.. Образование наречий наречий
Проделки наречий Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше : предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получилось наречие вверху, вверх, наверх, кверху, сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса – о -. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом –о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем, из скакать – вскачь и на скаку, из догонять – вдогонку, из обнимать – в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно, а то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Разряды наречий по значению. Образа и способа действия. Как? Каким образом? Быстро, весело, по-новому, ошеломляюще, частенько, по-дружески, внимательно, восторженно, великолепно.
Меры и степени. Сколько? Сколько раз? В какой степени? На сколько? В какой мере? Чуть-чуть, слегка, немного, очень, слишком, вдвое, весьма, совершенно, чрезвычайно, дважды, вполне.
Места. Где? Куда? Откуда? Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, здесь, всюду, направо, везде, издали, позади, домой, вдали, повсеместно.
Времени. Когда? Как долго? До каких пор? С каких пор? Теперь, скоро, издавна, сначала, уже, сегодня, сейчас, днём, накануне, вчера, рано, давно, зимой, дотемна.
Причины. Почему? Отчего? По какой причине? Сгоряча, сослепу, поневоле.
Цели. Зачем? Для чего? С какой целью? Нарочно, назло, намеренно.
Упражнения. Выразительно прочитайте текст. Выпишите наречия, определите разряд. Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-нибудь в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.
Однажды бурундук поразил чрезвычайно артистичной работой. Он спокойно сидел на задних лапах у кустика брусники и, как мне показалось, ел ягоды, бережно поддерживая каждую передними лапами. Я громко хлопнул в ладоши. Бурундук стал ритмично отстукивать лапками по своим щёкам, выплюнул кучку ягод и стремглав побежал прочь. Я внимательно смотрел на его ягоды. Все они были крупные, отборные и с аккуратно срезанной кожицей. Так же бурундучок расправляется и с кедровой шишкой. Орехи он умело набивает себе за щёки и всегда выплёвывает их в минуты опасности. Мне кажется, что эти запасы во рту мешают ему бежать во время бега. (Г.Колесников)
Подберите к каждому из приведенных ниже глаголов подходящие по смыслу наречия так, чтобы получились словосочетания. В скобках укажите разряды наречий. Г л а г о л ы: сидел, действует, получает. Н а р е ч и я: чуть-чуть, давно, нарочно, здесь, едва, быстро, ежедневно, сообща, по-новому, красиво, вовремя, бешено, скоро. быстро (образа действия) нарочно (цели) О б р а з е ц: пишу давно (времени) здесь (места) поневоле (причины)
3. По фотоколлажу составьте и запишите 5-7 предложений, используя наречия образа действия, меры, и степени.
Сочинение-миниатюра. Спишите текст, обозначьте разряды наречий, подчеркните их как члены предложения. Какие цветы, по вашему мнению, соответствуют первому и второму описанию? Почему вы так думаете? Напишите сочинение – миниатюру «Цветы – мечтатели». Употребите в своем тексте наречия, укажите их разряды. Ландыш. Есть существа, способные так прямо, верно, открыто и сияющее смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди! Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и формы цветов у них как результат отношений света и тени.
Собери пословицы, запиши их, подчеркни наречия и определи их разряд. Не делай сегодня того а потом уж на врагов нападай Пустился в путь о чем придется сожалеть завтра Кувшин не день ото дня ломается дело трижды Болезнь приходит бегомсмотри вперед Думай дважды а сразу разбивается Сначала с друзьями поладь а уходит пешком Торопливый делает одно говори раз
Замените каждое выражение подходящим по смыслу наречием, которое является однокоренным к выделенному слову. Однокоренные слова записывайте поморфемно. О б р а з е ц: Так, что трудно у-зна-ть – не-у-зна-ва-ем-о. Каждый день. Без принуждения, по доброй воле. До установления срока. Перебивая друг друга. Без желания, с неохотой. На вечные времена. Не давая пощады. Не оставив никаких следов. Не стесняясь, не церемонясь. Очень быстро, в течение мгновения. По пути, проходя мимо. Стоять прямо, вытянув руки по швам. Ударить, сильно размахнувшись. Стоять без движения. Д л я с п р а в к и: мимоходом, навытяжку, беспощадно, бесследно, бесцеремонно, мгновенно, ежедневно, добровольно, досрочно, наотмашь, неподвижно, наперебой, нехотя, навечно.