Чувашское театральное искусство. Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первая актриса Тани Юн – гордость чувашского народа. Авторы:ученицы 7 класса МБОУ «Сугутская СОШ» Елагина Виктория, Григорьева Надежда. Руководитель: Ксенофонтов.
Advertisements

Исследовательская работа ученицы 9 класса МОУ «Шигалинская ООШ » Яндутовой Алены.
Мухтав сана, Чăваш театрĕ! Сан кун-çулу кĕрет юрра. Чăваш çынни сана юратрĕ, Санра вăл хăй чунне курать… Чувашскому театру слава! – Поем мы в песне вновь.
Первый спектакль – перевод пьесы А.Н.Островского «Не так живи, как хочется» А. Н. Островский – выдающийся русский драматург ( )
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
Театральная Самара. Самарский академический драматический театр им. М.Горького.
Народный поэт Чувашской АССР Петр Петрович Хузангай родился 22 января 1907 года в семье крестьянина – бедняка в с.Сиктерме Алькеевского района Татарской.
Константинов Максимилиан. Осипов Петр Николаевич родился 14 (27) января 1900 года в деревни Кудемеры Козловского района Чувашской АССР в семье зажиточных.
Анна Токсина (1898 – 1985). «Анна Ивановна Токсина – одна из звезд чувашского национального вокального искусства, ей принадлежит большая роль в становлении.
С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции.
Создание системы школьного образования на территории Терского района (конец XIX – начало XXI)
Театр «Глобус» появился на свет 4 апреля 1930 года. Театр юного зрителя в Новосибирске (прежнее название «Глобуса») считается продолжателем ленинградского.
Выполнила педагог дополнительного образования педагог дополнительного образования Центра Детского творчества Мухиева Н.Н.
Театры Йошкар-Олы Театр оперы и балета им. Э. Сапаева Республиканский театр кукол Марийский драматический театр им. Шкетана Русский драматический театр.
ТУХАЧЕВСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (16 ФЕВРАЛЯ 1892 – 12 ИЮНЯ 1937)
Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся.
Изучить деятельность Симбирской школы; Узнать о выпускниках, прославивших чувашский край; Ознакомиться с жизнью И. Я. Яковлева.
Михаил Иванович Жаров ( ) советский российский актёр, режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1941,
Хузангай, Пётр Петрович Дата рождения: 22 января, 1907) Место рождения: Сиктерме, Алькеевский район, республика Татарстан Дата смерти: (4 марта 1970) (63.
Транксрипт:

Чувашское театральное искусство. Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна

История театрального искусства. Через два с небольшим месяца после великой Октябрьской социалистической революции,14(27) января 1918 года, произошло событие, которому суждено войти в историю чувашского народа: в Казани впервые поставили на чувашском языке спектакль по пьесе А.Н.Островского «Не так живи, как хочется». Через два с небольшим месяца после великой Октябрьской социалистической революции,14(27) января 1918 года, произошло событие, которому суждено войти в историю чувашского народа: в Казани впервые поставили на чувашском языке спектакль по пьесе А.Н.Островского «Не так живи, как хочется». Родился Чувашский драматический театр. Родился Чувашский драматический театр. Накануне на улицах губернского района города среди рекламы,объявлений, листовок появились скромные афиши, извещавшие о «первом чувашском спектакле», поставленном И.С.Максимовым. Накануне на улицах губернского района города среди рекламы,объявлений, листовок появились скромные афиши, извещавшие о «первом чувашском спектакле», поставленном И.С.Максимовым.

В начале коллектив именовался «Чувашская драма», затем - «Чувашский советский передвижной театр». Первый спектакль А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". Н. Островского. 27 января 1918 года в здании бывшего купеческого клуба при переполненном зрительном зале сыграли первый спектакль на чувашском языке. В начале коллектив именовался «Чувашская драма», затем - «Чувашский советский передвижной театр». Первый спектакль А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". Н. Островского. 27 января 1918 года в здании бывшего купеческого клуба при переполненном зрительном зале сыграли первый спектакль на чувашском языке. Затем были переведены и поставлены пьесы: «От нее все качества» Л. Толстого, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и др. Весной 1918 г. появляется первая чувашская драма М. Ф. Акимова – «Вахатсар вилем» (Преждевременная смерть), которая и была поставлена театром. Затем были переведены и поставлены пьесы: «От нее все качества» Л. Толстого, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и др. Весной 1918 г. появляется первая чувашская драма М. Ф. Акимова – «Вахатсар вилем» (Преждевременная смерть), которая и была поставлена театром.

И. С. Максимов-Кошкинский ( ), Основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств РСФСР. Основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств РСФСР. И. С. Максимов-Кошкинский родился 14 сентября 1893 года в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина- середняка. И. С. Максимов-Кошкинский родился 14 сентября 1893 года в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина- середняка.

Труппа театра (1918 г.) И. Максимов- Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, И. Максимов- Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, О. Ырзем О. Ырзем Петр Осипов Петр Осипов Тани Юн Тани Юн

годы Однако наступление чехословаков на Казань прервало работу молодого чувашского театрального коллектива. И. Максимов-Кошкинский и ряд актеров ушли на фронт. И только через 8 месяцев работа в театре вновь возобновилась. Однако наступление чехословаков на Казань прервало работу молодого чувашского театрального коллектива. И. Максимов-Кошкинский и ряд актеров ушли на фронт. И только через 8 месяцев работа в театре вновь возобновилась. Все это время работа по созданию чувашской драматургии не прекращалась, и в 1919 году появились новые чувашские пьесы: Ф. П. Павлова – «Сутра» (На суде), Г. Тал-Мрза «Кам ай`пл`» (Чья вина), «Коммуна». На сцене они шли с большим успехом. Спектакли ставились не только в предоставленном чувашской труппе театре «Ампир», но и в Большом театре, Красноармейском театре, рабочем клубе, Журавлевских и артиллерийских казармах г. Казани. Выезжали на гастроли к самарским и ульяновским чувашам. Все это время работа по созданию чувашской драматургии не прекращалась, и в 1919 году появились новые чувашские пьесы: Ф. П. Павлова – «Сутра» (На суде), Г. Тал-Мрза «Кам ай`пл`» (Чья вина), «Коммуна». На сцене они шли с большим успехом. Спектакли ставились не только в предоставленном чувашской труппе театре «Ампир», но и в Большом театре, Красноармейском театре, рабочем клубе, Журавлевских и артиллерийских казармах г. Казани. Выезжали на гастроли к самарским и ульяновским чувашам.

Театр в Чебоксарах В 1920 г. после образования Чувашской автономной области чувашский театр переехал в г. Чебоксары. Основной состав труппы остался прежним – И. Максимов- Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, О. Ырзем и др., но влились и новые силы. Несмотря на тяжелое экономическое положение, энтузиасты театрального дела не прекращали работы. В 1920 г. после образования Чувашской автономной области чувашский театр переехал в г. Чебоксары. Основной состав труппы остался прежним – И. Максимов- Кошкинский, С. Петров (Горский), И. Шевле, К. Васильев, А. Платонов, Д. Кузьмина, Ф. Дмитриева, О. Ырзем и др., но влились и новые силы. Несмотря на тяжелое экономическое положение, энтузиасты театрального дела не прекращали работы. С этого момента чувашская драматургия начинает развиваться гораздо интенсивнее. В первом же сезоне в Чебоксарах были поставлены чувашские пьесы «Ч`вашсем» (Чуваши) Максимова-Кошкинского, «Пуян Карук» (Богатый Карук) Ефремова, «Нарспи» Осипова (по одноименной поэме К. В. Иванова), «Ялта» (В деревне) Ф. Павлова... С этого момента чувашская драматургия начинает развиваться гораздо интенсивнее. В первом же сезоне в Чебоксарах были поставлены чувашские пьесы «Ч`вашсем» (Чуваши) Максимова-Кошкинского, «Пуян Карук» (Богатый Карук) Ефремова, «Нарспи» Осипова (по одноименной поэме К. В. Иванова), «Ялта» (В деревне) Ф. Павлова...

Центральный государственный чувашский театр В 1924 году Чувашский театр был преобразован в Центральный государственный чувашский театр. И. Максимов-Кошкинский руководил работой драматических кружков и объединений среди чувашей, организовывал совещания, гастрольные поездки, разрабатывал планы, организовывал чтения и лекции по вопросам художественного воспитания масс, совместно с Центральной музыкальной школой участвовал в организации чувашских хоров и оркестров. Для обслуживания русского населения при театре была организована русская труппа. В 1924 году Чувашский театр был преобразован в Центральный государственный чувашский театр. И. Максимов-Кошкинский руководил работой драматических кружков и объединений среди чувашей, организовывал совещания, гастрольные поездки, разрабатывал планы, организовывал чтения и лекции по вопросам художественного воспитания масс, совместно с Центральной музыкальной школой участвовал в организации чувашских хоров и оркестров. Для обслуживания русского населения при театре была организована русская труппа. В 1923–1926 гг. чувашский театр находился на грани закрытия. Сохранился он благодаря энтузиазму поборников искусства, в числе которых был И. С. Максимов-Кошкинский. Под его началом происходило становление чувашского режиссерского искусства. В 20- е гг. он продолжает пробовать свои силы и как драматург. Большой вклад в развитие чувашского театрального искусства внесли Ф. П. Павлов и И. И. Илларионов. В 1923–1926 гг. чувашский театр находился на грани закрытия. Сохранился он благодаря энтузиазму поборников искусства, в числе которых был И. С. Максимов-Кошкинский. Под его началом происходило становление чувашского режиссерского искусства. В 20- е гг. он продолжает пробовать свои силы и как драматург. Большой вклад в развитие чувашского театрального искусства внесли Ф. П. Павлов и И. И. Илларионов.

Русский драматический театр Летом, 1918 года, в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован русский драматический коллектив, на основе которого создан драматический театр. Первым режиссером стал Иван Андреевич Слободской, принесший в русский театр Чувашии лучшие традиции Александринского театра Санкт – Петербурга, а также более чем двадцатилетний опыт работы в столичных и крупнейших провинциальных театрах России. 14 декабря 1922 года состоялось открытие первого театрального сезона Русского драматического театра спектаклем «Василиса Мелентьева» по пьесе А.Н.Островского. Эта дата стала днем рождения театра. Летом, 1918 года, в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован русский драматический коллектив, на основе которого создан драматический театр. Первым режиссером стал Иван Андреевич Слободской, принесший в русский театр Чувашии лучшие традиции Александринского театра Санкт – Петербурга, а также более чем двадцатилетний опыт работы в столичных и крупнейших провинциальных театрах России. 14 декабря 1922 года состоялось открытие первого театрального сезона Русского драматического театра спектаклем «Василиса Мелентьева» по пьесе А.Н.Островского. Эта дата стала днем рождения театра.

Чувашский театр юного зрителя имени М.Сеспеля В 20-е годы писатель-сатирик, актер И.И. Илларионов (Иван Мучи) привлекает общественное внимание к созданию чувашского детского театра для художественного воспитания, общего развития детей средствами театрального искусства, особенно сельских. «Нам нужно подумать о создании театра и для чувашских детей», - писал он в статье «Дети и театр» (газета «Канаш» от 20 января 1928 г.) Огромное практическое, художественное значение в формировании идеи создания театра для детей в Чувашии сыграли гастроли Московского театра юного зрителя в Чебоксарах летом 1930 г., а также проведение Первой олимпиады искусств в 1932 г. Эти события в культурной жизни республики способствовали повышению интереса населения к искусству, в том числе и театральному. После подведения итогов олимпиады, коллегия Народного комиссариата просвещения ЧАССР принимает постановление, в одном из пунктов которого предусмотрено учреждение детского театра. Осенью 1932г по приглашению Наркомпроса ЧАССР для работы в Чувашском музыкально-театральном техникуме приезжают педагоги из Ленинграда: по актерскому мастерству – Эдвин Давыдоыич Фейертаг, по истории театра и литературе – Маргарита Николаевна Фигнер. В Чебоксарах их заинтересовала идея создания театра для детей. Следуя традициям основателей детского театра А. А. Брянцеву и Л.Ф. Макарьеву(режиссеры Ленинградского ТЮЗа). Была проведена огромная работа по привлечению молодых, талантливых и способных ребят, которые впоследствии стали основой труппы детского театра в Чувашии. Есть все основания считать, что созданию Чувашского ТЮЗа немаловажную роль сыграли МТЮЗ и Ленинградский ТЮЗ им. А. Брянцева. В 20-е годы писатель-сатирик, актер И.И. Илларионов (Иван Мучи) привлекает общественное внимание к созданию чувашского детского театра для художественного воспитания, общего развития детей средствами театрального искусства, особенно сельских. «Нам нужно подумать о создании театра и для чувашских детей», - писал он в статье «Дети и театр» (газета «Канаш» от 20 января 1928 г.) Огромное практическое, художественное значение в формировании идеи создания театра для детей в Чувашии сыграли гастроли Московского театра юного зрителя в Чебоксарах летом 1930 г., а также проведение Первой олимпиады искусств в 1932 г. Эти события в культурной жизни республики способствовали повышению интереса населения к искусству, в том числе и театральному. После подведения итогов олимпиады, коллегия Народного комиссариата просвещения ЧАССР принимает постановление, в одном из пунктов которого предусмотрено учреждение детского театра. Осенью 1932г по приглашению Наркомпроса ЧАССР для работы в Чувашском музыкально-театральном техникуме приезжают педагоги из Ленинграда: по актерскому мастерству – Эдвин Давыдоыич Фейертаг, по истории театра и литературе – Маргарита Николаевна Фигнер. В Чебоксарах их заинтересовала идея создания театра для детей. Следуя традициям основателей детского театра А. А. Брянцеву и Л.Ф. Макарьеву(режиссеры Ленинградского ТЮЗа). Была проведена огромная работа по привлечению молодых, талантливых и способных ребят, которые впоследствии стали основой труппы детского театра в Чувашии. Есть все основания считать, что созданию Чувашского ТЮЗа немаловажную роль сыграли МТЮЗ и Ленинградский ТЮЗ им. А. Брянцева.

Театры Чувашии Если в начале 1930-х годов в ЧАССР имелся всего один театр, то в 1937 году в республике насчитывалось шесть театральных коллективов: Чувашский государственный академический театр, Русский филиал драмы при нем, Театр юного зрителя, созданный в 1932 г. из числа студентов театрального техникума, и три колхозных театра – в Козловке (1934), Батыреве (1936) и Ядрине (1937). В театрах Чувашии в то время было более 150 творческих работников, ими ставилось до 800 спектаклей в год. Если в начале 1930-х годов в ЧАССР имелся всего один театр, то в 1937 году в республике насчитывалось шесть театральных коллективов: Чувашский государственный академический театр, Русский филиал драмы при нем, Театр юного зрителя, созданный в 1932 г. из числа студентов театрального техникума, и три колхозных театра – в Козловке (1934), Батыреве (1936) и Ядрине (1937). В театрах Чувашии в то время было более 150 творческих работников, ими ставилось до 800 спектаклей в год. В июне 1936 г. Управление по делам искусств провело первый Всечувашский театральный фестиваль. В июне 1936 г. Управление по делам искусств провело первый Всечувашский театральный фестиваль.

Подготовка кадров Подготовкой театральных кадров занималось театральное училище, образованное в 1929 году. В нем обучалось более 100 человек. Подготовкой театральных кадров занималось театральное училище, образованное в 1929 году. В нем обучалось более 100 человек.

Тани Юн. Максимова - Кошкинская (урожденная Бурашникова) Татьяна Степановна ( )

Тани Юн Татьяна Степановна родилась 28 января 1903 года вд. Чербай Балдаевской волости Ядринского уезда в семье крестьянина-середняка Стефана Федоровича и его жены Ксении Федоровны. В метрической книге Казанско- Богородицкой церкви села Балдаево о родившихся написано, что она была крещена 1 февраля 1903 года (по новому стилю). Таинство крещения совершили священник села Балдаево Сергей Крестников с дьяконом Николаем Далматовым и псаломщиком Иваном Дроздовым. Восприемницей Татьяны стала девица Надежда, дочь крестьянина из деревни Чербай Федора Александровича Чугунова. Она отличалась независимым характером, настойчивостью и целеустремленностью. Отец поощрял тягу к знаниям. До революции она поступает учиться в Персирланскую начальную, затем - вБольшесундырскую двухклассную школы. После окончания школы второй ступени в г. Ядрине Татьяна Степановна в 1921 году поступает учиться в Московскую военно-спортивную школу. В 1922 году ее направляют в Чебоксары инструктором физкультуры. Здесь она стала работать на разных должностях.

Начало пути В 1924 году она становится учащейся студии при Чувашском государственном театре. Во время учебы ее заметил организатор и художественный руководитель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, с которым впоследствии она связала свою жизнь. После завершения учебы она была приглашена на работу в чувашскую труппу театра. С этого времени Тани Юн навсегда связывает свою жизнь с театральным искусством. В 1924 году она становится учащейся студии при Чувашском государственном театре. Во время учебы ее заметил организатор и художественный руководитель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, с которым впоследствии она связала свою жизнь. После завершения учебы она была приглашена на работу в чувашскую труппу театра. С этого времени Тани Юн навсегда связывает свою жизнь с театральным искусством. В то время в Чебоксарах кинотеатров еще не было. Кинокартины демонстрировались в здании Чувашского драмтеатра в свободные от спектаклей вечера. Татьяна Степановна не пропускала ни одного фильма. Ее кумиром стала популярная в то время итальянская киноактриса Франческа Бертини. Она мечтала об игре в кино. Конечно, это была честолюбивая мечта, но она сразу начинает воплощать ее в жизнь. В то время в Чебоксарах кинотеатров еще не было. Кинокартины демонстрировались в здании Чувашского драмтеатра в свободные от спектаклей вечера. Татьяна Степановна не пропускала ни одного фильма. Ее кумиром стала популярная в то время итальянская киноактриса Франческа Бертини. Она мечтала об игре в кино. Конечно, это была честолюбивая мечта, но она сразу начинает воплощать ее в жизнь. После просмотра одной из кинокартин она предложила Иоакиму Степановичу взяться за съемку чувашского фильма. Тому вначале даже сама мысль показалась несуразной. Но после очередного натиска жены он всерьез задумался, а потом и сам загорелся ее идеей. После просмотра одной из кинокартин она предложила Иоакиму Степановичу взяться за съемку чувашского фильма. Тому вначале даже сама мысль показалась несуразной. Но после очередного натиска жены он всерьез задумался, а потом и сам загорелся ее идеей.

Чувашские фильмы Она являлась исполнительницей практически всех всех женских ролей в чувашских фильмах, созданных киностудией "Чувашкино", работавшей в Чувашии в годах. Первую свою роль Тани Юн сыграла в фильме «Волжские бунтари», котрый вышел на экраны в 1926 г. Это была эпизодическую роль матери, потерявшей в суматохе маленького сына, которого впоследствии находит убитым. Тани Юн сыграла эту роль потрясающе.

«Сарпиге» Во втором чувашском фильме Сарпиге Татьяна Степановна снималась в главной роли. Она сразу стала любимицей зрителей. Далее были съемки в картине «Черный столб». Мастерство и популярность Тани Юн росли от фильма к фильму. Она снялась в фильмах «Вихрь на Волге» и «Апайке». Карьера актрисы развивалась успешно, фильмы с ее участием демонстрировались с успехом не только в СССР, но и за рубежом, а саму Тини Юн даже сравнивали с Любовью Орловой.

Псевдоним: Тани Юн Псевдоним: Тани Юн Образование: Студия при Чувашском драматическом театре (рук. А.И. Слободской). Образование: Студия при Чувашском драматическом театре (рук. А.И. Слободской). Чувашская актриса. Обладая отличными внешними данными и драматическим дарованием, стала главной исполнительницей практически всех чувашских фильмов, созданных киностудией "Чувашкино": Мать ("Волжские бунтари", 1926), Сарпиге ("Сарпиге", 1927), Уркка ("Черный столб", 1928), Марье ("Вихрь на Волге", 1928), Таиса ("Апайка", 1929), Председатель колхоза ("Помни!", 1932). Главные роли в театре: Глафира ("Волки и овцы", 1936), Наталья ("Васса Железнова", 1936), Эмилия ("Отелло", 1942), Мирандолина ("Трактирщица К. Гольдони, 1946) и мн. др. В гг. была репрессирована. С 1950-х занималась литературной деятельностью, перевела на чувашский язык многих русских писателей. Чувашская актриса. Обладая отличными внешними данными и драматическим дарованием, стала главной исполнительницей практически всех чувашских фильмов, созданных киностудией "Чувашкино": Мать ("Волжские бунтари", 1926), Сарпиге ("Сарпиге", 1927), Уркка ("Черный столб", 1928), Марье ("Вихрь на Волге", 1928), Таиса ("Апайка", 1929), Председатель колхоза ("Помни!", 1932). Главные роли в театре: Глафира ("Волки и овцы", 1936), Наталья ("Васса Железнова", 1936), Эмилия ("Отелло", 1942), Мирандолина ("Трактирщица К. Гольдони, 1946) и мн. др. В гг. была репрессирована. С 1950-х занималась литературной деятельностью, перевела на чувашский язык многих русских писателей. Григорьев-Савушкин Павел Григорьевич, Максимова-Кошкинская Татьяна Степановна - модель Первая чувашская актриса Тани Юн г. б., уголь, 53 х 39,5 Максимова-Кошкинская Татьяна Степановна

Тани Юн в литературе Унaн кeнеки: 1. Юн Т. Иртнe кунсем -cулсем. - Шупашкар., Чaваш кeнеке издательстви, с. Ун cинчен cырнa статьясем: 1. Прокопьева Р. Тани Юн - чуна мухтакан чeм палaк // Хыпар кaрлач (январь). - С Павлова В. Кун-cулe кeрнеклe, шaпи - асаплa: Т.С. Максимова-Кошкинская (Тани Юн) cуралнaранпа 95 cул cитнe май // Ec ялавe кaрлач (январь). Статьи о ней: 1. Мытиков Г. Сердце, отданное искусству // Знамя труда февраля. - С Павлова В., Мытиков Г. Актриса, драматург, переводчица // января. - С Павлова В. Каверзная судьба яркой звезды: К 95-летию со дня рождения Т.С.Максимовой-Кошкинской (Тани Юн) // Знамя труда января. 4. Муравьев В., Мытиков Г. Актриса, драматург, переводчица: к 90-летию Т.С.Максимовой-Кошкинской (Тани Юн) // января. - С Антонов М. Тани Юн - первая чувашская киноактриса // Советская Чувашия января. - С Мытиков Г. Актриса, драматург, переводчица: К 80-летию со дня рождения Тани Юн // Знамя труда января. 7. Мытиков Г. Актриса, переводчица, драматург: К 75-летию со дня рождения Т.Юн // Знамя труда января.

Первые кинотеатры г. Чебоксары

Первый кинотеатр Первый кинотеатр в Чебоксарах был открыт в 1914 году. Кинотеатр был летним, то есть относился к легким городским постройкам, и в первый сезон не имел даже крыши и пола. А потому ни днем, ни в ненастье не работал. История же его появления такова. Его первым хозяином был некий Вощагин, приехавший в Чебоксары из Казани и снимавший в городе квартиру. Этот частный предприниматель неоднократно обращался в городскую управу с ходатайством о выделении участка под кинотеатр. То есть местные власти хоть и не сразу заинтересовались интересным предложением, но «добро» дали довольно быстро: Вощагин приехал в Чебоксары весной, а кинотеатр на берегу Волги появился уже летом. Первый кинотеатр в Чебоксарах был открыт в 1914 году. Кинотеатр был летним, то есть относился к легким городским постройкам, и в первый сезон не имел даже крыши и пола. А потому ни днем, ни в ненастье не работал. История же его появления такова. Его первым хозяином был некий Вощагин, приехавший в Чебоксары из Казани и снимавший в городе квартиру. Этот частный предприниматель неоднократно обращался в городскую управу с ходатайством о выделении участка под кинотеатр. То есть местные власти хоть и не сразу заинтересовались интересным предложением, но «добро» дали довольно быстро: Вощагин приехал в Чебоксары весной, а кинотеатр на берегу Волги появился уже летом.

К следующему сезону он был уже достроен полностью. Несущий в массы новое искусство Вощагин сам работал киномехаником, взяв в помощники подростка Николая Андреева, который стал как первым киномехаником, так и первым кинотехником Чебоксар, всю свою жизнь посвятившим работе в этой области. Первыми же фильмами, которые увидели чебоксарцы и благодаря которым произошло их знакомство с кинематографом, стали «Потоп» и «Камо грядеши», поставленные по романам Г. Сенкевича. Однако с началом Первой мировой войны дела у владельца «Рекорда» пошатнулись, и его кинотеатр к рукам прибрала купчиха Утехина, уже имевшая такой же летний кинотеатр в Козьмодемьянске. Таким образом, киномеханику Н.Андрееву пришлось работать на два города. Причем из города в город он перемещался на пароходе. Кинотеатр «Рекорд» просуществовал до 1917 года и со смертью своей хозяйки закрылся. Однако в 1918 году был национализирован и проработал вплоть до 30-х годов прошлого века. Разобран по ветхости.

Кинотеатр «Родина» Кинотеатр «Родина» - это первый звуковой кинотеатр в Чебоксарах. Открытие его состоялось 17 февраля 1933 года демонстрацией звукового фильма «Златые горы». Уже на третий год эксплуатации архитектор С.П. Смирнов разработал проект реконструкции здания, но безуспешно. Это сделал архитектор Сергеев в 1953 году. В 1985 году в нем разместился Дом молодежи (угол улиц Иванова и Р. Люксембург). Архитектор Старцева обновила декор. Кинотеатр «Родина» - это первый звуковой кинотеатр в Чебоксарах. Открытие его состоялось 17 февраля 1933 года демонстрацией звукового фильма «Златые горы». Уже на третий год эксплуатации архитектор С.П. Смирнов разработал проект реконструкции здания, но безуспешно. Это сделал архитектор Сергеев в 1953 году. В 1985 году в нем разместился Дом молодежи (угол улиц Иванова и Р. Люксембург). Архитектор Старцева обновила декор.

Звуковой кинотеатр «Художественный» 17 мая 1930 года газета "Канаш" порадовала читателей сообщением, что в Чебоксарах будет звуковой кинотеатр, зал которого рассчитан на 700 мест. В публикации говорилось, что здесь, кроме просторного вестибюля, будут фойе, комнаты для чтения и игр в шахматы и шашки, ленинский уголок. В аппаратной - четыре установки, по две для демонстрации звуковых и неозвученных фильмов. 17 мая 1930 года газета "Канаш" порадовала читателей сообщением, что в Чебоксарах будет звуковой кинотеатр, зал которого рассчитан на 700 мест. В публикации говорилось, что здесь, кроме просторного вестибюля, будут фойе, комнаты для чтения и игр в шахматы и шашки, ленинский уголок. В аппаратной - четыре установки, по две для демонстрации звуковых и неозвученных фильмов.

Весть была воспринята с великой радостью, ибо до этого в столичном городе с 1925 года действовал "летний" театр, он располагался в дощатом сарае, а круглогодовой - в рабочем клубе на улице Карла Маркса, в бывшем купеческом складе. В этих кинотеатрах демонстрировались "немые" фильмы, озвученных еще не было. Каждый сеанс проходил с музыкальным сопровождением - игрой на пианино или рояле. Бывало, играли на гармони. Весть была воспринята с великой радостью, ибо до этого в столичном городе с 1925 года действовал "летний" театр, он располагался в дощатом сарае, а круглогодовой - в рабочем клубе на улице Карла Маркса, в бывшем купеческом складе. В этих кинотеатрах демонстрировались "немые" фильмы, озвученных еще не было. Каждый сеанс проходил с музыкальным сопровождением - игрой на пианино или рояле. Бывало, играли на гармони. Идя навстречу желанию населения иметь доступный кинотеатр, студия "Чувашкино" 23 октября 1929 года предложила стройконторе при Центральном Совете народного хозяйства ЧАССР приступить к переоборудованию складского помещения, находившегося на берегу Волги (против Дома крестьянина), согласно разработанному проекту и смете. Такое решение было явно поспешным, ибо менее через месяц, 17 сентября "Чувашкино" пишет в стройконтору об отказе от своего решения, так как указанное здание было ветхим, с трещинами. Склад передается горкомхозу под слом. Идя навстречу желанию населения иметь доступный кинотеатр, студия "Чувашкино" 23 октября 1929 года предложила стройконторе при Центральном Совете народного хозяйства ЧАССР приступить к переоборудованию складского помещения, находившегося на берегу Волги (против Дома крестьянина), согласно разработанному проекту и смете. Такое решение было явно поспешным, ибо менее через месяц, 17 сентября "Чувашкино" пишет в стройконтору об отказе от своего решения, так как указанное здание было ветхим, с трещинами. Склад передается горкомхозу под слом.

Далее началась длительная переписка. Далее началась длительная переписка. 17 ноября "Чувашкино" просит стройконтору приспособить под кинотеатр здание бывшей центральной электростанции. 17 ноября "Чувашкино" просит стройконтору приспособить под кинотеатр здание бывшей центральной электростанции. 19 ноября "Чувашстрой" предлагает создать комиссию по осмотру названного здания и сообщает, что в ее работе будут участвовать инженеры Егоров и Зильберсдорф. 19 ноября "Чувашстрой" предлагает создать комиссию по осмотру названного здания и сообщает, что в ее работе будут участвовать инженеры Егоров и Зильберсдорф. 20 ноября "Чувашкино" и стройконтора подписывают соглашение на выполнение работ по приспособлению электростанции под кинотеатр, перечисляется аванс в 5 тысяч рублей. 24 ноября "Чувашстрой" направляет его в ЦСНХ ЧАССР. 20 ноября "Чувашкино" и стройконтора подписывают соглашение на выполнение работ по приспособлению электростанции под кинотеатр, перечисляется аванс в 5 тысяч рублей. 24 ноября "Чувашстрой" направляет его в ЦСНХ ЧАССР. 26 ноября комиссия обнаружила трещину в стене от карниза до цоколя со стороны улицы Розы Люксембург. В здании хранилась соль. От размещения кинозала отказались. 26 ноября комиссия обнаружила трещину в стене от карниза до цоколя со стороны улицы Розы Люксембург. В здании хранилась соль. От размещения кинозала отказались. 9 декабря "Чувашстрой" сообщает "Чувашкино", что здание бывшей центральной электростанции передается другим организациям. 9 декабря "Чувашстрой" сообщает "Чувашкино", что здание бывшей центральной электростанции передается другим организациям. 20 декабря "Чувашкиио" подтверждает: да, бывшая электростанция передана под гараж. Одновременно делает заявку на проектирование нового здания кинотеатра со зрительным залом на посадочных мест, в самом "Чувашстрое" имелось тогда только проектное бюро с небольшим штатом работников. 20 декабря "Чувашкиио" подтверждает: да, бывшая электростанция передана под гараж. Одновременно делает заявку на проектирование нового здания кинотеатра со зрительным залом на посадочных мест, в самом "Чувашстрое" имелось тогда только проектное бюро с небольшим штатом работников. Кинотеатр - объект серьезный. Это понимают те, кто хочет заказать проектирование в Нижнем Новгороде. С 2-го по 10-е января ведется переписка по данному вопросу. Наконец находится исполнитель - инженер- архитектор В.В. Медведев. Впоследствии он становится автором проекта Чебоксарского кинотеатра. Кинотеатр - объект серьезный. Это понимают те, кто хочет заказать проектирование в Нижнем Новгороде. С 2-го по 10-е января ведется переписка по данному вопросу. Наконец находится исполнитель - инженер- архитектор В.В. Медведев. Впоследствии он становится автором проекта Чебоксарского кинотеатра.

7 марта 1930 года Совнарком ЧАССР рассматривает вопрос "О строительстве здания кинотеатра в Чебоксарах". Заказчиком становится "Совкино". 7 марта 1930 года Совнарком ЧАССР рассматривает вопрос "О строительстве здания кинотеатра в Чебоксарах". Заказчиком становится "Совкино". 17 марта заключен подрядный договор "Чувашстроя" с "Чувашкино". 17 марта заключен подрядный договор "Чувашстроя" с "Чувашкино". 16 апреля оставался нерешенным вопрос, кто будет проектировать центральное отопление, вентиляцию, водо- и электроснабжение. Управляющий конторой "Чувашстроя" Соловьев согласен взять на себя эти работы. 16 апреля оставался нерешенным вопрос, кто будет проектировать центральное отопление, вентиляцию, водо- и электроснабжение. Управляющий конторой "Чувашстроя" Соловьев согласен взять на себя эти работы. 23 апреля на объединенном заседании рассмотрен проект Чебоксарского кинотеатра. Присутствовали: от Волжско-Камского отделения "Совкино" Гольбат, от "Чувашстроя" управляющий и главный инженер Зильберсдорф, инженер Егоров, управляющий "Чувашкино" Максимов- Кошкинский и эамуправляющего Еремеев, автор проекта Медведев. Проект был в целом одобрен, предложено внести некоторые изменения. 23 апреля на объединенном заседании рассмотрен проект Чебоксарского кинотеатра. Присутствовали: от Волжско-Камского отделения "Совкино" Гольбат, от "Чувашстроя" управляющий и главный инженер Зильберсдорф, инженер Егоров, управляющий "Чувашкино" Максимов- Кошкинский и эамуправляющего Еремеев, автор проекта Медведев. Проект был в целом одобрен, предложено внести некоторые изменения. 30 апреля правительство ЧАССР выступило против слома здания бывшей электростанции. Решено: между двумя зданиями оставить двухметровый разрыв. 30 апреля правительство ЧАССР выступило против слома здания бывшей электростанции. Решено: между двумя зданиями оставить двухметровый разрыв. 5 мая - участок строительства не освобожден от частного дома. 5 мая - участок строительства не освобожден от частного дома. 1 августа 1930 года решен вопрос об устройстве плоской кровли. Субподрядчик - Московская контора "Кровельстрой". Прорабом был назначен техник Вертоусов, помощником - молодой специалист Сергеев. 1 августа 1930 года решен вопрос об устройстве плоской кровли. Субподрядчик - Московская контора "Кровельстрой". Прорабом был назначен техник Вертоусов, помощником - молодой специалист Сергеев.

Стройка началась в 1930 году. Однако ей сразу же не повезло: прошел сильный ливень - и потоки воды с улицы Чувашской хлынули в котлован, размыли грунт. Пришлось перекладывать фундаменты и подвальные стены. Так появились трещины, вызвавшие переполох в городе. Стройка испытывала нехватку кадров. Среди чувашского населения каменщиков найти было трудно, приходилось вербовать их со стороны, чаще на вятской стороне. Была слаба трудовая дисциплина, отмечались прогулы и самовольные увольнения с работы. По этому поводу даже состоялся товарищеский суд. Стройка началась в 1930 году. Однако ей сразу же не повезло: прошел сильный ливень - и потоки воды с улицы Чувашской хлынули в котлован, размыли грунт. Пришлось перекладывать фундаменты и подвальные стены. Так появились трещины, вызвавшие переполох в городе. Стройка испытывала нехватку кадров. Среди чувашского населения каменщиков найти было трудно, приходилось вербовать их со стороны, чаще на вятской стороне. Была слаба трудовая дисциплина, отмечались прогулы и самовольные увольнения с работы. По этому поводу даже состоялся товарищеский суд. На 1930 год открыли финансирование на сумму 200 тысяч рублей: 50 тысяч выделил ЦИК ЧАССР, 150 тысяч - "Совкино". Первоначально намеченный на конец 1930 года срок ввода пришлось перенести на конец 1931 года. Фактически ввод состоялся в 1933 году. Только в начале 1933 года приступили к отделочным работам. Бывший помощник прораба Николай Павлович Круглое в свое время вспоминал, как трудно было строить вручную, на объекте были растворомешалка и две бетономешалки, из механизмов имелся только кран-укосин грузоподъемностью менее полутонны, да некоторое время работал кран "Пионер" - он был единственный на участке и его "рвали с руками". На 1930 год открыли финансирование на сумму 200 тысяч рублей: 50 тысяч выделил ЦИК ЧАССР, 150 тысяч - "Совкино". Первоначально намеченный на конец 1930 года срок ввода пришлось перенести на конец 1931 года. Фактически ввод состоялся в 1933 году. Только в начале 1933 года приступили к отделочным работам. Бывший помощник прораба Николай Павлович Круглое в свое время вспоминал, как трудно было строить вручную, на объекте были растворомешалка и две бетономешалки, из механизмов имелся только кран-укосин грузоподъемностью менее полутонны, да некоторое время работал кран "Пионер" - он был единственный на участке и его "рвали с руками".

Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года. При этом аншлагом извещалось, что "первым экраном демонстрируется художественный фильм "Златые горы". Желающих посмотреть его было так много, что билеты пришлось распространять через организации. Кинотеатр в те годы являлся единственным в городе зданием с самым вместительным зрительным залом. Поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания. Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года. При этом аншлагом извещалось, что "первым экраном демонстрируется художественный фильм "Златые горы". Желающих посмотреть его было так много, что билеты пришлось распространять через организации. Кинотеатр в те годы являлся единственным в городе зданием с самым вместительным зрительным залом. Поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания. В разукрашенном зрительном зале нового кинотеатра 5-7 декабря 1933 года состоялся первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. На сцене - президиум и иллюминированные макеты автомобилей производства тех лет. Форум чувашских автодорожников открыл председатель ЦИК ЧАССР А.Н. Никитин. С докладом на чувашском языке выступил ответственный (первый) секретарь обкома ВКП(б) С.П. Петров. Съезд приветствовали представители центральных организаций Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, городов Поволжья и Центральной России, Урала, Сибири и Средней Азии. На съезде выступил также Мате Залка - венгерский писатель- интернационалист, будущий герой испанских событий генерал Лукач. В память об этом на фасадной стене Дома молодежи ныне установлена мемориальная доска. В разукрашенном зрительном зале нового кинотеатра 5-7 декабря 1933 года состоялся первый съезд ударников дорожного строительства Чувашии. На сцене - президиум и иллюминированные макеты автомобилей производства тех лет. Форум чувашских автодорожников открыл председатель ЦИК ЧАССР А.Н. Никитин. С докладом на чувашском языке выступил ответственный (первый) секретарь обкома ВКП(б) С.П. Петров. Съезд приветствовали представители центральных организаций Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, городов Поволжья и Центральной России, Урала, Сибири и Средней Азии. На съезде выступил также Мате Залка - венгерский писатель- интернационалист, будущий герой испанских событий генерал Лукач. В память об этом на фасадной стене Дома молодежи ныне установлена мемориальная доска.

Значение съезда было огромным. Он положил начало методу народного дорожного строительства. Все представленные на съезде делегации из 13 областей и республик России, Украины и Белоруссии подписали договор Всесоюзного социалистического соревнования по развитию дорожного строительства с массовым участием населения. Грузия подтвердила телеграммой, что включается в соревнование, а представители Таджикистана прибыли с опозданием 9 декабря из-за задержки в пути и тоже подписали договор. Несколько позднее к соревнующимся присоединился еще ряд республик и областей страны. Таким образом, началось социалистическое соревнование под девизом: "Всесоюзный поход на бездорожье!" Значение съезда было огромным. Он положил начало методу народного дорожного строительства. Все представленные на съезде делегации из 13 областей и республик России, Украины и Белоруссии подписали договор Всесоюзного социалистического соревнования по развитию дорожного строительства с массовым участием населения. Грузия подтвердила телеграммой, что включается в соревнование, а представители Таджикистана прибыли с опозданием 9 декабря из-за задержки в пути и тоже подписали договор. Несколько позднее к соревнующимся присоединился еще ряд республик и областей страны. Таким образом, началось социалистическое соревнование под девизом: "Всесоюзный поход на бездорожье!" Для освещения работы съезда и состояния дорожного строительства в Чувашии в Чебоксары прибыли две выездные бригады редколлегий газет "Правда" и "Известия". Для освещения работы съезда и состояния дорожного строительства в Чувашии в Чебоксары прибыли две выездные бригады редколлегий газет "Правда" и "Известия". Здание кинотеатра было построено по законам конструктивизма, без каких-либо украшений, даже без карниза и тяг. Кинотеатр имел форму самолета. Крыльями служили боковые выступающие помещения, кабиной пилота - остекленный трехгранный эркер. В хвостовой части размещались санузел, курительная комната и лестничные клетки с выходом во двор и на улицу. Здание кинотеатра было построено по законам конструктивизма, без каких-либо украшений, даже без карниза и тяг. Кинотеатр имел форму самолета. Крыльями служили боковые выступающие помещения, кабиной пилота - остекленный трехгранный эркер. В хвостовой части размещались санузел, курительная комната и лестничные клетки с выходом во двор и на улицу.

В 1953 году в конце апреля начались работы по реконструкции кинотеатра "Родина" по проекту архитектора Ф.С. Сергеева. Убираются эркер и нависавшие над тротуаром по улице Розы Люксембург балконы. Вход с улицы Иванова переносится к центру продольной оси здания со стороны улицы Розы Люксембург. Со стороны Волги надстраивается второй этаж - фойе. Здание украшается архитектурными элементами: карнизом, пилястрами-колоннами и т. д. Центральный вход ведет в полуподвальный этаж, в вестибюль, куда переносятся кассы. Зритель, купив билет, из вестибюля мог пройти в буфет или подняться на первый этаж фойе. Здесь можно было познакомиться с экспонатами постоянно действующей фотовыставки или с картинами местных художников, почитать газеты и журналы, принять участие в блиц-турнире с любителями или квалифицированными мастерами шахматной и шашечной игры. В 1953 году в конце апреля начались работы по реконструкции кинотеатра "Родина" по проекту архитектора Ф.С. Сергеева. Убираются эркер и нависавшие над тротуаром по улице Розы Люксембург балконы. Вход с улицы Иванова переносится к центру продольной оси здания со стороны улицы Розы Люксембург. Со стороны Волги надстраивается второй этаж - фойе. Здание украшается архитектурными элементами: карнизом, пилястрами-колоннами и т. д. Центральный вход ведет в полуподвальный этаж, в вестибюль, куда переносятся кассы. Зритель, купив билет, из вестибюля мог пройти в буфет или подняться на первый этаж фойе. Здесь можно было познакомиться с экспонатами постоянно действующей фотовыставки или с картинами местных художников, почитать газеты и журналы, принять участие в блиц-турнире с любителями или квалифицированными мастерами шахматной и шашечной игры. Широкие лестничные марши вели в рекреационный зал - вестибюль второго этажа, отсюда можно было пройти на балкон или в концертный зал на 200 мест. Концерты устраивали местные музыканты или коллективы художественной самодеятельности. Само собой разумеется, бесплатно. Выступающим платой были аплодисменты слушателей, зрителей. Участники самодеятельности были и этому рады, ведь они опробовали свои способности, свои возможности. В рекреационном же зале на малом экране демонстрировались киножурналы или документальные фильмы. В концертном зале выступали с блиц-лекциями. К сожалению, все это теперь забыто. Широкие лестничные марши вели в рекреационный зал - вестибюль второго этажа, отсюда можно было пройти на балкон или в концертный зал на 200 мест. Концерты устраивали местные музыканты или коллективы художественной самодеятельности. Само собой разумеется, бесплатно. Выступающим платой были аплодисменты слушателей, зрителей. Участники самодеятельности были и этому рады, ведь они опробовали свои способности, свои возможности. В рекреационном же зале на малом экране демонстрировались киножурналы или документальные фильмы. В концертном зале выступали с блиц-лекциями. К сожалению, все это теперь забыто. После реконструкции большие изменения произошли в зрительном зале. С целью улучшения акустики вдоль стен смонтировали дубовые панели, появилась бархатная драпировка, заменена мебель, установлена новейшая киноаппаратура. Вместимость зрительного зала доведена до 800 мест. Кинотеатр "Родина" первым в городе стал широкоформатным звуковым. После реконструкции большие изменения произошли в зрительном зале. С целью улучшения акустики вдоль стен смонтировали дубовые панели, появилась бархатная драпировка, заменена мебель, установлена новейшая киноаппаратура. Вместимость зрительного зала доведена до 800 мест. Кинотеатр "Родина" первым в городе стал широкоформатным звуковым.

История Чувашского радио

Из истории чувашского радио В 1919 г. в Чебоксарах была построена радиостанция для приема по эфиру из Москвы сообщений РОСТА. В начале июля в Чебоксары был командирован радиотелеграфист Погожев, которому была выдана тысяча рублей, из них: семьсот на установку, триста – на хозяйственное содержание приемной радиостанции в г. Чебоксарах. Открытие радиостанции состоялось 14 июля 1919 г. В 1919 г. в Чебоксарах была построена радиостанция для приема по эфиру из Москвы сообщений РОСТА. В начале июля в Чебоксары был командирован радиотелеграфист Погожев, которому была выдана тысяча рублей, из них: семьсот на установку, триста – на хозяйственное содержание приемной радиостанции в г. Чебоксарах. Открытие радиостанции состоялось 14 июля 1919 г. Управляющий Приволжским радиорайоном Павлов 14 августа 1919 г. сообщил в радиотелеграфный отдел Народного комиссариата почты и телеграфа РСФСР: «Доношу, что приемная радиостанция в Чебоксарах Казанской губернии открыла действие 14 июля с.г.». В штате радиостанции числилось три радиотелеграфиста. Снабжение канцелярскими товарами, хозяйственным инвентарем на время было возложено на Казанское управление губернией. Управляющий Приволжским радиорайоном Павлов 14 августа 1919 г. сообщил в радиотелеграфный отдел Народного комиссариата почты и телеграфа РСФСР: «Доношу, что приемная радиостанция в Чебоксарах Казанской губернии открыла действие 14 июля с.г.». В штате радиостанции числилось три радиотелеграфиста. Снабжение канцелярскими товарами, хозяйственным инвентарем на время было возложено на Казанское управление губернией. Помимо этой радиостанции в Чебоксарах существовала радиостанция, открытая службой связи Волжской военной флотилии. Однако, к 1920 г. эти радиостанции прекратили свое существование. Помимо этой радиостанции в Чебоксарах существовала радиостанция, открытая службой связи Волжской военной флотилии. Однако, к 1920 г. эти радиостанции прекратили свое существование. Сразу после образования Чувашской Автономной Области снова назрел вопрос о постройке в Чебоксарах новой радиостанции. Потребность в ней была крайне необходима, так как сообщения РОСТА поступали с перебоями, а газеты – на шестой, а иногда восьмой день. Сразу после образования Чувашской Автономной Области снова назрел вопрос о постройке в Чебоксарах новой радиостанции. Потребность в ней была крайне необходима, так как сообщения РОСТА поступали с перебоями, а газеты – на шестой, а иногда восьмой день. Подготовка установки радиостанции в Чебоксарах началась в 1920 г. 5 октября старший механик областного отдела народной связи Чувашской Автономной Области Бельский Александр Петрович был командирован в Москву в ЦИК и Наркомат почты и телеграфа для выяснения организационных вопросов отдела народной вязи области, рассмотрение и утверждение смет на переустройство и развитие телефонной сети и устройства радиостанции в Чебоксарах. 9 ноября 1920 г. радиоприемник с принадлежностями был выслан в г. Чебоксары. За неимением специалистов установка радиостанции была поручена заведующему Казанской радиостанции Лебедеву. Подготовка установки радиостанции в Чебоксарах началась в 1920 г. 5 октября старший механик областного отдела народной связи Чувашской Автономной Области Бельский Александр Петрович был командирован в Москву в ЦИК и Наркомат почты и телеграфа для выяснения организационных вопросов отдела народной вязи области, рассмотрение и утверждение смет на переустройство и развитие телефонной сети и устройства радиостанции в Чебоксарах. 9 ноября 1920 г. радиоприемник с принадлежностями был выслан в г. Чебоксары. За неимением специалистов установка радиостанции была поручена заведующему Казанской радиостанции Лебедеву.

Президиум областного Исполнительного Комитета Чувашской Автономной Области 22 декабря 1920 г. предложил жилищной тройке при Областном коммунальном отделе отвести для радиостанции каменный флигель в бывшем винном складе 3 и поручил отделу народной связи ЧАО оборудовать радиостанцию в отведенном месте. Президиум областного Исполнительного Комитета Чувашской Автономной Области 22 декабря 1920 г. предложил жилищной тройке при Областном коммунальном отделе отвести для радиостанции каменный флигель в бывшем винном складе 3 и поручил отделу народной связи ЧАО оборудовать радиостанцию в отведенном месте. 24 декабря 1920 г. чрезвычайная жилищная комиссия обратилась с просьбой в Областной ЧК и Областной отдел народной связи поставить мачты для радиостанции над зданием бывшего винного склада, а под радиостанцию предложила отвести дом против лесопильного завода, через улицу в доме Кашталяна. 24 декабря 1920 г. чрезвычайная жилищная комиссия обратилась с просьбой в Областной ЧК и Областной отдел народной связи поставить мачты для радиостанции над зданием бывшего винного склада, а под радиостанцию предложила отвести дом против лесопильного завода, через улицу в доме Кашталяна. По распоряжению исполняющего обязанности заведующего Отделом народной связи Чувашской Автономной Области Колобоба 25 декабря 1920 г. была начата работа с местными участковыми электромонтерами под руководством Казанского заведующего радиостанцией Лебедева по установке приемной радиостанции, мачты на зданиях бывшего винного склада 3. По распоряжению исполняющего обязанности заведующего Отделом народной связи Чувашской Автономной Области Колобоба 25 декабря 1920 г. была начата работа с местными участковыми электромонтерами под руководством Казанского заведующего радиостанцией Лебедева по установке приемной радиостанции, мачты на зданиях бывшего винного склада 3. Работа по установке приемной радиостанции в Чебоксарах была завершена 30 декабря 1920 г. Расходная смета по ее установке составила 9 тыс. 813 рублей. Однако, из-за отсутствия специалистов – радиотелеграфистов эксплуатация радиостанции задерживалась. Работа по установке приемной радиостанции в Чебоксарах была завершена 30 декабря 1920 г. Расходная смета по ее установке составила 9 тыс. 813 рублей. Однако, из-за отсутствия специалистов – радиотелеграфистов эксплуатация радиостанции задерживалась.

25 января 1921 г. Анатолий Филиппов был назначен радиотелеграфистом на Чебоксарскую радиостанцию с временным возложением на него обязанностей по заведованию станцией. 25 января 1921 г. Анатолий Филиппов был назначен радиотелеграфистом на Чебоксарскую радиостанцию с временным возложением на него обязанностей по заведованию станцией. 31 января 1921 г. состоялось заседание коллегии при отделе народной связи ЧАО, где было решено оборудовать радиостанцию мебелью и канцелярскими принадлежностями при содействии Облроста, Облисполкома, Обчека, Облнарсвязи, а получаемые сведения РОСТА ежедневно доставлять утром не позднее 12 часов для вышеназванных организаций. Основными передаточными пунктами для распространения вестника РОСТА было принято считать Ядрин, Цивильск, Мариинский-Посад и Шихраны. 31 января 1921 г. состоялось заседание коллегии при отделе народной связи ЧАО, где было решено оборудовать радиостанцию мебелью и канцелярскими принадлежностями при содействии Облроста, Облисполкома, Обчека, Облнарсвязи, а получаемые сведения РОСТА ежедневно доставлять утром не позднее 12 часов для вышеназванных организаций. Основными передаточными пунктами для распространения вестника РОСТА было принято считать Ядрин, Цивильск, Мариинский-Посад и Шихраны. Временно исполняющий обязанности заведующего Чебоксарской радиостанцией Анатолий Филиппов 9 февраля 1921 г. в рапорте заведующему отделом народной связи Чувашской Автономной Области сообщал: «Настоящим довожу до сведения, что вверенная мне радиостанция начала свою работу с сегодняшнего числа». Временно исполняющий обязанности заведующего Чебоксарской радиостанцией Анатолий Филиппов 9 февраля 1921 г. в рапорте заведующему отделом народной связи Чувашской Автономной Области сообщал: «Настоящим довожу до сведения, что вверенная мне радиостанция начала свою работу с сегодняшнего числа». 22 февраля 1921 г. бывший заведующий радио на агитпоезде «Красное Знамя» Александр Кузьмич Балалаев был назначен заведующим Чебоксарской радиостанцией. 22 февраля 1921 г. бывший заведующий радио на агитпоезде «Красное Знамя» Александр Кузьмич Балалаев был назначен заведующим Чебоксарской радиостанцией.

Для подготовки радиоспециалистов 2 января 1922 г. при Чебоксарской радиостанции были открыты краткосрочные курсы радиотелеграфистов. Туда было принято 10 курсантов и 4 вольных слушателя. Занятия начались со 2 января 1922 г. Первый выпуск радиорадистов состоялся 1 мая 1922 г. Для подготовки радиоспециалистов 2 января 1922 г. при Чебоксарской радиостанции были открыты краткосрочные курсы радиотелеграфистов. Туда было принято 10 курсантов и 4 вольных слушателя. Занятия начались со 2 января 1922 г. Первый выпуск радиорадистов состоялся 1 мая 1922 г. Важнейшим этапом в радиофикации автономной республики явилось сооружение в Чебоксарах первого радиоузла, который начал работать в 1928 г. при редакции газеты «Канаш». Он обслуживал тогда около 800 радиоточек, периодически передавая обзоры газет на чувашском языке. Через 4 года была построена Чувашская радиовещательная станция. Важнейшим этапом в радиофикации автономной республики явилось сооружение в Чебоксарах первого радиоузла, который начал работать в 1928 г. при редакции газеты «Канаш». Он обслуживал тогда около 800 радиоточек, периодически передавая обзоры газет на чувашском языке. Через 4 года была построена Чувашская радиовещательная станция.

Регулярное вещание «Радио Чувашии» началось с 8 марта 1932 года. В марте 1932 г. при Совнаркоме Чувашской АССР был создан Комитет по радиофикации и радиоинформации. В марте 1934 г. переименован в Комитет по радиофикации и радиовещанию. С марта 1946 г. Комитет по радиофикации и радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР. С июня 1949 Комитет по радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР. В марте 1932 г. при Совнаркоме Чувашской АССР был создан Комитет по радиофикации и радиоинформации. В марте 1934 г. переименован в Комитет по радиофикации и радиовещанию. С марта 1946 г. Комитет по радиофикации и радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР. С июня 1949 Комитет по радиоинформации при Совете Министров Чувашской АССР.

Из летописи Чувашского радио и телевидения

1918- Алатырская приемная радиостанция начала снабжать вестниками Российского телеграфного агентства агитпункты, политотдел штаба пятой армии. Исполком Симбирской губернии, редакции уездной и республиканской газет «Путь революции» и «Трудовая газета», помогала им держать радиосвязь Алатырская приемная радиостанция начала снабжать вестниками Российского телеграфного агентства агитпункты, политотдел штаба пятой армии. Исполком Симбирской губернии, редакции уездной и республиканской газет «Путь революции» и «Трудовая газета», помогала им держать радиосвязь.

1919, сентябрь- в Чебоксарах была построена первая радиостанция для приема по телеграфным сигналам информаций Российского телеграфного агентства. 1920, декабрь - в Чебоксарах была построена первая радиостанция для приема информации Российского телеграфного агентства. 1922, 2 января - жители Чебоксар и Алатыря слушали первый радиоконцерт, переданный радиотелефонной станцией Наркомпочтеля. 1919, сентябрь- в Чебоксарах была построена первая радиостанция для приема по телеграфным сигналам информаций Российского телеграфного агентства. 1920, декабрь - в Чебоксарах была построена первая радиостанция для приема информации Российского телеграфного агентства. 1922, 2 января - жители Чебоксар и Алатыря слушали первый радиоконцерт, переданный радиотелефонной станцией Наркомпочтеля.

В Казани началось вещание на трех языках: русском, татарском и чувашском. 1926, октябрь - в Чебоксарах состоялось испытание первого опытного передатчика ОДР Чувашии. Осуществлена первая радиопередача на чувашском и русском языках. В том же году оборудован первый радиоузел на точек. 1928, 28 февраля - Построен новый радиоузел ОДР на точек. Для местного вещания была оборудована небольшая студия. Работали радиобиблиотека, радиовыставка, радиомастерская В Казани началось вещание на трех языках: русском, татарском и чувашском. 1926, октябрь - в Чебоксарах состоялось испытание первого опытного передатчика ОДР Чувашии. Осуществлена первая радиопередача на чувашском и русском языках. В том же году оборудован первый радиоузел на точек. 1928, 28 февраля - Построен новый радиоузел ОДР на точек. Для местного вещания была оборудована небольшая студия. Работали радиобиблиотека, радиовыставка, радиомастерская.

1935, июнь - впервые Чувашским радио проведен радиофестиваль коллективов художественной самодеятельности. В нем приняло участие исполнителей. 1935, 6 июля – введена в эксплуатацию Чувашская радиовещательная станция в Чебоксарах Чувашским радио получен первый звукозаписывающий аппарат - магнитофон (из 12 по стране). Для хранения записей создана фонотека. На запись музыкальных произведений чувашских композиторов для Всесоюзного радио из Москвы приезжала специальная бригада высококвалифицированных специалистов Дома радиовещания и звукозаписи (всего 9 раз). Последняя запись состоялась в 1969 году. 1935, июнь - впервые Чувашским радио проведен радиофестиваль коллективов художественной самодеятельности. В нем приняло участие исполнителей. 1935, 6 июля – введена в эксплуатацию Чувашская радиовещательная станция в Чебоксарах Чувашским радио получен первый звукозаписывающий аппарат - магнитофон (из 12 по стране). Для хранения записей создана фонотека. На запись музыкальных произведений чувашских композиторов для Всесоюзного радио из Москвы приезжала специальная бригада высококвалифицированных специалистов Дома радиовещания и звукозаписи (всего 9 раз). Последняя запись состоялась в 1969 году.

Проверь себя 1. Дата зарождения Чувашского театра 1. Дата зарождения Чувашского театра А. 27 января 1918 года. Б.15 января 1920 года В. 30 января 1917 года А. 27 января 1918 года. Б.15 января 1920 года В. 30 января 1917 года 2. Создателем чувашского театра был … 2. Создателем чувашского театра был … А. Петр Осипов Б. Ольга Ырзем В. Иоаким Максимов-Кошкинский. А. Петр Осипов Б. Ольга Ырзем В. Иоаким Максимов-Кошкинский. 3. Чувашская артистка, которая во время учебы в педагогическом институте участвовала в первом чувашском спектакле – … 3. Чувашская артистка, которая во время учебы в педагогическом институте участвовала в первом чувашском спектакле – … А. Ольга Ырзем. Б. Петр Осипов В. Таня Юн А. Ольга Ырзем. Б. Петр Осипов В. Таня Юн 4. Участник первого чувашского спектакля, впоследствии министр здравоохранения Чувашии … 4. Участник первого чувашского спектакля, впоследствии министр здравоохранения Чувашии … А. Ольга Ырзем Б. Петр Осипов. В. Таня Юн А. Ольга Ырзем Б. Петр Осипов. В. Таня Юн 5. Первая чувашская киноактриса, снявшаяся во всех крупных женских ролях в чувашских фильмах … 5. Первая чувашская киноактриса, снявшаяся во всех крупных женских ролях в чувашских фильмах … А. Ольга Ырзем Б. Петр Осипов В. Таня Юн. А. Ольга Ырзем Б. Петр Осипов В. Таня Юн. 6. Первая в Поволжье национальная киностудия начала работать в … 6. Первая в Поволжье национальная киностудия начала работать в … А Б В А Б В Первая национальная киностудия называлась … 7. Первая национальная киностудия называлась … А. «Чувашия» Б. «Чувашкино». В. «Республика» А. «Чувашия» Б. «Чувашкино». В. «Республика» 8. Подберите чувашский перевод фильмов 8. Подберите чувашский перевод фильмов А. «Волжские бунтари» 1. «Зора» А. «Волжские бунтари» 1. «Зора» Б. «Сарпиге» 2. «Хура юпа» Б. «Сарпиге» 2. «Хура юпа» В. «Черный столб» 3. «Атал палхавсисем» В. «Черный столб» 3. «Атал палхавсисем» Г. «Вихрь на Волге» 4. «Ял» Г. «Вихрь на Волге» 4. «Ял» Д. «Священная роща» 5. «Асту» Д. «Священная роща» 5. «Асту» Е. «Помни» 6. «Киремет карти» Е. «Помни» 6. «Киремет карти» 9. Первый чувашский фильм 9. Первый чувашский фильм А. «Волжские бунтари». Б. «Сарпиге» В. «Черный столб» А. «Волжские бунтари». Б. «Сарпиге» В. «Черный столб» 10. Приведите в соответствие даты и события, связанные с ними. 10. Приведите в соответствие даты и события, связанные с ними. А год 1. Построены первые радиостанции в Чувашии А год 1. Построены первые радиостанции в Чувашии Б год 2. Поставлен первый чувашский фильм «Волжские бунтари» Б год 2. Поставлен первый чувашский фильм «Волжские бунтари» В. 22 октября 1926 года 3. Регулярные передачи Чувашского радио В. 22 октября 1926 года 3. Регулярные передачи Чувашского радио Г. 8 марта 1932 года 4. Регулярные передачи Чувашского телевидения Г. 8 марта 1932 года 4. Регулярные передачи Чувашского телевидения Д. 16 октября 1961 года 5. Первая радиопередача на чувашском языке Д. 16 октября 1961 года 5. Первая радиопередача на чувашском языке 11. Полное название теле- и радиовещательной компании. 11. Полное название теле- и радиовещательной компании. А. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Чувашия» А. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Чувашия» Б. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Чувашкино». Б. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Чувашкино». В. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Республика» В. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Республика»