Президентская инициатива: «Наша новая школа» Переход образовательных учреждений на новый ФГОС начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
Advertisements

Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
«Модернизация образовательной системы начальной школы в связи с переходом на ФГОС II поколения»
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
Теоретико-методологические основы ФГОС основного общего образования, полной (старшей) школы Автор: Л.С.Макеева, учитель математики 2012 г.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
1 Особенности формирования федеральных перечней учебников на учебный год декабрь 2010 г.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Внедрение ФГОС в начальных классах Родительское собрание.
Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования Начальное общее образование НОВОМОСКОВСК АВТОР: ДИРЕКТОР МОУ «САВИНСКАЯ.
Транксрипт:

Президентская инициатива: «Наша новая школа» Переход образовательных учреждений на новый ФГОС начального общего образования

5 пунктов президентской инициативы 1.Новое поколение образовательных стандартов Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Развитие школьной инфраструктуры. 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Основа стандартов второго поколения - новый тип взаимоотношений

Государство – требование от ученика необходимого уровня образованности Ученик и родители – требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.

Обновленные образовательные стандарты включают три группы требований: требования к структуре и содержанию базисного образовательного плана; к результатам его освоения; к условиям реализации образовательных программ, Ведущим документом триады требований выступают «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ»

Новые требования к основным образовательным программам. Структура (Установление соотношения частей образовательных программ: обязательная + по выбору) Условия реализации (Кадровые, финансовые, материально-технические и т.д.) Результаты освоения (Компетентности, связанные с идеей опережающего развития) Новое поколение образовательных стандартов

Требования к структуре основной общеобразовательной программы Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения 2004 год Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Требования к уровню подготовки выпускников Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников! Требования к результатам освоения образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ новые стандарты Требования региона

Задача системы образования делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Внеклассная работа Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС? Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью. Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.

Основные результаты начального общего образования Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции

В результате образовательной деятельности должны формироваться: В результате образовательной деятельности должны формироваться: осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; желание и умение учиться, стартовая готовность к образованию в основной школе и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ СамоопределениеСамоопределение СмыслообразованиеСмыслообразование Морально-этическаяориентацияМорально-этическаяориентация РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные ПознавательныеПознавательные Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

Объекты нормирования Объекты нормирования Плани- руемые резуль- таты Плани- руемые резуль- таты Программы развития УУД Программы развития УУД Примерные учебные программы Примерные учебные программы Система и модели оценки Система и модели оценки Другие матери- алы Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ Программы внеуроч- ной дея- тельности Программы внеуроч- ной дея- тельности БУП

Требования к структуре образовательных программ установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Объекты нормирования Объекты нормирования Портрет выпускника Портрет выпускника Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных образовательных программ Основные результаты ступени образования Основные результаты ступени образования Планируемые результаты ступени образования Планируемые результаты ступени образования ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Система и модели оценки Система и модели оценки

Требования к результатам личностные (познавательные потребности, а также система ценностных отношений учеников) Метапредметные (обобщённые способы деятельности (универсальные учебные действия) Предметные (усвоение школьниками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета. К ним относятся ЗУН, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности)

Личностные действия Осознание и принятие жизненных ценностей; нравственных и моральных норм; становление личностной позиции в отношении всего, что окружает ребёнка.

Регулятивные действия Умение принять учебную задачу; Планировать, контролировать и корректировать действия, необходимые для её решения; оценивать успешность выполненной работы.

Познавательные действия поиск и анализ необходимой информации; умение моделировать и осуществлять способы и операционные действия решения задач.

Коммуникативные действия умение слышать и понимать партнёра; наиболее полно и точно передавать и принимать информацию; соотносить свои действия с действиями партнёра.

Предметные умения результаты, которые выражаются в усвоении школьниками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета (ЗУН, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности).

Достижение требований к результатам начального общего образования В области оценки индивидуальных образовательных результатов проверочные работы по математике, русскому языку, результаты индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности учеников; В области оценки деятельности ОУ и деятельности системы образования (специальные диагностические, социально- психологические и социологические исследования, мониторинг состояния здоровья детей, экспертиза их достижений.

Кадры Материаль- ная база (включая параметры ИОС) Материаль- ная база (включая параметры ИОС) Информа- ционные ресурсы (включая УМК, ЦОР и др.) Информа- ционные ресурсы (включая УМК, ЦОР и др.) СанПиНы, МЧС, психологи- ческая безопасность, другие СанПиНы, МЧС, психологи- ческая безопасность, другие Дру- гие Дру- гие Финансово- экономические (включая методику формирования бюджета) Финансово- экономические (включая методику формирования бюджета) Объекты нормирования Объекты нормирования Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Требования к условиям реализации образовательных программ кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально- техническим условиям следует отказаться от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.

Учащиеся научатся Усваивать учебный материал с помощью решения разнообразных примеров учебных ситуаций и учебных задач, которые отрабатываются со всеми учащимися и смогут без особых затруднений выполняться каждым выпускником начальной школы. Учебные задачи демонстрируют актуальный уровень обученности школьников и могут быть соотнесены с базовым уровнем подготовки учащихся, с уровнем «обязательных требований».

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Базисный образовательный план Ориентирован на возрастные особенности и возможности младших школьников, а также на понимание начальной школы как фундамента всего последующего обучения. Максимальная ориентация на интегрированность (активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам).

Начальная школа, как фундамент всего последующего обучения, призвана Заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка. Должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы детей, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Особенность БОП Внеучебная деятельность (10 часов в неделю). Предназначена для реализации дополнительных образовательных программ, программ социализации учащихся, воспитательных программ. Инвариантная часть отражает содержание образования (важнейшая цель: формирование гражданской позиции школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям; информационным технологиям; готовности к продолжению образования в основной школе, формирование ЗОЖ, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях; личностного развития ребёнка в соответствии с его индивидуальностью.

Особенность БОП Вариативная часть плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы школьников (изучение отдельных предметов инвариантной части, курсы, факультативы). Использование вариативной части осуществляется в рамках 6-ти дневной учебной недели. В 1-м классе вариативная часть отсутствует.

Особенность БОП Продолжительность урока в 1-х классах – 35 минут; во 2-4-х классах – 45 минут. Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 учебные недели; во 2-4-х классах – 35 учебных недель.

Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Базисный учебный план Программы развития УУД (универсальные учебные действия) Примерные учебные программы + примерное планирование (по предметам) Программы воспитания и социализации Программы внеурочной деятельности Планируемые результаты образования Оценка достижения планируемых результатов образования Другие материалы