Александр Николаевич Островский 1823 - 1886 1846 1871 1884.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Advertisements

Личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»
«Колумб Замоскворечья» Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.
Семья ОтецМать Мачеха Сын священника; Чиновник- юрист; Титулярный советник; дворянство Дочь пономаря; Умерла, когда Александру было 8 лет Баронесса Эмилия.
Цели: познакомиться с важнейшими фактами жизни и творчества писателя; Определить роль Островского в истории русской литературы.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Мировская Н.А.
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.Малой Ордынке Имя при рождении: Александр Николаевич.
Александр Николаевич Островский ( г.г.).
Александр Николаевич Островский Биография. Детство и образование Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла,
«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский.
Александр Островский – уроженец Москвы. Будущий писатель-драматург родился в 1823 году. Кроме Александра, в семье священника было еще трое детей. Родная.
Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
Островский Александр Николаевич.
А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству…» А.Н.Островский.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Тест по творчеству А.Н.Островского
Александр Николаевич Островский ( ) выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. 1.
Биография Островского Александра Николаевича Биография Островского Александра Николаевича ( )
ГАОУ СПО ЛО «Приозерский политехнический колледж» Тест по творчеству А.Н. Островского 1 курс 1 курс Прокофьева Надежда Евгеньевна Тест по творчеству А.Н.
Транксрипт:

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский Родился 31 марта 1823 г. в Москве, между Малой Ордынкой и Голиковским переулком. Это Замоскворечье; район, где жили купцы, мещане и чиновники. Москворецкая улица

Это интересно! Предки будущего писателя и драматурга – из костромских земель. По рождению он принадлежал к духовенству: его дед Федор Иванович Островский приехал в Кострому в 90-е годы XVIII века для учебы в духовной семинарии. Позже он постригся в монахи (в монашестве отец Феодот); со временем принял схиму в Донском монастыре, умер в 1843 году и погребен у стен Большого собора Донского монастыря. Донской монастырь в Москве Донской монастырь в Москве

Дом-музей писателя в Москве

Увлечение чтением У отца Островского была большая библиотека. Едва Николай Фёдорович встал на ноги, он завёл в доме большую библиотеку. Юный Островский читал романы Нарежного, Загоскина, Анны Радклиф; на полках стояло первое издание комедии «Горе от ума» Грибоедова, поэмы Пушкина, выпуски известных литературных журналов («Московского телеграфа» Н.Полевого, «Телескопа» Н.Надеждина, «Современника» А.Пушкина, «Литературных приложений» к «Русскому инвалиду» А.Краевского, «Библиотеки для чтения» С.Сенковского). Благодаря этим изданиям, А.Островский хорошо знал лучших современных литераторов и деятелей культуры: Пушкина, Грибоедова, Чаадаева, Хомякова, Веневитинова, Погодина, Лермонтова, Герцена.

Детство и юность писателя. Образование. Отец писателя Николай Федорович сначала пошел по пути деда Островского – он учился в Московской духовной академии, но затем стал чиновником: титулярным советником и выслужил потомственное дворянство (в 1829 г.). Любовь Ивановна – мать писателя – была дочерью просвирни (просвирня - женщина, входившая в церковный штат, изготовляла просфоры). Когда Островскому не было ещё и 9 лет, мать умерла и отец снова женился. Портрет Эмилии Андреевны Тессин Мачеха – Эмилия Андреевна Тессин – занималась воспитанием пасынков. Детей учили европейским языкам и музыке.

Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы. Островский успешно занимался с учителями музыки, учился читать ноты, умел подобрать на фортепиано мелодию и записать ее. Затем Островский поступил в Московскую губернскую гимназию сразу же в третий класс! В гимназии А.Островский серьезно занимался латынью. Возможно, с этим увлечением древним языком связан тот факт, что в пьесах «В чужом пиру похмелье» и "Трудовой хлеб" он изобразил учителей-латинистов. В 1859 году перевел "Гециру" древнеримского драматурга Теренция, в которой раскрыта тема невестки и свекрови (вспомним драму "Гроза"). Первая Московская гимназия, где учился Островский

Университет После окончания гимназии А.Н.Островский собирался избрать словесный (историко-филологический) факультет Московского Университета. Однако отец – человек практичный и деловой – не позволил этого сыну. С 1840 по 1843 гг. А.Н.Островский учится на юридическом факультете Московского университета. Московский университет первой половины XIX в

Увлечение театром Памятник Островскому у Малого театра Большой (Петровский)театр Тем временем, еще в последние гимназические годы, Островский увлекся театром. Драматическая труппа (одновременно с оперной и балетной труппой) Московского императорского театра занимала тогда помещение Большого театра (его называли тогда Петровским). Островский посещал и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Всю жизнь потом вспоминал Островский труппу 1840-х годов, блестящее исполнение актерами гоголевских пьес - "Ревизора", "Женитьбы", "Игроков".

Уволен из университета В 1840-е годы университет и Московский императорский театр были тесно связаны. Не случайно великий комик Щепкин дружил с профессорами Грановским и Крюковым, знаменитый трагик Мочалов – со многими из студентов. В профессуре и студентах артисты находили прекрасных зрителей. В состав труппы Московского императорского театра, занимавшего тогда помещение Большого Петровского театра, входили как драматические, так и оперные и балетные артисты. Портрет Мочалова Портрет Щепкина Увлекшись театром, А.Н.Островский забросил учебу и сам подал прошение об уходе. Ему было выдано свидетельство об «увольнении из университета».

Начало творчества В 1951 году А.Н.Островский уходит со службы и становится профессиональным литератором. Однако первые литературные опыты писателя появились раньше – в 1847 году. Это была и проза в духе натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя»), и драматургия (пьеса "Картина семейного счастья", написанная в 1847 году, была запрещена к постановке в театре). Москва. Вид на Замоскворечье. Фотография начала ХХ века. Осенью 1849 года Островский закончил комедию «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»), в декабре читал ее у Погодина, где присутствовал Гоголь. Пьеса была напечатана (в журнале славянофильского направления «Москвитянин», в марте 1850 года, 6, кн. 2). Затем последовало разбирательство в Бутурлинском Комитете и в III Отделении. В результате пьеса запрещена для сцены, а ее автор отдан под негласный надзор полиции.

«Молодая редакция» журнала «Москвитянин» С 1850 года А.Н.Островский становится сотрудником (помощником редактора) журнала «Москвитянин», который издает историк М.П.Погодин. Журнал был "третьесословным", т.е. разночинным. Островский вместе с Ап. Григорьевым, Б. Алмазовым, Т. Филипповым, Е. Эдельсоном, П. Садовским, И. Горбуновым входит в «молодую редакцию» этого журнала, а также становится его автором – пожалуй, самым значительным из публикующихся в журнале. Тертий Филиппов Борис Алмазов Евгений Эдельсон

Программа «молодой редакции» во многом определялась интересом к национальной самобытности русского народа и фольклору. Если славянофилы наиболее ценный культурный слой видели в крестьянстве (причина: крестьянство сохранило русские национальные обычаи и веру), то «молодая редакция» - в купечестве. Сотрудники журнала Погодина полагали, что купечество больше, нежели какой-то иной слой населения, верно патриархальным обычаям. Здесь патриархальная культура не тронута ни крепостным правом, ни западным влиянием. Островский и его друзья отказываются и от другой идеи славянофилов – от идеализации прошлого; положительные начала они ищут в современной национальной жизни. Члены «молодой редакции» (один из ее создателей – поэт и критик Аполлон Григорьев) исповедают новую идеологию, которая получила название «почвенничества». Островский активно работает в «Москвитянине» до 1855 г. В это время он пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедная невеста», «Бедность не порок». Из истории театра Комедия «Не в свои сани не садись» была первой пьесой Островского, увидевшей сцену в январе 1853 года. На другой день вся Москва заговорила о спектакле.

Служба театру 1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актёров, увлечённых его пьесами. Август 1853 г. В Малом театре сыграна пьеса «Бедная невеста». Имя Островского укоренялось в репертуаре. Ноябрь 1859 г. Состоялась премьера «Грозы» в Малом театре г. Была разрешена для представления пьеса «Свои люди – сочтёмся». С триумфом прошёл десятилетие запрещённый «Банкрот» (другой вариант названия пьесы).

Уваровская премия Положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. Пьесы «Гроза» и «Грех да беда...» были увенчаны большой академической «Уваровской» премией, которую присуждали выдающимся произведениям драматургии. В 1863 году Островский был избран членом- корреспондентом Академии наук. В 1868 году дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты», затем одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес» и другие. Успех пьес вернул Островскому силы.

Последние годы жизни Однако в 70-е годы внешние события жизни Островского были бедны, заурядны. Открывал газеты после премьер спектаклей с недоверием и опаской. Газеты писали: «Как измельчал талант первого нашего драматурга! Он пережил свой талант!..» Островский продолжал работать в «Отечественных записках», исследовал историю русского театра, заботился о молодых драматургах. Портрет А.Н.Островского. В.Г.Перов. 1871

Новая должность В последний год жизни под давлением общественности были официально признаны заслуги Островского : он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Ревностно взялся за новое дело писатель, настало время, о котором он мог только мечтать... Однако уже в первые дни службы с ужасом ощутил, что взятая на себя задача ему не по силам. Утром 2 июня 1886 года он, как всегда работал, просматривал перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Смерть застала его за письменным столом...

Похоронен писатель в Щелыково – родовом поместье Островских, где сейчас находится музей-заповедник. Семейный некрополь Островских на кладбище в Николо-Бержках (в Щелыково Костромской губернии недалеко от музея- усадьбы Островского)

Только цифры 41 год жизни отдан драматургии 35 лет посвящены театру, полностью и безраздельно 47 пьес написано 547 героев действует в пьесах 1469 постановок пьес Островского в московском Малом театре 1445 – в петербургском Александринском По праву Островского можно назвать великим тружеником и создателем репертуара русского национального театра.

Проверь себя Какие пьесы А.Н.Островского посвящены театру или актерам? «Свои люди – сочтемся»________________ «Бесприданница»______________________ «Гроза»______________________________ «Лес» _______________________________ «Без вины виноватые»_________________ «На всякого мудреца довольно простоты»

Проверь себя Вставьте цифру, соответствующую пропущенному слову, которому ниже дается определение:1 – драма, 2 – трагедия, 3 – комедия, 4 – фабула, 5 – реплика, 6 – ремарка, 7- конфликт. Жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу. Острое столкновение противоборствующих сторон, характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения Жанр драматургии, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Цепь, череда событий, положенная в основу сюжета произведения. Жанр драматургии, в котором изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые противоречия, а главный герой, как правило, погибает. Фраза, которую произносит персонаж в ответ на высказывание другого действующего лица. Замечание, пояснение автора к тексту пьесы.

Проверка 1 – драма 7 – конфликт 3 – комедия 4 – фабула 2 – трагедия 5 – реплика 6 – ремарка

Проверь себя Вставьте цифру, соответствующую пропущенному слову, которому ниже дается определение: 1. Бутафория 2. Реквизит 3. Амплуа 4. Трагик 5. Водевиль 6. Куплеты – нужные по ходу действия пьесы и употребляемые на сцене предметы, подделанные под настоящие. – небольшая пьеска веселого содержания, сопровождающаяся пением куплетов и часто танцами – подлинные вещи, взятые на сцену из обихода. – стихотворные вставки в текст водевиля, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение и часто с танцевальными движениями. – в XVIII веке и в первой половине XIX в. обязательное в каждой труппе амплуа актера первого положения, исполнявшего центральные роли в трагедии. – термин, пришедший в русский театр из Франции: цикл ролей, соответствующих внутренним, а чаще – внешним данным исполнителя (голосу, фигуре, манере держаться).

Проверка 1 – бутафория 5 – водевиль 2 – реквизит 6 – куплеты 4 – трагик 3 – амплуа

Домашнее задание 1.Заполните таблицу, прочитав драму «Гроза»: 2.Выпишите первые реплики героев пьесы, какую черту характера она раскрывает? 3.Какой смысл вкладывает Островский в название пьесы «Гроза»? «Хозяева жизни»«Жертвы» г. Калинова

Проверка Д/З «Хозяева жизни»«Жертвы» г. Калинова Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется», «Вот куда воля-то ведёт». Кудряш: Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась», «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает». -Какое место занимает Катерина в этой системе образов? -Почему среди хозяев жизни оказались Кудряш и Феклуша?

Проверка Д/З 2. Роль первой реплики, раскрывающей характер героя. КУЛИГИН: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» КУДРЯШ: «А что?» ДИКОЙ: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» БОРИС: «Праздник; что дома-то делать!» ФЕКЛУША: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная» КАБАНОВА: «Если ты хочешь мать послушать, как ты приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». ТИХОН: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» ВАРВАРА: «Не уважишь тебя, как же!» КАТЕРИНА: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Проверка Д/З 3. Какой смысл вкладывает Островский в название пьесы «Гроза»? Гроза как физическое явление ( IVдействие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.