние", "пользу стекла", "превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою" и т.п. Вместе с тем он не превращал своих стихи в рифмованные трактаты. Они полны величественных образов например, солнце поэт назвал "Горящий вечно Океан", о ночном небе сказал: "Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна". Императрица Екатерина II

Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: "Сила восторга превратила натуралиста в поэта".

«Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». 15 апреля того же года в академическом собрании прозвучали слова: «Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли». Ученый оставил после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась наукой в течение лет после его смерти. Научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почётным членом Шведской Академии наук, а в апреле 1764 г. - почётным членом Академии наук Болонского института. Находившейся в Париже И.И.Шувалов намеривался представить кандидатуру Ломоносова в Парижскую академию, но было уже поздно. 4 (15) апреля 1765 г. «после нового припадка своей прежней болезни, который у него сделался от простуды», Ломоносов скончался в своем доме на Мойке. 8 апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле установлен сделанный в Италии памятник из каррарского мрамора.

Характеристику личности Ломоносова дал А.С.Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

«На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца». В. Г. Белинский г. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин