Организация творческой деятельности учащихся на уроках химии Из опыта работы с одарёнными детьми учителя химии Овчинниковой М.Л. Майская школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сенека Цель нашего сегодня урока научиться получать чистые вещества из смесей, используя элементарные лабораторные приемы и экспериментальные умения.
Advertisements

И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ Из опыта работы Фрейлих Е.Н. Учителя химии и биологии МБОУ «СОШ 3» г. Боготола Красноярского.
Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
« Не существует достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Педагогический совет «Технология применения проектного метода во внеурочной деятельности» Подготовил учитель информатики первой категории Притула Александр.
Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Разноуровневые практические работы по химии в 9 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 82 г. Ульяновска Куцегуб Нина Фёдоровна.
Работа с одаренными детьми на уроках Учитель МОУ Межозерная СОШ Ярчевская Т. Н.
Формирование у учеников способности самостоятельно учиться на уроках химии и биологии Методическое объединение химии и биологии Председатель МО: Куваева.
Проектно - исследовательская деятельность учащихся.
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией; формирование умений.
Практическая работа 6 Ме главных подгрупп I-III групп химических элементов Д.И.Менделеева Неорганическая химия.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Учитель английского языка Сидельникова Надежда Валентиновна.
Личностно- ориентированное обучение в школе. Если вы спросите, в чём польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Транксрипт:

Организация творческой деятельности учащихся на уроках химии Из опыта работы с одарёнными детьми учителя химии Овчинниковой М.Л. Майская школа

Одарённость-это? Гениальность (в античные времена) Дар божий (в средние века) Способность (опыт) создавать новое (в настоящее время)

«Организация творческого процесса учителем должн а осуществляться не с позиций авторитаризма, а представлять собой одну из форм сотрудничества с учениками» П.A.Оржековский

В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности;

Направления работы учителя химии п о развитию творческих с пособностей учащихся Проведение серии занимательных опытов Выполнение прикладного химического эксперимента Применение проблемного эксперимента Использование исследовательской деятельности Решение олимпиадных задач Глубокое изучение отдельных областей химии (по программе курса по выбору «Химические элементы жизни»)

Компоненты опыта творческой деятельности по химии О.Т.Д. по химии Способность творчески мыслить Осознанность знаний по химии Способность сотрудничать Мотивация творчества

Причины возникновения затруднений Содержание помощи учителя Отсутствие опыта поиска в ситуации неопределённости 1. Разъяснение, что при решении творческой задачи часто приходится действовать в условиях неопределённости 2. Личная поддержка Низкая мотивация1. Подбор интересных задач. 2. Разъяснение наиболее важных и интересных моментов в условии задачи. 3. Объяснение важности приобретения творческой деятельности Заниженная или завышенная самооценка 1. Разъяснение, что причина неудач кроется в неправильных представлениях о собственных способностях Установка на быстрое решение, или ожидание помощи учителя 1. Подбор доступных задач. 2. Разъяснение, что решение творческих задач требует большого труда. 3. Беседа о важности самостоятельного поиска решения.

Эвристические приёмы Прежде чем решать задачу нужно хорошо проработать её условие. Часто полезно представить условие в форме схемы. Не нужно бояться, что для решения задачи не хватит знаний (их всегда можно пополнить). Зачастую не достаёт не знаний, а умений их использовать. Не следует останавливаться на первой, пришедшей в голову идее. Творческое решение, как правило рождается, в ходе длительной работы, поэтому первая идея редко бывает оригинальной. В ходе творческого поиска необходимо попытаться предложить как можно больше вариантов решения, а затем отобрать среди них наиболее целесообразное. Нужно опасаться не столько предложения плохой идеи, сколько утраты хорошей.

Проблемный эксперимент «Мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять» П.А.Оржековский Признаки учебной проблемы: Наличие проблемной ситуации Готовность к поиску решения Возможность неоднозначного пути решения

Проблемный эксперимент Опыт. Растворение меди в растворе аммиака. Реактивы: 15-28% р-р аммиака, свежеосаждённая медь. Проведение опыта: В пробирку помещают несколько крупинок меди и приливают мл. р-ра аммиака. Колбу закрывают пробкой и сильно встряхивают. Раствор приобретает голубую окраску. 1) Как доказать, что медь соединяется с аммиаком? 2) Данная реакция возможна? Медь не взаимодействует с основаниями, тем не менее реакция идёт. Как доказать, что кислород участвует в реакции? Cu + NH4OH=[Cu(NH3)4OH]2

Прикладной химический эксперимент В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде дело очень трудоемкое и дорогое. Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов. Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.

Занимательный опыт: ЦВЕТЫ – ИНДИКАТОРЫ Реактивы: сульфит натрия, соляная кислота, раствор аммиака. Проведение опыта: Во многих растениях содержится красители, которые изменяют свой цвет под действием кислот и щелочей. Разделяют букет фиалок на четыре части. Одну часть помещают в банку, куда предварительно поместили 1-2 г сульфита натрия и прилили несколько капель соляной кислоты. В выделившимся сернистом газе фиалки обесцвечиваются. В банке с раствором аммиака фиалки становятся зелеными. В банке с концентрированной соляной кислотой фиалки становятся красными. Четвертая часть фиалок оставляют для сравнения.

Исследовательская деятельность учащихся «Не существует достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности» А. Н. Колмогоров. Тема: Азотные удобрения. Лабораторное исследование: анализ продуктов на содержание нитратов. Цели: 1) исследовать образцы овощей на содержание нитратов. 2) разработать рекомендации по снижению содержания нитратов. Задание: исследуйте растительные объекты на содержание нитратов разными методами.

Программа курса по выбору «Химические элементы жизни» (для учащихся 9-х классов ) Цель курса: на основе межпредметных связей (биологии, экологии) расширить и углубить знания уч-ся о химических элементах и их роли в жизни человека. Задачи курса: предоставить уч-ся возможность реализовать интерес к химии и применять знания в повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование (1час в неделю. Всего 16 час.) Последоват. тем Тип и форма урока Дидактич. Обеспечен. Вид контроля Примечание Введение. Биоэлементы Систематизац ия знаний. ИКТПромежуточ.Содержание биоэлементов ворганизме Биоэлементы Металлы(5ч) (Na,K,Ca,Mg) Уроки- исследования Таблицы. Лабораторное оборудование. самоконтроль индивидуальн Обнаружение катионов магния и кальция в костной ткани Биоэлементы Неметаллы (C,N,P,H,O,S,I) (5ч) Уроки- исследования Таблицы. Лабораторное оборудование индивидуальнОпределение нитратов в продуктах питания

Исследовательский эксперимент по химии

Проблемный эксперимент

«Найди свой путь в прекрасное далёко и этот путь всем людям покажи! Твори! Дерзай! Чтоб в мире стало лучше! Твори! Дерзай для будущих времён!»