Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОУ» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОУ» Полянская Лидия Мавлетжановна,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ГОУ ДПО НИРО Кафедра здоровьесбережения в образовании

– состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ)ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ) ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни.ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма, которое позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни. Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.

- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстиеСОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ рассматривается через адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптацию к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, культуру потребления, альтруизм, эмпатию, ответственность перед другими и бескорыстие ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота»), ценностных установок, ориентаций.ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ - обеспечивает целостность личности, формирование нравственных ценностей («добро», «истина», «красота»), ценностных установок, ориентаций.

Факторы, влияющие на здоровье Окружающая природная среда (20%)Окружающая природная среда (20%) Наследственность (20%)Наследственность (20%) Образ жизни (50%)Образ жизни (50%) Медицина и здравоохранение (10%)Медицина и здравоохранение (10%)

Данные ЦРБ по состоянию здоровья детей в Нижегородской области (2005 г.) Здоровые дети : ДОУ – 36,02 % ОУ -29,7 % Имеющие функциональные отклонения: ДОУ – 53,9 % ОУ – 63,9% Часто болеющие дети ДОУ -10%; ОУ -6,4 % Таким образом, показатели здоровья детей в Нижегородской области совпадают с показателями по РФ, при этом потери здоровья детей в школьный период снизились до 10 %

Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза) и нервно-психические заболевания (в 1,6 раза).Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза) и нервно-психические заболевания (в 1,6 раза). Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых, многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся».Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых, многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся».

Недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и спортивно- оздоровительной работы Отсутствие знаний у родителей в вопросах сохранения здоровья детей Недостаточная осведомленность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям дошкольников Интенсификация учебного процесса, преждевременное начало дошкольного обучения Стрессовая педагогическая тактика Школьные факторы риска: Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Новые законодательные инициативы и планируемые к введению нормативные документы: Послание президента РФ от и Послание президента РФ от и Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 Федеральная целевая программа МО РФ до 2015 г.. Подпрограммы «Дети России», «Развитие физкультуры и спорта», «Комплексные меры против злоупотребления наркотиками»Федеральная целевая программа МО РФ до 2015 г.. Подпрограммы «Дети России», «Развитие физкультуры и спорта», «Комплексные меры против злоупотребления наркотиками» Новые образовательные стандарты (проект)Новые образовательные стандарты (проект) Приказ 655 (от г.)Приказ 655 (от г.) Новые СанПиНы (изменения в «)Новые СанПиНы (изменения в «) (изменения в «) (изменения в «) Стандарты на медицинскую деятельность ОУ «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» (проект)Стандарты на медицинскую деятельность ОУ «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» (проект)

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. Статья 14 Защита ребенка от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ФЗ 436 от )Статья 14 Защита ребенка от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ФЗ 436 от )

Закон РФ от «Об образовании» Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения.Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.

Приказ 655 (от г.) Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образованияОб утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Санитарные правила и нормы: СанПиН (изменения в ) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.СанПиН (изменения в ) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) независимо от форм собственности и их подчиненности. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.СанПиН (изменения в ) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях""СанПиН (изменения в ) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях""

Организационно-управленческая и педагогическая деятельность по сохранению здоровья обучающихся – организация учебно-воспитательного процесса (УВП) ДОУ с учетом сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.Здоровьесберегающая деятельность ОУ – организация учебно-воспитательного процесса (УВП) ДОУ с учетом сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. – любые способы реализации УВП, направленные на сохранение здоровья детейЗдоровьесберегающие технологии – любые способы реализации УВП, направленные на сохранение здоровья детей

Модель здорового выпускника ДОУ Ребенок ФизическоездоровьеПсихическоездоровьеСоциальноездоровье

Физическое здоровье Соответствие возрасту по антропометрииСоответствие возрасту по антропометрии Имеет I или II группу здоровьяИмеет I или II группу здоровья Имеет компенсированные нарушения ЦНСИмеет компенсированные нарушения ЦНС Развиты в соответствии с возрастом физические качестваРазвиты в соответствии с возрастом физические качества Сформированы двигательные и моторные навыкиСформированы двигательные и моторные навыки Сформированы культурно-гигиенические навыкиСформированы культурно-гигиенические навыки Высокая выносливость и работоспособностьВысокая выносливость и работоспособность

Психическое здоровье Сформированы все психические функцииСформированы все психические функции Развиты в соответствии с возрастом познавательные процессыРазвиты в соответствии с возрастом познавательные процессы Сформированы представления об окружающем миреСформированы представления об окружающем мире Сформированы все сенсорные представленияСформированы все сенсорные представления Обладает школьными навыкамиОбладает школьными навыками Сформирована учебная деятельностьСформирована учебная деятельность Сформирована мотивация к обучениюСформирована мотивация к обучению

Социальное здоровье: Имеет представление о духовных ценностях в категориях «красиво-безобразно», «плохо- хорошо»;Имеет представление о духовных ценностях в категориях «красиво-безобразно», «плохо- хорошо»; Имеет представление о здоровом образе жизниИмеет представление о здоровом образе жизни Имеет представления о социальных ценностях в категориях «можно-нельзя», «хочу-могу- должен»Имеет представления о социальных ценностях в категориях «можно-нельзя», «хочу-могу- должен» Имеет представления о безконфликтном поведенииИмеет представления о безконфликтном поведении Умеет строить отношения со взрослыми и сверстникамиУмеет строить отношения со взрослыми и сверстниками Умеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведениемУмеет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением

Структура педагогической системы образовательного учреждения (системная модель) *Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся под ред. Гладышевой О.С. Управление деятельностью ДОУ Коммуникативная среда Предметная среда Коррекционно- развивающая среда РЕБЕНОК

Фрагмент структурной модели «Управление деятельностью ДОУ» Компоненты деятельности по созданию условий управления здоровьесберегающим образованием в ДОУ Трехуровневая модель управления деятельностью ДОУ по конечному результату Создание (разработка) концепции развития ДОУ Программы развития ДОУ на основе здоровьесберегающих принципов через проектную деятельность Жизненное и функциональное пространствоСоблюдение сан-гиг. норм: здание, мебель, туалеты, световой режим, питание, расписание, мед. обслуживание Педагогический коллективКомпетентность и ценностные ориентации на здоровьесбережение, психологическая культура педагога, освоение новых интерактивных технологий в области ЗОЖ Мониторинг здоровьесберегающей деятельности Критерии оценивания эффективности деятельности, инструментарий мониторинга, коррекция управленческих результатов

Деятельность по сохранению коммуникативной среды ДОУ Организация коммуникативной среды ОУ Развитие диалоговой культуры участников педагогического процесса. Программы «Уроки здоровья» (начало)

Компоненты деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства ДОУ Предметная среда Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольников Оптимизация и модернизация образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»

Компоненты деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства ДОУ (2) Коррекционно- развивающая среда Средства и методы адекватные возрастным возможностям детей по формированию культуры здоровья Профилактика болезней, связанных с риском поведения (специальные программы) Работа с родителями (специальные программы)

Программы и УМК по формированию культуры здоровья и ЗОЖ Созданы и успешно внедрены в 63,4% школ на территории Нижегородской области Созданы и успешно внедрены в 63,4% школ на территории Нижегородской области Созданы и апробируются новые программы для ДОУ

Программа «Разговор о здоровье» (ДОУ) Основана на свойствах живого:Основана на свойствах живого: Взаимодействие с окружающим миром (мера взаимодействия – безопасность)Взаимодействие с окружающим миром (мера взаимодействия – безопасность) Я дышуЯ дышу Я емЯ ем Я двигаюсьЯ двигаюсь Я расту и развиваюсьЯ расту и развиваюсь Непрерывность жизниНепрерывность жизни

Разделы программы: 1. Мы встретились вместе (навыки общения) 2. Я и мир вокруг: - Мир природы (воздух, вода, земля) -Мир людей (безопасность) 3. Мой организм и здоровье (я дышу, ем, двигаюсь, расту и развиваюсь, жизнь непрерывна) 4. Система праздников с родителями

Интерактивные «здоровьесберегающие» технологии: Игровые технологииИгровые технологии Технология проблемного обученияТехнология проблемного обучения Технология сотрудничестваТехнология сотрудничества Технология «Критическое мышление»Технология «Критическое мышление»

Игровые технологии: 1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности1. Интеллектуально-разминочные игры – необходимы для снятия усталости, тревожности 2. Физические игры2. Физические игры 3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества3. Психологические игры – игры на развитие общительности, коммуникативности, сотрудничества 4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации4. Социально-ролевые игры – это ситуации, связанные с отражением реальной ситуации

Технология сотрудничества: Концепция сотрудничества создает предпосылки для такого психологиче- ского климата, при котором снижается вероятность конфликтов, повышается интерес воспитанников ко всему происходящему, создается ситуация успеха.

Проблемные технологии: Метод проектов всегда ориентирован на выявление и решение проблем, на прогнозирование результатов и возможных последствий различных вариантов решений (в особенности, связанных с ЗОЖ), на самостоятельную деятельность воспитанников – индивидуальную, парную, групповую в течении какого-то отрезка времени, т.е. создаются ситуации успеха, приводящие к социальному и психологическому аспектам здоровья.

Технология «Критического мышления»: Критическое мышление и навыки коммуникацииКритическое мышление и навыки коммуникации Критическое мышление и решение проблемКритическое мышление и решение проблем Критическое мышление и развитие познавательного интересаКритическое мышление и развитие познавательного интереса Критическое мышление и совместная деятельностьКритическое мышление и совместная деятельность Критическое мышление и самооценкаКритическое мышление и самооценка Заир –Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, с.Заир –Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, с.