Муниципальное общеобразовательное учреждение Старосальинская средняя общеобразовательная школа Киясовского района Удмуртской Республики Старая Салья 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Advertisements

Книги о детях военной поры Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка?
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Мурзин Алексей 3 КЛАСС 2010год МОУ Большесырская средняя общеобразовательная школа.
Алексеев О.А. Горячие гильзы: Повесть М., "Дет. лит.", с. "Мальчишка из Партизанского края", - так назвал автор одиннадцатилетнего героя своей.
Василий Иванович Белов «Мальчики» Василий Иванович Белов «Мальчики»
Сальм Карина Александровна Ученица 11 класса МБОУ « Каратузская ВСОШ »
Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...
ко Дню Победы - 9 мая для дошкольников и младшего школьного возраста
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Выполнил: ученик 10-го класса СОШ Талицкая средняя школа Денисов Роман.
Николаенко Сергей ученик 3 «б» класса, МОУ СОШ 24 г. Петропавловск-Камчатский. Классный руководитель: Савинкина Светлана Юрьевна 2009.
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
Мама и Я В 1983 году моей маме было 15 лет… У нее сейчас две дочки Марина и я. У моей мамы есть три сестры и брат… Я люблю свою маму. Она у меня любимая,
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Старосальинская средняя общеобразовательная школа Киясовского района Удмуртской Республики Старая Салья 2010 год

АЛЬБЕРТ ЛИХАНОВ Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Кирове в 1935 году, и на его детство, как на детство целого поколения, рожденного в предвоенное десятилетие, тяжелой тенью легла война. Может быть, потому у Альберта Лиханова нет, пожалуй, ни одной книги, где бы не возникала тема войны, тыла,- суровых народных испытаний. В этом выпуске «Роман-газеты» объединены три новые повести писателя, посвященные военному и послевоенному детству. Память о войне, о высоком человеческом долге стала камертоном еще одного произведения повести «Высшая мерам». Памятью о великих испытаниях в книгах Альберта Лиханова как бы поверяется нравственная высота людей, живущих сегодня. Можно сказать, все произведения писателя, созданные им за двадцать лет, посвящены укреплению человеческой души в самых высоких и светлых идеалах. Укрепление это очень непросто, всегда драматично и тем не менее жизненно необходимо, ибо нельзя добиться прекрасных целей, не возвышаясь духом, не очищаясь от всяческой скверны.

Книги писателя напоены жизнью, ее подлинностью, возможно, и потому, что он не порывает с действительностью самых тесных связей. После окончания в 1958 году Уральского Государственного университета имени А. М. Горького он работает в печати: сначала на родине литературным сотрудником газеты «Кировская правда», редактором молодежной газеты «Комсомольское племя», потом собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Западной Сибири. Был главным редактором журнала ЦК ВЛКСМ «Смена». Читателям хорошо известны произведения Альберта Лиханова: трилогия «Семейные обстоятельства», куда вошли повести «Чистые камушки», «Обман» и роман «Лабиринт», роман для детей «Мой генерал», повести «Солнечное затмение», «Голгофа», «Благие намерения». Много лет назад писатель выпустил книгу «Музыка», состоящую из трех повестей. Новые его работы «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Последние холода» соприкасаются с ранними повестями, вошедшими в книгу «Музыка», и тематически, и характерами главных героев. Книги Альберта Лиханова удостоены высоких наград премии Ленинского комсомола /1976/, Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской /1980/ и Международной премии социалистических стран имени А. М. Горького /1983/. Произведения писателя широко публикуются за рубежом в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, ГДР, Монголии, Китае, ФРГ, Италии, США, Франции, Голландии, Японии.

Сведения из большой энциклопедии Кирилла и Мефодия: Лиханов Альберт Анатольевич (р. 1935), русский писатель, общественный деятель. Проблемы становления характера и нравственного воспитания подростка в повестях «Звезды в сентябре» (1967), «Крутые горы» (1971), трилогии «Семейные обстоятельства» ( ); повесть «Высшая мера» (1982); книга «Драматическая педагогика» (1983). Председатель Российского детского фонда (с 1991; Советского детского фонда им. В. И. Ленина в ).

Реферат на тему «Война и дети» Содержание. I. Введение. Детство, оскорблённое войной. II. Война и дети. 1.«Сердца моего боль» ( Повесть Владимира Богомолова «Иван») 2.Голодное детство. (Повесть Альберта Лиханова «Последние холода») 3.Книга, вместившая судьбу. ( Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека») 4.Дети минувшей войны. III. Заключение. «Молодежь принесла главную жертву в войне» ( Маршал Жуков) 5.Библиография Парфенов Андрей, ученик 8 класса

Известная писательница Светлана Алексиевич в своей книге «У войны не женское лицо» написала: «В Великую Отечественную войну 19 миллионов детей остались сиротами». Горькую чашу пришлось испытывать в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. Война осиротила тысячи детей. В своём реферате остановлюсь на некоторых произведениях, в которых рассказывается о судьбах детей в годы Великой Отечественной войны, это «Иван» Владимира Богомолова, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Последние холода» Альберта Лиханова. Также хочу рассказать о судьбах женщин нашей деревни, детство которых совпало с войной. Задача моего реферата - показать, что главной жертвой войны стали дети. Главной темой повествования является детство - детство, оскорблённое или уничтоженное, убитое войной. I. Введение. Детство, оскорблённое войной.

II. Война и дети. 1. «Сердца моего боль» (Повесть Владимира Богомолова «Иван») Владимир Богомолов написал знаменитую повесть «Иван» в 1957 году. «Иван» - это повесть о разведчике. И. С. Журавлёв в книге «Память пылающих лет» пишет, что главный герой повести В. Богомолова «Иван» предстаёт Воином и Гражданином. Проявившее его характер, портретное описание, которые автор даёт несколько раз на протяжении всего повествования. «Худенький мальчишка, лет одиннадцати, весь посиневший от холода, в мокрых, прилипших к телу рубашке и штанах, с угрюмым не по-детски сосредоточенным лицом»-призван как бы контрастно подчеркнуть внутреннюю силу Ивана, его огромное мужество и каждодневно проявляемый героизм. Каково приходится на фронте этому маленькому солдату. «Ему столько довелось пережить, - говорит разведчик Нулин, - что нам и не снилось». Но мальчик в «Иване», как считает сам автор повести,- не объект жалости. Мужественные, суровые люди относятся к нему с любовью и нежностью не оттого, что он потерял мать, сестрёнку, отца, а потому, что на каждом шагу, рискуя жизнью, он умудрялся делать больше, чем это даётся взрослым разведчикам. В великом фронтовом братстве он и в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

Игорь Дедков в статье «Никто за нас это не сделает...» (О творчестве Владимира Осиповича Богомолова) пишет, что судьба Ивана страшная и ужасная. «Судьба Ивана Буслаева, - продолжает автор статьи, - не располагает к умилению, к рассуждениям о героизме; мешает возникающее сознание огромной неискупимой взрослой вины». Мальчик одинок, в сущности, далёк он от всех, кто его любит, как недоступно одинок в своей судьбе! Он полон чувства лишения за своих родных, ненависти к врагу. Он отрешён от подземельной жизни. Вот как об этом пишет Игорь Дедков; «Иногда, когда его никто не видит, мальчик играет; но больше желания выжить и жить у него нет; сначала он должен рассчитаться за своих близких, его «жжёт» ненависть, и нет ничего вокруг, что было бы сильнее этой ненависти, что могло бы его остановить для жизни».

2. Голодное детство. ( Повесть Альберта Лиханова «Последние холода».) Альберт Анатольевич Лиханов родился в городе Кирове в 1935 году, и на его детство, как на детство целого поколения, рождённого в предвоенное десятилетие, тяжёлой тенью легла война. Может быть, потому у Альберта Лиханова нет, пожалуй, ни одной книги, где бы ни возникала тема войны, тыла, суровых народных испытаний. A.M. Игошина в статье «Дети войны» пишет: «Я бы хотела, чтобы на «золотой полке» у многих учеников стояла и повесть А. Лиханова «Последние холода». Эта повесть посвящена детям минувшей войны, их мучениям и страданиям. Эти дети не столкнулись с войной лицом к лицу, но и в глубоком тылу, далеко от линии фронта, она наложила на них недетские заботы, переживание, горе, страшила их души». В сложный впутанный мир подростка вводит читателя А. Лиханов. Разговор идёт не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте - в одиннадцать - тринадцать лет, когда ребятам иногда намного труднее вести себя самоотверженно и достойно, если общественное внимание их подводит к единственной судье - сам человек.

Повесть «Последние холода» Альберт Лиханов написал о себе, о своей судьбе, и о ребятах, которые шли рядом с ним. Отец его с первых дней войны ушёл на фронт и воевал до последних дней войны. Мама медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна; «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам». Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очереди за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых. Так много пережил А. Лиханов, что написанное им о военном детстве ребят покоряет правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство»» - говорил писатель. Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили с взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства сострадания, веры, справедливости.

Много горя принесла война. Сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всём этом повесть «Последние холода». Рассказ ведётся от имени Коли - взрослого человека, который вспоминает своё детство. Коля увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе, шум, крики, длительные очереди за похлёбкой. Коля видит здесь разных ребят: детство с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Жёлтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную как бумага - это невозможно забыть. Война заставила людей воровать, погромничать. Могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное - доброту, порядочность!»

Самое страшное, что было для Коли и других детей - это голод. «...Хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости посещало помногу раз в день» (Альберт Лиханов «Последние холода»). Ещё больше голодали Вадим и Марья, потому что у них мама безнадёжно болеет, отец погиб на фронте. Коля делится своей едой, а иногда они вместе добывают еду. Главный герой думает о щедрости и жадности, о доброте и заботе. Об этом, наверное, думает и Вадим. Нелегко доставалось всегда Вадьке. Главное, какой ценой. Коля называет Вадика благородным человеком. Ему стыдно перед Вадиком, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о себе, но и о маме. Голодные несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства. От пережитых страданий и трудностей дети повзрослели раньше времени. Коля по-другому начал смотреть на Вадика и Марию. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенёсшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

Прикоснувшись к их судьбе, Коля начинал разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нём, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботится о ком-то: «А вот Вадька боялся... боялся за свою маму... Я бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня - мама и бабушка». Наконец дети доживают до дня Победы. А.М Игошина в завершении своей статьи «Дети войны» пишет: «Заканчивается холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Закончилась война. Народные ликования, радость,... но рядом смерть, безыменное детское горе - последствия войны». Альберт Лиханов словами учительницы Анны Николаевны ещё раз напоминает, что забывать о войне нельзя: «Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь вы, только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Так вот! Не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!

2. «Книга, вместившая судьбу» ( по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»). После войны бродило по России много осиротевших детей. Об одном из таких мальчиков рассказывает М. Шолохов в своём произведении «Судьба человека». О рассказе написано много статей и книг: Д.Д.Благой - «Судьба человека» М.Шолохова». Д. Т. Чиров - «О сюжетно-композиционных особенностях рассказа «Судьба человека», Л.Зуева - «Над страницами рассказа «Судьба человека» и другие. В рассказе мальчик Ваня появляется в конце. Вот его портрет: «Этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки после дождя!» Таким видит мальчика Андрей Соколов - главный герой рассказа. Андрей Соколов случайно встретил в чужом городе беспризорного парнишку. Как пишет Д.Д. Благой: «Заглавие рассказа недаром носит обобщенный характер, перед нами судьба не только Андрея Соколова. В нём речь идёт о двух схожих судьбах». Как и у Андрея Соколова, война всё отняла у Вани, сгорел родной кров, в эвакуации убило бомбой мать, погиб на фронте отец. «Этакая маленькая птаха, - вспоминает Соколов, - а уже научился вздыхать. Его ли это дело?» Андрей Соколов сразу решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Л.Зуева в статье «Над страницами рассказа «Судьба человека» называет главную тему - тема поруганного и спасаемого детства, тема оскорбленного войной детства. Ещё раз автор статьи подчёркивает бесчеловечность войны, от которой пострадали миллионы бездомных детей. Будет ли счастлив Ваня в будущем? Мы не уверены в этом, так как у приемного отца здоровье неважное. Он столько пережил во время войны, что удивлялся тому, что он ещё живой. Вот как об этом пишет Шолохов: «Два осиротевших человека, две песчинки заброшены в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастит тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина». Действительно, такие люди как Андрей Соколов всё вытерпели, всё выстрадали, всё преодолели на своём пути. Что касается жизни Ванюши, я от всей души желаю, чтобы ему не пришлось повторить судьбу своего приёмного отца.

3. Дети минувшей войны. Война не обошла и нашу деревню. Дети во время войны повзрослели до времени. На одном из уроков мы встретились с женщинами, детство которых совпало с войной. Одна из них Полякова Наталья Николаевна. Она родилась в 1941 году в деревне Старая Салья. В семье была седьмым ребёнком, но единственная осталась жива. Все работы приходилось делать одной. Мать послали на работу, а отец погиб на войне в 1942 году. Семенова Мария Николаевна родилась в 1918 году в деревне Старая Салья. Из двенадцати детей осталась одна Ей приходилось выполнять тяжёлую не по возрасту работу. Возили воду для тракторов на лошадях в две смены, 5 дней ночью, 5 дней днём. Еды не было. Хлеб только из лебеды, Где только не пришлось работать Марии Николаевне: Кекоран, Пиньыл, Люк Шудья. «Ростом была маленькая, худенькая,- рассказывает Семенова, - справится или не справится с тяжелой работой, никто не спрашивал. Потому, что никогда не высыпались, хотели спать, но мучительнее всего было постоянно испытывать голод». По рассказу Марьи Николаевны, в Люк Шудье женщины и дети добывали торф.

Однажды она попала под удар падающей берёзы и свалилась, еле осталась жива. В Кекоране строили железную дорогу. Тёплой одежды тоже не было, на ногах лапти, Лапти быстро изнашивались- мёрзли ноги. Многие болели. «Никому не пожелаю такое увидеть»,- со слезами на глазах говорит Мария Николаевна. Гереева Мария Степановна родилась в 1930 году в деревне Старая Салья. В семье было пятеро детей, отец умер от рака, и дети остались маленькие. Из-за этого матери одной приходилось заботиться о них. Гереевой Марии Степановне в начале войны было 11 лет. Возили семена из деревень Кумырса, Кады-Салья, Лутоха. Мария Степановна не училась ни одного класса. Таким образом, о каждой женщине, пережившей войну, можно написать поэму. Они испытали общую судьбу - судьбу детей войны. Жестокая война отняла у целого поколения самое прекрасное время жизни - детство. Только за это можно проклясть войну.

III. Заключение. Молодежь - главная жертва войны. Война и дети - эти слова несовместимы. Дети, рождённые жить, умирали под пулями жестоких оккупантов. Маленькие воины приносили в жертву свою ещё не состоявшуюся жизнь во имя победы. А сколько детей осталось сиротами! Они потеряли всё: родителей, братьев и сестёр, дом свой. Долго ещё после войны скитались по России обездоленные дети, голодные и брошенные на произвол судьбы. Мы должны помнить всегда об этих чёрных днях и годах и не допустить новой войны! «Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое и прозревается будущее. Память, не оставь нас! Человек есть то, что он помнит...» В заключение приведу слова маршала Георгия Константиновича Жукова: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву в войне. Столько прекрасных молодых людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались с войны детей!»

Библиография 1.Андриасов М. «Сын тихого дона». Издательство «Советская литература». Москва 1969 г. 2.Гура В.В. Шолохов в школе: Издательство «Просвещение» г. 3.Журавлев СИ. Память пылающих лет. Москва «Просвещение», 1985 г. 4.Зуева Л. «Над страницами рассказа «Судьба человека». «Литература в школе» 1985 г. 2 стр Игошина A.M. «Дети войны» «Литература в школе» г Лиханов А. «Радости и печали». Роман-газета. 1984г Шолохов М. Рассказы. Ленинград. «Художественная литература» г. МОУ Старосальинская СОШ 2006 год

Голодное детство Альберт Лиханов, автор повести «Последние холода», родился в предвоенное десятилетие. На его детство тяжёлой тенью легла война. Может быть, потому у Альберта Лиханова, пожалуй, нет ни одной книги, где бы ни возникла тема войны, тыла, суровых народных испытаний. Повесть «Последние холода» посвящена детям минувшей войны, их мучениям и страданиям. Эти дети не столкнулись с войной лицом лицу, но и в глубоком тылу, далеко от линии фронта, она наложила на них недетские заботы, переживание, горе, «страшила их души» Книгу «Последние холода» Альберт Лиханов написал о себе, о своей судьбе, и о ребятах, которые шли рядом с ним. Отец его с первых дней войны ушёл на фронт и воевал до последних дней войны. Мама - медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. Поляков Алексей, 2010год.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна; «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам». Детство А.Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очереди за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых. Так много пережил А. Лиханов, что написанное им о военном детстве ребят покоряет правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство»,- говорил писатель. Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили с взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства сострадания, веры, справедливости. Много горя принесла война. Сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, невзгоды. Обо всём этом повесть «Последние холода».

Самое страшное, что было для Коли и других детей- это голод. «…Хоть мама с бабушкой и надсаживали изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости посещало помногу раз в день», - говорил Коля. Ещё больше голодали Вадим и Марья, потому что у них мама безнадёжно болеет, отец погиб на фронте. Коля делится своей едой, а иногда они вместе добывают еду. Главный герой думает о щедрости и жадности, о доброте и заботе. Об этом, наверное, думает и Вадим. Нелегко доставалось всегда Вадьке. Главное, какой ценой. Коля называет Вадика благородным человеком. Ему стыдно перед Вадиком, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о себе, но и о маме. Голодные несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства. От пережитых страданий и трудностей дети повзрослели раньше времени. Коля по-другому начал смотреть на Вадика и Марию. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенёсшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

Прикоснувшись к их судьбе, Коля начинал разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нём, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботится о ком-то: «А вот Вадька боялся… боялся за свою маму… Я бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня мама и бабушка». Наконец дети доживают до дня Победы. Заканчивается холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Закончилась война. Народные ликования, радость,… но рядом смерть, безыменное детское горе – последствия войны.

Судьба Вадима и Маши (по повести Альберта Лиханова «Последние холода») Повесть Альберта Лиханова «Последние холода» посвящена детям, пережившим страдания и лишения в Великую Отечественную войну. Из повести я запомнила, как жили бедные Вадим и Маша. Мать Вадима и Маши заболела. Её увезли в больницу, а ребят хотели забрать в детдом. Но потом детей всё, же оставили. Они писали письма маме каждый день. Мать им велела не терять карточки, но они потеряли. Теперь Вадиму и Маше нечего, было, есть, и они «шакалили» по столовкам. Однажды Вадима побили за то, что украл кусочек хлеба у маленькой девочки. Он не понял, какую боль причинил, оставив её голодной. Его били очень сильно, но поборов свой страх, он победил своего обидчика. После Вадим познакомил Колю с Машей. Ермакова Галина, 2010 год

Некоторое время Вадим и Маша жили у Коли. Но когда им дали талоны на дополнительное питание в восьмой столовке, они переехали к себе домой. Вадим и Маша были очень рады. Теперь ребята с Колей встречались каждый день в столовой. Жили Вадим и Маша в старом доме. Окна этого дома были заклеенными (так просили в военное время). С потолка висела лампочка без абажура, поэтому у них в комнате было тускловато. Вскоре мама Вадима и Маши умерла, а их забрали в детдом этого города. Коля к ним приходил. Однажды, когда пришёл Коля, Вадим сказал, что их детдом уезжает из этого города и они больше никогда не увидятся. Им было очень тяжело расставаться, ведь они так подружились. Мне очень жаль Вадима и Машу. Они ведь совсем дети, а пережили такое горе.

Война принесла много горя не только взрослым, но и детям. Нет такой меры, чем можно было бы измерить горе этих детей. Нельзя допустить, чтобы война начиналась снова, нельзя чтобы из-за войны страдали маленькие дети. На войну из каждой семьи уходили отцы, деды, братья и сыновья. Из них вернулись немногие. Война принесла много горя в каждый дом. Многие женщины стали вдовами. Им очень трудно было воспитывать своих детей. О пережитых страданиях детей написано много книг. Благодаря повести Альберта Лиханова я больше узнала о минувшей войне. Наши бабушки тогда были маленькими, и они часто вспоминают, как жили в военное время. Прошло 65 лет со дня Победы, но дети войны не забыли это время, и мы не забудем.

Колины мечты (по повести Альберта Лиханова «Последние холода») Давно прошла Великая Отечественная война. Об этой войне я слышала от своей бабушки Петровой Екатерины Афанасьевны. На уроке русской литературы мы прочитали повесть Альберта Лиханова «Последние холода». Из этой книги я узнала, как страдали беззащитные дети от войны, хотя она шла далеко от этих мест. Альберт Лиханов в своём произведении пишет о себе и о своих друзьях. В повести мне стало интересно, как Коля мечтал попасть в столовую под номером восемь. Мечтал о столовой, потому что он всегда чувствовал голод, потому что всегда недоедал. Здесь, в этой столовке, каждый день давали овсяной суп, котлеты, гороховицу и компот. Далеко разносился аппетитный запах. В столовой кормили только сирот и малоимущих детей. Петрова Диана, 2010 год

Когда Коля проходил около восьмой столовой, он думал: «Там внутри теплый оазис с фикусами; по краям огромного зала, может даже под потолком, как на рынке, живут два или три счастливых воробья, которым удалось залететь в вентиляционную трубу, и они чирикают себе на люстрах, а потом, осмелев, садятся на фикусы». Когда он наконец-то зашёл в эту столовую, он, действительно, увидел двух воробьёв и фикус. В этой столовке Коля оказался потому, что ему дали талон на дополнительное питание. Сначала его обижали, а потом перестали. В восьмой столовой всегда кормили вкусно. Но в очереди приходилось стоять очень долго. Детям приходилось терпеть, хотя они очень сильно хотели есть. В восьмой столовой один недостаток – это длинные очереди.

Коля жил с мамой и бабушкой. Мама у Коли всегда говорила, что не надо оставлять в тарелке ни одной крошки, надо всё съедать. И он всегда из тарелки всё вылизывал. Мама знала, что Коля болен малокровием, и очень переживала за него. Но в это мальчик не верил, он думал, что мама за него беспокоится попусту. Война принесла много беды и горя не только взрослым, но и детям. Как рассказывает моя бабушка Петрова Екатерина Афанасьевна, которая узнала об этом со слов моей прабабушки: « Мужья уходили на фронт, а женщины вязали носки, варежки и отправляли мужьям. Моей прабабушке было 25 лет, когда началась Великая Отечественная война. Она уже имела, сына, которому было 3года. Эта женщина так же беспокоилась о своём ребёнке, как и Колина бабушка. Я думаю, что это война не должна повториться. Не должны люди убивать друг друга. Ведь война- это боль, страдания, горечь, потеря родных и близких.

Первая учительница Когда я думаю про учителей, мне вспоминается Анна Николаевна из повести Альберта Лиханова «Последние холода». Альберт Лиханов пишет о своей первой учительнице. Шла война с немцами, но дети продолжали учиться, хотя было очень тяжело: не было одежды, не хватало еды, у многих не было своего дома. Анна Николаевна была очень доброй, но требовательной. Она хотела, чтобы дети и в суровое военное время оставались хорошими людьми, помогали друг другу, верили в счастливое будущее. Если у кого- то что-то не получалось, говорила: - Конечно, я не сумею научить вас рисованию или музыке. Но тот, у кого есть божий дар, этим даром будет разбужён и никогда больше не уснёт. Петрова Юлия, 2010год.

Анна Николаевна любила говорить, ни к кому не обращаясь. Что-то вроде этого: - Если кто-то думает, будто можно пропустить всего лишь один раздел математики, а потом пойти дальше, он жестоко ошибается. В ученье нельзя обманывать самого себя. Учителя, может, и обманешь, а вот себя – ни за что. Герою книги запомнились на всю жизнь слова учительницы о жизни, о том, как выжить в трудной ситуации, как нужно много трудиться и учиться, чтобы стать настоящим человеком. Учительницу называют второй мамой, это же можно сказать и про Анну Николаевну. Она всё время заботилась о детях, замечала у них самые маленькие достижения. Она говорила: - Это надо же, ещё какая-то малость, - и они получат свидетельство о начальном образовании.

Учительницу называют второй мамой, это же можно сказать и про Анну Николаевну. Она всё время заботилась о детях, замечала у них самые маленькие достижения. Она говорила: - Это надо же, ещё какая-то малость, - и они получат свидетельство о начальном образовании. Или, например: - Надо же, какой-то год и два месяца! И они получат образование. Анна Николаевна учила детей до конца войны. Когда прошёл митинг, она сказала детям: - Ну вот, война кончилась. Вы застали её детьми. И хотя вы не знали самого страшного, всё-таки вы видели эту войну.

Немного помолчав, обратилась: - Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Так вот! Не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот другим не давайте! Её напутственные слова были обращены не только к тем детям, которых она учила, но и к будущим поколениям. Она хотела, чтобы нынешние дети никогда не забывали страшные лихие годы. Прошло 65 лет с окончания войны, но слова учительницы и сегодня трогают нас до глубины души. Хочется сказать, что мы будем помнить те трагические годы, тот подвиг наших дедов и прадедов во имя нашей счастливой жизни.

Петрова Зоя Павловна С младшим братом Петей ели лебеду, из кислицы делали толокно. Моя бабушка пошла в школу только в 8 лет и училась всего 4 класса. Там заставляли рвать лён, ходить за дровами в лес с маленькой телегой. Если приходило письмо от отца или от брата с фронта, моя бабушка могла прочитать приветствия. Так она различала письма брата и папы. У неё были братья. Младшему было 4 года. Старший брат и папа ушли на войну, а мама в лесу рубила деревья. Средний брат Поликарп возил зерно из деревень Кумырса, Бияшка, Ермолаево, из Починок в Кечёво.

В то время всего не хватало, даже собирали солому для скотины. Вечером не решались зажигать свет. Если у соседей свет зажжён, то можно, а если нет, значит, в деревню придёт война. Моя бабушка была очень пуглива. Ночью они с братом Петей шли к соседям пережидать родителей. В соседской семье всегда было много людей. Бабушка и её брат сидели на лестнице и завидовали тому, как едят друзья. Но им ничего не давали, ведь в то время и самим не хватало еды. Но однажды, когда они сидели у друзей, к ним пришёл средний брат бабушки. Он был очень радостный, потому что ему на работе дали два пуда гороха. Он даже танцевал от радости, открывая замок. В то время это было великим счастьем. Бабушка Зоя Павловна сейчас живёт с нами и радуется, что такое время прошло, но она всё ещё помнит те времена. Конечно, как такое забудешь. Петрова Юлия

Раева Екатерина Николаевна Мою бабушку зовут Раева Екатерина Николаевна. Она родилась в 1931 году в деревне Дубровск. Когда началась война, ей было 10 лет. Она помогала маме по хозяйству: доила корову, кормила домашний скот. Отец моей бабушки ушёл на войну. Ермакова Галя Мама моей бабушки высылала посылки своему мужу на фронт. В этих посылках было всё то, что было ему необходимо: вязанные носки, варежки, сухари. Её отец не вернулся с войны. Катерина выросла и вышла замуж за моего дедушку Раева Франца Сергеевича. Сейчас они живут в деревне Нижняя Малая Салья. У них четверо детей: Зина, Петя, Семён и моя мама Рая. Но теперь бабушка постарела и болеет. Ей помогают дети. Моя бабушка очень богатая и счастливая, ведь она семь раз бабушка и пять раз прабабушка. Бабушку мы навещаем часто, помогаем по дому, ухаживаем за ней. Я рада, что у меня такая бабушка.

Полякова Наталья Николаевна Мою дорогую, любимую бабушку зовут Полякова Наталья Николаевна. Она родилась в деревне Старая Салья в 1941году 26 января. И до сих пор проживает в этой маленькой деревеньке. В семье она не была единственным рёбёнком. Из семерых детишек она осталась одна. И на её молодые плечи легла тяжёлая забота о хозяйстве. Утром, когда они просыпались, за горизонтом ещё не было видно солнышка. Наталья была правой рукой своей матери. Помогала доить корову, убирала навоз, подметала и мыла пол, хотя была совсем маленькая. Поляков Алексей

Петрова Екатерина Афанасьевна Мою бабушку зовут Петрова Екатерина Афанасьевна. Она родилась 7 декабря 1935 году в деревне Сарая Салья Недавно отпраздновали 75-летие. Когда началась Великая Отечественная война моей, бабушке было 6 лет. Она уже очень мало помнит, но она запомнила, что у неё отец погиб на войне. После того когда он ушёл на фронт, он не писал письма. Через некоторое время в семье узнали, что у них отец погиб. Екатерина жила со своей мамой. Ей, конечно, было тяжело, но она выдержала всё: боль, страдания, горечь. Сначала бабушка помогала маме, а потом, стала работать дояркой, в колхозе. Вот такая жизнь у моей бабушки. Петрова Диана

Иванова Нина Степановна Моя бабушка Иванова Нина Степановна. Она родилась 30 марта 1932 года в деревне Старая Салья. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 9 лет. Она уже очень мало помнит, но запомнила навсегда, как они ходили пешком в Алнаши, чтобы повидаться со своим братом. Но его там уже не было: его забрали на войну. Они там переночевали и снова двинулись в путь. Когда они добрались, а дома их ждала страшная весть: их брат погиб. Вот такая вот грустная история. Петрова Диана

В начале войны мне было 9 лет. У меня было три брата. Андрея и Кузьму забрали на фронт. Они погибли на войне. И я вспоминаю как мы друг за другом получили две похоронки, помню, как плакали. Брат Егор был направлен на учебы в ФЗО. Еды не хватало. Ели кислицу, картошку собирали мерзлую в поле и делали крахмал. Из крахмала стряпали лепешки. На фронт отправляли сушеную картошку, вязаные носки, варежки, кисет, махорку. 17 февраль 2010 год

Из моих родных четверо не вернулись с войны: Андреев Афанасий, мой отец; Петровы Афанасий и Роман, братья моей матери; Вахитов Григорий, дедушка. Без отца осталась в 5 лет. Помню как его провожали на войну, и он больше не вернулся. Однажды мы пошли собирать весной оставшуюся с прошлого года картошку. Земля была сырая и мы проваливались до колен. Подруга Федосья Беспалова застряла в грязи, и мы ее еле вытащили на дорогу. Она была слабая и больная. В колхозе даже животные голодали. Нечего было давать лошадям, и они дохли. Приходилось пахать на бычках. Я желаю, чтобы дети и внуки никогда не видели наших страданий. 17 февраль 2010 год

Мой отец Николай ушел на войну 1941 году. Я уже родилась без отца. Совсем маленькая помогала матери. Когда ходила за водой, ведра тащились по земле. Одна пилила дрова пилой-двуручкой. Пила шаталась из стороны в сторону, я бросала ее и плакала от отчаяния. В доме было холодно. Мама болела. Мы жили бедно. Из семерых детей я одна выжила. Остальные умерли от болезней в младенчестве. Сейчас живу с сыном Анатолием и снохой Светланой, с любимыми внуком Андреем и внучкой Анной. 17 февраль2010 год

Первый ряд (слева на право): Иванова Н.С., Федорова С.Д. (директор школы), Полякова Н.Н., Петрова Е.А., Парфенова Е.П. ( заместитель директора по ВР). Второй ряд учащиеся 6 класса (слева на право): Ермакова Галина, Петрова Юлия, Поляков Алексей, Петрова Диана. 17 февраль 2010 год