«Разработка и применение диагностического инструментария по изучению культуры межнациональных отношений учащихся» ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1472 Научно-практический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

План семинара. 1.Практическая часть (составление в группах модели профессиональной компетенции педагога). 2.Теоретическая часть (понятие «профессиональная.
Мониторинг воспитательного процесса. высоко развитые, образованные, творческие, здоровые дети, умеющие и желающие проявлять заботу друг о друге, коллективе,
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Северо-Западный филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Российский государственный университет.
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Районный практический семинар «Духовно-нравственное развитие школьников как условие эффективной реализации ФГОС НОО»
Технология проведения мониторинга уровня воспитанности обучающихся в условиях школы 43.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ. ЛЮБИТЬ – ЭТО НЕ ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА, ЭТО ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ...
Специфика деятельности социального педагога в школе.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Методы семейного воспитания. У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души.
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
Формирование толерантной личности в условиях дошкольного воспитания.
Организация работы по изучению семьи как средство эффективного педагогического потенциала Обобщение опыта работы классного руководителя Кресюк Л.И
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
Транксрипт:

«Разработка и применение диагностического инструментария по изучению культуры межнациональных отношений учащихся» ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1472 Научно-практический семинар для психологов и социальных педагогов 15 февраля 2012 г. Разработка и применение диагностического инструментария, обеспечивающего изучение актуальных проблем воспитания культуры межнациональных отношений Ю.А. Попов, к.психол.н., научный сотрудник МГПИ

Анкета. «Изучение национальных особенностей школьников» посвящена изучению национальных особенностей содержит 6 вопросов с развернутыми вариантами ответов на каждый из них

Что, по-Вашему, должно быть главным при определении национальности человека (отметьте только один признак)? а)национальность отца; б)национальность матери в)принятый в семье язык; г)собственное пожелание д)место или республика проживания. Как вы считаете, чем отличаются представители разных национальностей в первую очередь (можно отметить до трех признаков)? а) чертами характера, психологией; б) особенностями поведения; в) культурными традициями, обычаями г) национальным языком; д) внешним видом; е) верованием; ж) или чем-то другим.

Обработка результатов Подсчитывается процент каждого варианта ответа Главное при определении национальности человека

Опросник адаптации вынужденных мигрантов Выявление трудностей, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты на новом месте жительства, Определение факторов, способствующих их успешной социально-культурной адаптации.

Чувство уверенности в завтрашнем дне во многом зависит от такой характеристики, как: собственность, капитал // способность заработать, профессия // пост, должность, связи по положению // поддержка семьи, других родственников, моих друзей //надежда на возвращение к прежнему порядку // мой собственный оптимизм // Для меня означает «жить хорошо», чтобы чувствовать себя счастливым, это: иметь хорошую семью // жить спокойно без волнений и забот // иметь хорошую интересную работу // пользоваться уважением людей // жить обеспеченно, в достатке // иметь власть, положение в обществе // иметь образование.

Обработка результатов Подсчитывается процент каждого варианта ответа Чувство уверенности в завтрашнем дне во многом зависит от такой характеристики, как:

Анкета. «Жизненная стратегия» Данная методика поможет определить, к какому типу (особенности менталитета) тяготеют те или иные представители этнической группы. Выделяется пять типов отношений: самодостаточность; конфликт с целью получения выгоды; сглаживание углов в ущерб своих интересам; внешний компромисс с личной выгодой; мудрость, взаимное удовлетворение в отношениях с другими.

Анкета. «Жизненная стратегия» Ход проведения. Предлагается список из 15 пословиц, каждую из которых необходимо оценить по 4-х балльной шкале: 1 - не согласен; 2 - скорее не согласен, чем согласен; 3 - скорее согласен, чем не согласен; 4 - полностью согласен. Подсчет результатов. По ключам подсчитываются баллы по каждому типу отношений. Тип, набравший наибольший балл считается преобладающим. Далее подсчитывается средний балл по каждой национальной группе.

Тест Ценностные ориентации Тест включает два списка социально- психологических ценностей: ценности-цели и ценности-средства. Важность каждой ценности оценивается по 5 бальной системе. Обработка результатов: осуществляется подсчёт и суммирование оценок по каждой ценности. В итоговую таблицу заносится средний балл класса по всем представленным ценностям. Далее в зависимости от набранных баллов устанавливается рейтинг ценностей. На первое место попадают ценности, набравшие наибольший балл. На последнее, соответственно, наименьший.

Ценности-цели Активная, деятельная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений Наличие верных друзей Общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами Общественное признание Познание Равенство Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках Свобода как независимость в поступках и действиях. Счастливая семейная жизнь. Творчества Уверенность в себе Удовольствия

Ценности-средства Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и в других. Исполнительность Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость

Анкета. Примерная программа изучения этнопедагогической среды предназначена для изучения семейно-бытовых условий развития ребенка с учетом этнических особенностей места проживания. в результате обследования получается развернутый портрет каждого учащегося как представителя той или иной национальности Анкета представляет собой структурированное интервью

Анкета. Примерная программа изучения этнопедагогической среды (фрагмент) Изучение влияния внешкольного окружения на развитие ребенка: национальность друзей; влияние национальности при выборе друга; язык общения между сверстниками; возникновение конфликтов на национальной основе; посещение кружков, клубов, где познаются национальные особенности культуры, традиций и т.п.; национальные игры.

Анкета. «Схема составления психолого-педагогической характеристики с учетом этнических особенностей» Вариант структурированного интервью. Необходима индивидуальная работа в проведении диагностики. Анкета ориентирована на выявление перечня различных особенностей, связанных с условиями жизни учащихся различных национальностей: семья, религия, национальные клубы Фрагмент анкеты Отношение к религии (какую религию исповедуют, участие в религиозных праздниках, обрядах, посещение религиозных школ). Влияние значимых взрослых. Влияние средств массовой информации на национальное самосознание ребенка.

Тест. Толкование пословиц Исследование умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов. Ход выполнения: испытуемому предлагают несколько метафор и пословиц. Просят объяснить их отвлеченный смыл. Набор пословиц: – Куй железо, пока горячо; – Не в свои сани не садись; – Нет дыма без огня; – Не все то золото, что блестит; – Лес рубят - щепки летят;

Толкование пословиц (обработка) Подсчитывается количество правильных олветов Интерпретация. Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствуют о низком уровне обобщения.

Тест на словесные ассоциации Выявляемая в тесте проблема связана с общим процессом идентификации и актуализации этностереотипов в сознании представителей этнических групп. Фрагмент теста Инструкция: напишите, пожалуйста, не менее 5 ассоциаций наиболее удачно характеризующих предлагаемых представителей этнических групп: 1. Русский __________________________________________ 2. Украинец _______________________________________ 3. Американец _____________________________________ 4. Китаец __________________________________________

Изучение уровня этнической идентификации школьников Данная методика направлена на выявление степени осознания своей национальной принадлежности. Методика поможет учителю установить насколько полная сложилась у детей система представлений об особенностях людей разных национальностей. Фрагмент анкеты Что сближает тебя с людьми твоей национальности? На сколько хорошо ты владеешь родным языком? На каком языке вы обычно говорите дома? На каком языке ты общаешься с друзьями, знакомыми своей национальности? Итог. Индивидуальный портрет школьника как представителя той или иной национальности

Анкета. Осознание своих национальных особенностей предназначена для выявления национальной идентичности и степени погружения в свою национальную культуру, готовность взаимодействия с представителями других национальностей. Фрагмент На каком языке Вы говорите дома? а)только на русском; б)в одинаковой степени и на русском и на родном языке; в)в основном на родном; г)только на родном.

Анкета. Осознание своих национальных особенностей (обработка) Процентное соотношение ответов и индивидуальный портрет учащегося в сфере осознания своих национальных особенностей.

Беседа (анкета). Знание классным руководителем национальных особенностей классного коллектива Методика предназначена для выявления готовности педагога, классного руководителя проводить эффективную воспитательную работу по формированию культуры межнациональных отношений в многонациональном классе.

Знание классным руководителем национальных особенностей классного коллектива (фрагмент анкеты) Скажите, Ваш классный коллектив многонационален? Имеются ли в Вашем классе дети, склонные к национальной обо­собленности и эгоизму? Можете ли Вы утверждать, что в Вашем классе осуществляется пе­рестройка УВП с учетом национально психологических особенностей учащихся? Назовите основные источники, из которых Вы получаете знания об особенностях национальной психологии, формах и методах работы в многонациональных коллективах.

Анкета. Выявление отношения к себе и представителям других национальностей Направлена на изучение различных аспектов личностных представлений связанных с образом той или иной нации. Фрагмент Как Вы ощущаете свою принадлежность к культуре своего народа? Какие чувства вызывает у Вас облик представителей другой национальности (разрез глаз, цвет кожи и т.д.)? Почему? Нравятся ли Вам раскосые, узкие глаза, смуглый, цвет кожи? Почему? Какие чувства вызывает у Вас речь другой национальности?

Формирование этнокультуры школьников Методика представляет собой создание программы собирательно-поисковой работы, связанной с изучением национальной культуры и традиций позволяет сблизиться с национальной культурой того или иного народа и тем самым оказать воспитательное влияние на формирование понимание и принятие той или иной национальной культуры.

Формирование этнокультуры школьников (фрагмент программы) Создание банка данных этноса: национального костюма; обычаев народов, проживающих на территории области; фольклора, эпоса; литературы и искусства; выдающихся людей; особенностей семейного боепитания (традиции).

Формирование этнокультуры школьников (примеры тем учебно-воспитательных мероприятий) Понятие об обычае, обряде, ритуале, церемонии, традиции. Анализ народных обычаев и обрядов, связанных с семьей, воспитанием, бытом народа. Сущность воспитания по народным представлениям. Представления разных народов об умственном, физическом, нравственном и трудовом воспитании. Народные сказки (песни, стихи, легенда). Пословицы, поговорки, потешки, частушки разных народов. Неделя национальной культуры (Цель: Развитие у детей чувства уважения, к своим и другим нациям).

Комплекс анкет. Знание национальных традиций Анализ этих анкет поможет преподавателю диалогично вести педагогическую работу. Так, например, намного интереснее может проходить работа по изучению особенностей национальных праздников разных народов, если при выборе материала будет учитываться национальность детей. Следует отметить, что в настоящее время есть наработки в вопросе исследования отдельных компонентов среды (А.М. Низова), но по изучению ЭПС они отсутствуют. В связи с этим мы предлагаем свою примерную программу изучения ЭПС.

Знание национальных традиций (фрагменты анкет) Как Вы считаете, способствует ли религия духовному обогащению людей? Знаете ли Вы количественный состав национальностей, проживающих в нашей области? Каковы отличия различных религий, культур? Каковы черты сходства между различными религиями, культурами? Представители каких национальностей учатся в Вашем классе? Возникают ли среди Ваших сверстников конфликтные ситуации на на­циональной основе?

Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса Определяет стратегию поведения в конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Преподаватели должны быть больше ориентированы на сотрудничество и компромисс. Соперничество и избегание могут привести к усилению конфликта. Обработка По ключу подсчитывается суммарный балл по каждой шкале. Шкала, набравшая наибольший балл, считается доминирующей

Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Тест «Континуум конфликта» Тест предназначен для определения особенностей реагирования в конфликтной ситуации Испытуемому вначале предлагается отметить знаком « Х » свой привычный способ реагирования в конфликте; затем знаком « V » отметить желательный способ. Абсолютная безобидность Кипение от злости

Тест «Континуум конфликта» Дополнительные вопросы: – Есть разница между реальным и желаемым способом реагирования в конфликте? – Что мешает Вам прейти в желаемую позицию? – Какие чувства Вы испытываете в конфликте, используя привычный способ реагирования? Обработка Анализируется каждая анкета. Делается краткое заключение

Методика «Личностный рейтинг агрессии» Предназначена для исследования понимания агрессии представителями разных этнических групп (не степени агрессивности, а именно понимание того, какие действия агрессивны, а какие нет).

Методика «Личностный рейтинг агрессии» Испытуемому предлагается: 1) оценить насколько, по его мнению, агрессивным является каждое из предложенных в вопросах действий, присвоив ему балл от 1 до 5 (1 – совсем не агрессивное, 5 – очень агрессивное); 2) Оцените те же самые действия, пользуясь тремя различными определениями агрессии: - «Реакция, которая передаст вредные стимулы другому организму» – 1 балл - «Реакция, целью которой является причинение вреда живому существу» – 2 балла - «Поведение, в результате которого причиняется вред человеку и/ или уничтожается имущество» – 3 балла

Методика «Личностный рейтинг агрессии» Фрагмент При игре в футбол нападающий ударяет другого игрока. ( ) (1 2 3) Муж даёт пощечину жене во время ссоры ( ) (1 2 3) На войне во время атаки солдат застрелил вражеского солдата. ( ) (1 2 3) Мать шлепает ребёнка за плохое поведение. ( ) (1 2 3) Учитель отчитывает ученика, который не выполнил домашнее задание. ( ) (1 2 3) Обработка Подсчитывается отдельный балл по каждому способу оценки. Проводится количественный и качественный анализ.

Тест «Агрессивность». (Л.Г. Почебут). Имеет целью определение уровня агрессивности, в профилактике межэтнических конфликтов. Испытуемому предлагается однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений». Фрагмент Во время спора я часто повышаю голос. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защи­ты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

Тест «Агрессивность». (Л.Г. Почебут). Обработка По ключам подсчитываются баллы по 5 шкалам: 1.Вербальная агрессия (ВА) - использует словесные оскорбления. 2.Физическая агрессия (ФА) - с применением физической силы. 3.Предметная агрессия (ПА) - человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах. 4.Эмоциональная агрессия (ЭА) - эмоциональное отчуждение, враждебность, неприязнь. 5.Самоагрессия (СА) - человек не находится в мире и согласии сам с собой.

Отношение к человеку как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры (Д.В. Григорьев с соавт.) направленных на выявление отношения учащихся средних и старших классов к представителям иной культуры, национальности или религии. Каждое высказывание испытуемый оценивает по следующей шкале: «+4» - несомненно, да; «+3» - да, конечно; «+2» - в общем, да; «+1» - скорее да, чем нет; «0» - ни да, ни нет; «-1» - скорее нет, чем да; «-2» - в общем, нет; «-3» - нет, конечно; «-4» - нет, абсолютно неверно

Отношение к человеку как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры Фрагмент теста 1. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие Обработка По ключу подсчитывается суммарный балл (средние оценки расположены в диапазоне от 0 до 14).

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) Испытуемому предлагается оценить каждой из 22 утверждений по 6 балльной шкале Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен

Обработка По ключам подсчитывается балл по общей толерантности и по отдельным видам толерантности. "этническая толерантность" - отношение человека к представителям других этнических групп "социальная толерантность" – отношение к различным социальным группам (меньшинствам, преступникам, психически больным людям), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. "толерантность как черта личности" - определяют отношение человека к окружающему миру.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова и др.) Примеры утверждений из опросника В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение ( ) В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности ( ) Если друг предал, надо отомстить ему ( ) К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение ( ) В споре может быть правильной только одна точка зрения ( )

Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура) Предназначен для изучения разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира. В вопросах, включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий.

Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура) полностью согласен + 2; пожалуй, согласен + 1; трудно сказать, согласен или нет 0; пожалуй, не согласен -1; совершенно не согласен -2. Фрагмент Хорошая работа это такая работа, где всегда ясно, что и как делать Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по- своему Обработка производится по ключам. Набранный балл показывает уровень толерантности.

Тест «Рефлексия» (для учащихся средних и старших классов) Тест предназначен для определения способности учащихся средних и старших классов обдумывать происходящее и принимать осмысленные решения. Фрагмент 8 Вы стараетесь при активной работе класса и при случае воспользоваться подсказкой? а) да; б) нет; в) пожалуй, да. 9 Считаете ли Вы, что Вам хватит своих сил на выполнение любого учебного задания (поручения)? а) да; б) нет; в) пожалуй, да; г) пожалуй, нет. Обработка По ключу определяется сумма набранных баллов, которая относится к одному из трех уровней: среднему, низкому или высокому.

Изучение способности к самоуправлению в общении (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) Методика представляет собой опросник на выявление мобильности, адаптивности, гибкости в различных ситуациях межличностного взаимодействия Фрагмент 14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию. 15. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время. Обработка По ключу определяется сумма набранных баллов, которая относится к одному из трех уровней: среднему, низкому или высокому.