Художественный мир сказок Пушкина и Андерсена. Диаграмма по результатам исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки Пушкина.
Advertisements

« Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма !» А. С. Пушкин.
Сказки А.С.Пушкина Выполнила Лямина Г.Ю. Учитель МОУ СОШ С.Лопатина 2007 – 2008г.
1 Содержание: Слайд 1 – Титульный Слайд 2 – Содержание Слайд 3 – Соколов Ф.И. «Сказки Пушкина» Слайд 4 – Александр Сергеевич Пушкин Слайд 5 – Куркин А.М.
Відкрите засідання літературного клубу «Алые паруса»
Цыремпилова Галина Александровна МБОУ Бичурская СОШ 4 Учитель начальных классов Литературное чтение 3 класс.
Литературная игра по сказкам А. С. Пушкина Разработана учителем начальной школы ГОУСПО «Пикалёвский педагогический колледж» Лаврищевой Светланой Александровной.
Тема урока: «Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов». А.С. Пушкин.
Ганс Кристиан Андерсен гг.. Г.К. Андерсен Родился в Дании на острове Фюн в семье сапожника 15 апреля 1805г. В детстве он хотел стать актером.
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Сказка «Снежная королева»
«Сказка ложь, да в ней намёк…» Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.
Что з а п релесть э ти с казки ! Путешествие по сказкам А.С.Пушкина.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» Звездный час. 1 тур «Сказочники»
Х.К. Андерсен ( ). Ханс Христиан Андерсен Сын бедного сапожника. Жил в городе Оденсе. Учился в школе для бедных. Андерсен отправился в Копенгаген.
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Иллюстрации.
Миронова Лиза – 6 лет Данилова Лиза – 6 лет Воспитатель: Бабушкина Татьяна Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития.
Электронная игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет В.С. Кузнецова.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина тур
В маленькой стране Дании, на маленьком острове есть город Оденсе. 200 лет назад там в одной очень бедной семье родился самый главный сказочник в мире.
Транксрипт:

Художественный мир сказок Пушкина и Андерсена

Диаграмма по результатам исследований

В результате моего исследования выяснилось: 1.Все опрошенные знакомы с детства с творчеством Пушкина и Андерсена 2.Половина опрошенных знает лучше всего сказки Пушкина, третья часть – стихи, пятая часть – прозу, а десятая часть – все. 3.Цитируют наизусть строки: 3-я часть – из «Сказки о царе Салтане», 4-я часть – из поэмы «Руслан и Людмила», 10-я часть – из сказки «О рыбаке и рыбке». Остальные прочитали: стихи о природе, «Вещий Олег», «Буря мглою», «Я к вам пишу…», «Я помню чудное мгновенье». 4.Самыми популярными сказками Андерсена оказались «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка». 5.97% считают, что сказки Пушкина и Андерсена находят отклик в сердцах современных людей, а 95% - что их произведения нужно изучать в современной школе. 6.60% считают, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями.

А.С. Пушкин ( ) – 38 лет. Х.К. Андерсен ( ) – 70 лет. К.Г. Паустовский ( ) – 77 лет. Диаграмма по результатам исследований

И все же в их судьбах – земных и посмертных – были удивительные пересечения или, как любил говаривать Александр Сергеевич, «странные сближения» год – первый сборник сказок Андерсена 1835 год – опубликованы «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке» 1837 год – была напечатана самая грустная и самая поэтичная сказка «Русалочка» 1837 год – роковой год для Пушкина

1880 год

Автограф Пушкина из знаменитой капнистовской тетради

11 Первый сборник «Сказки, рассказанные детям» (1835 – 1842) Андерсен: «Они сделают мое имя бессмертным» Огниво (1835) Маленький Клаус и Большой Клаус (1835) Цветы маленькой Иды (1835) Дюймовочка (1835) Принцесса на горошине (1835) Русалочка (1837) Новый наряд короля (1837) Ромашка (1838) Стойкий оловянный солдатик (1838) Дикие лебеди (1838) Калоши счастья (1838) Эльф розового куста (1839) Оле-Лукойе (1840) Свинопас (1841). Арина Даур «Портрет Андерсена с розовым кустом»

12 Второй сборник «Новые сказки» (1843 – 1848) Соловей (1843) Гадкий утенок (1843) Ель (1844) Снежная королева (1844) Бузинная матушка (1844) Красные башмаки (1845) Прыгуны (1845) Пастушка и трубочист (1845) Девочка со спичками (1845) Штопальная игла (1846) Старый уличный фонарь (1847) Тень (1847) Воротничок (1847).

13 Фольклорные традиции в сказках Андерсена Многие сказки из первого сборника Андерсена восходят к фольклорным сюжетам Неопределенное место и время действия: «много-много лет тому назад», «далеко-далеко», на дороге, в лесу, на берегу моря, в бедной лачуге, в королевском замке, в маленьком городе Типичные для народных сказок персонажи: солдат, свинопас, старший и младший (богатый и бедный) братья, король, королева, принцесса Троекратные повторы (3 собаки, 3 желания), градация в развитии сюжета Формулы зачина и концовки, сказочные формулы, постоянные эпитеты.

14 Своеобразие литературных сказок Андерсена Персонажи, не свойственные народной сказке (подмастерья, студент, советник, ученый, поэт, бабушка, дети; необычные животные: крот, ящерицы, майские жуки, мотыльки) Конкретное место действия: Копенгаген, Королевский сад, Турция, кунсткамера, аптека, реальная Дания Обилие бытовых подробностей, развернутых пейзажей Особый образ сказочника. Он оценивает героев, создает доверительную эмоциональную атмосферу В сказках нашли отражение романтические идеалы автора: любовь к простому человеку вера в Любовь, Красоту, Верность Борьба за Справедливость Сказки Андерсена – это гимн силе любви, стойкости характера. Гибель любимых героев изображается как подвиг («Ромашка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»).

«Солнечное дерево было чудо что за дерево, какого и мы не видывали, и ты никогда не увидишь. Густолиственная вершина его бросала тень на несколько миль кругом; дерево было, в сущности, настоящим лесом, каждая отдельная маленькая ветвь – целым деревом; тут были и пальмы, и буки, и платаны, и пихты … Большие же ветви, извилистые и суковатые, являлись настоящими долинами и холмами, устланными мягким, как бархат, зеленым ковром, усыпанным цветами. Каждая ветвь напоминала висящий в воздухе цветущий луг или чудеснейший сад. Солнышко вечно ласкало дерево своими благодатными лучами – недаром же оно звалось солнечным деревом. К нему слетались птицы со всех концов света. … Но не одни птицы обитали на дереве: олень, белка, антилопы и другие быстроногие, прекрасные животные тоже чувствовали себя здесь как дома. … густая, кудрявая вершина дерева была огромным, благоухающим садом. Посреди же этого сада, там, где раскинулись зеленые склоны самых больших ветвей, возвышался хрустальный замок; из окон его открывался вид на все четыре стороны света». Философский камень Г.Х. Андерсен

Добросовестно изучает истину добра и красоты. Он узнал, что люди зачастую венчают цветами вместо красоты уродство «Дочь болотного царя», «Новое платье короля», «Свинопас», «Соловей», «Сказка о царе Салтане» Люди истинного добра не замечают «Ель», «Девочка, наступившая на хлеб», «Медведиха», «Сказка о рыбаке и рыбке» Награждают посредственность рукоплесканием, а не свистом «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Смотрят на имя, а не на достоинство, на платье, а не на самого человека, на должность, а не на призвание «Ребячья болтовня», «Сказка о царе Салтане», «Огниво»

Сплетни, ложь, языки людские не знали удержу, так что добрые отношения трещали по швам «Ребячья болтовня», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» Если человек не будет бороться за свою идею, то он превратится в ничто «Снежная королева», «Русалочка», «Сказка о царе Салтане», «Дикие лебеди» «Я подхватывала каждое крошечное зерно истины, носившейся по ветру, и крепко берегла его; я давала ему пропитаться ароматом всего прекрасного, чего немало на земле – даже для слепой. Я ловила каждое биение человеческого сердца во имя добра и вкладывала их в зернышки истины. Я несу домой одни песчинки, но все они в совокупности и составят драгоценный камень, который я искала: у меня их полная горсть!» «Вера – это светозарный столб песчинок истины!»

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал

Язык есть великий труд целого поколения

Богатство языка сказок. Тролльволшебное существо датского фольклора. Философский каменьэликсир философов. Круглая башняодно из самых высоких зданий старого Копенгагена. Королевский садуниверсальный сад вокруг замка Росенборг. В 1881 там был открыт памятник Андерсену. Кунст-камерапомещение, в котором хранились всевозможные редкости. Фрёкенмолодая девушка Масляничная вербапучок голых веток, украшенных разноцветными бумажными цветами, лентами Далерстаринная серебряная монета Дриадафантастическое существо, живущее в лесах и рощах Тингвече Кабыесли бы (союз) Крещеный мирпринявший обряд крещения Молвитьсказать, проговорить Светлицасветлая, парадная комната в доме Сторонастрана, местность Позадьпозади Красная (девица)красивая, прекрасная Полюбиласяпонравилась Сенинежилая часть дома, соединяющая жилую часть с улицей За пир честнойпир, на котором много почетных и знатных гостей, «честных» Честные (гости)уважаемые, почетные Онеони В те порыгоды На добра (коня)хороший, достойный Аршинстарорусская единица измерения длины 1 аршин = 1/3 сажени = 4 пяди = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м. Гонецчеловек, посланный с поручением, известием Известипогубить Чудеситьсовершать непонятные, странные поступки Сей разэтот (указательное местоимение) И в суму (его пустую)сумка Бояревысшее сословие на Руси X-XVII в. Окиянокеан Горькая вдовицачтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, Пушкин использует эпитет «горькая» (женщина, у которой умер супруг) Вопитплачет, кричит Со креста снурокшнурок

Дело лихоплохо Средь зыбисреди мелких волн Клёвклюв Чародейволшебник, колдун Ввек(наречие) никогда Натощак(наречие) не приняв никакой пищи, с пустым желудком Очиглаза Грезысны Маковки церквейглавы, купола церквей Ахнутьиздать резкий и громкий звук В колымагах золотыхтяжелый, громоздкий экипаж Пышный дворпридворные, приближенные царя, князя И царевича венчают княжей шапкойвозлагают звание князя Нарекатьсяназваться Корабельщикивладелец корабля, моряк Заставазаграждение из бревен, устроенное при входе в гавань Гоститак в старину называли богатых купцов Ответ держатьотвечать Палатабольшой зал во дворце, палатами так же называли богатые дома, дворцы Престолтрон Венецкорона Не привольныйостров, куда не приставали корабли Изумруддрагоценный камень ярко-зеленого цвета Баетговорит, рассказывает Дьяктак в старину называли служащих в приказах (учреждениях) Под спудзапереть, спрятать Фимиамблагородное вещество для куреня (перен. - восторженная похвала, лесть) Конь-мертвякпо народному поверью призрак лошади, появление которого предвещало чью-то смерть Ураниеборгобсерватория Молинаскистаринный танец Пальнатоксказочный датский герой Игольный глазоктак по-датски называют игольное ушко Гусек-скакунокигрушка грудной кости гуся

Исподтиха(наречие) незаметно, украдкой, скрытно, лукаво Витязивоины Четамипарами Обходить дозоромпатрулировать, охранять Отныненачиная с данного времени, впредь Булаторужие из стали особой выделки Ни гугуни слова Павагордая величавая женщина Ужо(наречие) позже, потом Пождиподожди Подно(наречие) в выражениях удивления (стоит ли) Путем (пораздумай)как следует, хорошо За тридевять земельдалеко Отсельс сего места Неуказаннымзапрещенным Восвоясик себе домой Холятухаживают, заботятся Пеняетупрекает, укоряет Не внимаетне слушает В лазоревой (дали)голубой Громогласногромко, звучно Возопитьгромко, пронзительно закричать Латыстальная или железная одежда для защиты от стрел, воины, одетые в латы. Свекровьмать мужа Ретивоесердце Дух в нем занялсяостановилось у него дыхание от волнения Насилу(наречие) с большим трудом, едва Ратоборствосражение, битва, схватка, борьба

Живописные глаголы В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Прелесть и совершенство – какая гармония! Море житейское шумело и гудело вокруг нее, но где только ни проходила она, всюду на небе сияло солнышко … всюду из черных облаков исходила сияющая радуга.

Аллитерация Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал;

Любовью, благостью, прощеньем Людей исполнены сердца Аллитерация

Ассонанс И в суму его пустую Суют грамоту другую

Мир тонет в мраке, лжи, притворстве Вся жизнь лишь суета сует. Но с тьмой и ложью в ратоборство Вступают истина и свет. Ассонанс

Эпитеты Существительные – эпитеты: для батюшки- царя, голубушки-сестрицы, гости-господа. Фольклорные песенные эпитеты: грусть- тоска, в лазоревой дали. Литературные: с ободренною душой, во мгле печальной, душою страстной, благодатными лучами, необыкновенная душевная чуткость.

Народные суждения (пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения) Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь. Объехали весь свет, это горе все не горе. Дело лихо. Ввек тебя я не забуду Правду ль бают или лгут. Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка. А как речь то говорит – словно реченька журчит. А сама-то величава, выплывает словно пава. И царица над ребенком как орлица над орленком. Что ты тих, как день ненастный. В чешуе как жар горя. Все равны, как на подбор. И растет ребенок там не по дням, а по часам. Молвит русским языком. Принцесса на горошине. Стойкий оловянный солдатик. Да ведь король-то голый! Жизнь – чудеснейшая из сказок. Хорошенького – понемножку. Толоконный лоб. Ест за четверых, работает за семерых.

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. Поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани. Ты прекрасна, слова нет, но царевна все ж милее, все румяней и белее. Царствуй, лежа на боку.

Голос влюбленного поэта За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Работая над своим проектом, я поняла, что сказки Андерсена и Пушкина – это сокровище мудрости и опыта, это клад знаний о наших предках. Эти сказки учат уважать культуру, жизнь. В этих сказках образный, емкий, умный язык, в котором есть все элементы искусства – и музыка слов, и словесная живопись, и архитектура. Сказки учат добру, справедливости, учат любить и жалеть, быть честными, верными, бескорыстными, ценить человек по делам и поступкам. Сказки учат уважать старших и вести себя достойно. Я считаю, что сказки Андерсена и Пушкина предназначены для людей любого возраста. Я согласна со словами, что «наша жизнь – чудеснейшая из сказок» и что в ней существует «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Различия в сказках Андерсена и Пушкина Андерсен – 1835 – 1872 – 37 лет Пушкин – 1814 – 1834 – ( ) – ( ) – 20 лет – 4 года Сравнивая годы работы над сказками, мы видим, что Пушкин не успел полностью себя реализовать (у Андерсена неодушевленные предметы открывают нам «чувства добрые» и умение видеть красоту во всем – старые монетки, штопальная игла, деревья). У Андерсена во многих сказках трагический конец, а у Пушкина добро всегда побеждает зло (связано с психологическим типом личности – Андерсен замкнутый (пессимист), Пушкин - открытый). Сравнивать язык сказок сложно, ибо сказки Андерсена написаны в переводе. Любимый эпитет Андерсена «настоящий», с помощью которого он показывает, что происходит с человеком, если он теряет хоть одно качество истинной, настоящей личности. У Андерсена конкретное место действия, реально существующее – Дания, Копенгаген, Китая, Турция. У Пушкина – фантастическое, сказочное время (в неком тридевятом царстве, тридесятом государстве, остров Буян, лесной терем).

Врубель Михаил Александрович. Царевна-Лебедь. 1900, Холст, масло, 142,5 х 93,5

Иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина

Цветные репродукции иллюстратора А.М. Куркина

Мои рисунки к сказке

Иллюстрации к сказкам Андерсена Вильхелм Педерсен

Лоренц Фрюлих

Эдмунд Дюлак

Мой Пушкин для меня, как дивная жар – птица, Как дар волшебный счастья и добра. А Андерсен, как – море красоты, Волшебных грёз очарованье. Их сказки - это факел на моём пути, Несущий свет, добро и состраданье. В минуты радости, тоски или мечтаний Они ведут меня в неведомые дали Прекрасной сказкой жить мне помогают.