Обращение Санта, с Новым годом! Обращение. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предложения с обращениями. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь: Дорогие гости, милости.
Advertisements

Обращение Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или чему адресована (обращена) речь. Дорогие гости, милости просим за стол.
Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе.
Урок русского языка в 5 классе. Обращение Знаки препинания Делаем выводы Интонация Наблюдаем Работаем в группах Что? Зачем? Как? Наши цели, задачи и способы.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
ТЕСТ ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ». Обращение – это: а) слова, выраженные одушевленным именем существительным или другими частями речи в значении таких существительных.
Презентация группы « Умники» (5 «Б» класс). Члены группы 1. Джигкаев Чермен 2. Тлатова Рая 3. Кулова Вика.
Урок русского языка в 8 классе Учитель: Хаустова И.Н.
Пунктуация при обращении. Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того (то), к кому (к чему) обращаются с речью (с вопросом, с рассказом,
Предложения с обращениями Урок русского языка с использованием групповых и игровых технологий.
УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 8 классе. ОБРАЩЕНИЕ. Бочарова Виктория Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 2030 г. Москвы.
Обращение Коломейцева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 1 г.Пролетарска Ростовской области.
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
Урок 28 Знаки препинания при прямой речи, обращениях и междометиях.
Определите предложение с неправильной пунктуацией 1.Что ты, ёж, такой колючий? 2.Спой, светик, не стыдись! 3.Кто волны, вас остановил? 4.Не оставляй меня,
Да, недолго глядел он на Русь голубыми глазами поэта… Н.Рубцов.
Обращения Обращение – Это слово(или сочетание слов),называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение Распространенное Прекрасны вы, поля земли родной.
Мельникова Н.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Шадринская СОШ»
Транксрипт:

Обращение Санта, с Новым годом!

Обращение. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. (А. Косоговский.)

Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, кому или к чему адресовано(обращена) речь : Дорогие гости, милости просим за стол. Сыпь же, черемуха, цветом, пойте вы, птахи, в лесу.

( Привлечь внимание собеседника ) ( не только назвать собеседника, но и выразить определенное отношение ) ( в поэтической речи для усиления выразительност и речи ) Мама, я люблю тебя ! Дурачина ты, простофиля ! Не умел ты взять выкупа с рыбки ! Я снова здесь, в семье родной, мой край задумчивый и нежный !

В поэтической речи обращение может выполнять изобразительную роль и использоваться для усиления выразительной речи. В таком случае появляется риторическое обращение, обращение – олицетворение. Оно называет неодушевленные предмет или лицо, которое не может быть непосредственным участником обращения: Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Пылай, камин, в моей пустынной келье.

Большую роль в речи играют этикетные слова, употребляемые при обращении в разных ситуациях, когда требуется назвать собеседника: Уважаемые коллеги, многоуважаемый Иван Фомич, господа, товарищи, сударь, сударыня, мадам, молодой человек и т.п.

Распространенные ( имеют зависимые слова ) Нераспространенные ( состоит из одного слова ) Приветствую тебя, мой добрый старый сад ! Спой, светик, не стыдись !

На письме обращение выделяется знаками препинания, чаще всего – запятыми. Эмоционально окрашенные обращения, стоящие в начале предложения, выделяется восклицательным знаком!

Обращение не является членом предложения. В этом состоит грамматическая особенность. Интонационной особенностью предложений с обращениями является звательная интонация. Наиболее отчетливо она проявляется при обращении, стоящим перед предложением(усиленное ударение, пауза): Старик! О прошлом позабудь…Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани.

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте - в начале предложения, в середине или в конце. В зависимости от этого обращения либо выделяется запятыми, либо отделяется запятыми, так как второй знак поглощается конечным знаком предлож- ения:- Маша, вы вернетесь? - Не знаю, Егор… Как все это грустно… (А. Толстой); Стихни, ветер. Не лай, водяное стекло. С небес через красные сети дождит молоко (С. Есенин). Запятая после обращения может быть поглощена более «сильным» знаком, если он предполагается контекстом: Торопись, сынок: видишь- туча надвигается.

Схема постановки знаков препинания при обращении 1),О, 2)О! 3) О,О и О,… 4)...тебе, О.

Обращения, произнесенные взволнованно, оформляются восклицательным знаком: Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, и, удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, в тайне смеха – позорного нет! ( А. Блок ); Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? ( С. Есенин ).

Частицы не отделяются от обращений, они обычно стоят перед существительными или местоимениями: О мудрость щедрейшего бабьего лета, с отрадой тебя принимаю (О. Берггольц); Антип, а Антип!.. Прости ты меня (В.Шукшин).

Междометные слова, стоящие при обращениях, отделяются от них: - Эй, теленок, вставай!.. – толкнул он ногой Гаврилу (М. Горький ); Ну, вы! Вста-вайте... (М. Горький ); О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! (С. Есенин ); - Эй, на лодке! Освободите левый борт (Б. Полевой ). Ср.: О, первый ландыш, из- под снега ты простишь солнечных лучей (А. Фет). Междометие имеет ударение, частица- не имеет.

Междометие эй может и само выступать в качестве обращения: - Эй! Нельзя! – испугалась Фрося и помчалось за Мишкой (В. Токарева); -Эй! – Мишка вскочил. – Ты куда? (В. Токарева).

Обращения, представляющие собой отдельное вокативное предлож- ение, обязательно имеют вос- клицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием: Аня! Аня! (А.Чехов); - Петь!.. – Лялька опять в окне (В. Шукшин); - Мать… А мать! – позвал он старуху свою (В. Шукшин); - Девушка!.. – прошептал Лёнька, в мучительном страхе ожидая нового удара грома ( М.Горький).

Наличие только многоточия после обращения может указывать на прерванность речи: А дед всю ночь стонал, шепотом молился Богу, называя себя вором и прося прощения: «Лёнька…» (М. Горький).

Упражнение. Расставьте знаки препинания, выделите обращения 1) Вы Петя расскажите лучше о плане- тах. 2) Что же вы сердитесь Варя? 3) Прощай дом! Прощай старая жизнь! 4) Пойдем родная пойдем. 5) Уважае- мая Мария Владимировна Маша получила от вас письмо и вкратце рас- сказала мне его содержание. 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты. 7)Многоогоуважаемый Иван Мак- симович! Недели две тому назад мною послана в цензуру, и, вероятно, уже раз- решена новая одноактная пьеса «Тра- гик поневоле».

Особенности обращения 1) Обозначает того, к кому обращаются ; 2) ты вы не являются обращением, этого не позволяют правила этикета ; 3) роль : звательная, оценочная, изобразительная ; 4) бывают распространенные и нераспространенные ; 5) не член предложения ; 6) звательная интонация ;

Выборочный диктант. Выпишите только обращения из басен И.А. Крылова 1)Негодные хохлатки дуры!2)Умилосердился Олимпа самодержец! Тучегонитель громовержец!-кричит - поэт.3)Соловушка душа моя!4) «Всесильный царь!»-сказал мужик оторопев.5) «О мудрый царь!»- мужик ответствовал.6) «Друг милый! Кум! Отец!»-кричит лиса.7)Как милый Петушок, поёшь ты громко важно!- А ты кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно.8)Скажи мне роща дорогая! За что твоя так участь жестока, что на тебе не видно ни листка.9)Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё!10)Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.11)Вот в Риме, например, я видел огурец. Ах мой творец!12)Соседушка мой свет! Пожалуйста, покушай.13)Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой!14)Ох мой голубчик-куманёк!15)Приятель дорогой здорово! Где ты был?16)И, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка душа моя!17)Васенька мой друг! скажи скорее…18)Река несытая!19)Голубчик выруби вокруг меня ты лес.20)Спой светик не стыдись! 21)Прощай хохлаточка счастливый путь!

Упражнение Расставьте знаки препинания и выделите обращения в поэтической речи А.С. Пушкина 1)Прощай же море не забуду твоей торжественной красы.2)Друзья мои прекрасен наш союз!3)Ах няня няня я тоскую, мне скучно без тебя.4)Тебя ль вижу милый друг.5)Звезда! печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив чёрных скал вершины.6)Певец любви певец богов скажи мне что такое слава?7)Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.8)Пылай камин в пустынной келье.9)И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобой золотая рыбка!10)Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно старче!»11)Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты простофиля!»12)Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся государыня рыбка!»13)А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе старый невежда!»

Упражнение Расставьте знаки препинания и выделите обращения в поэтической речи М.Ю. Лермонтова 1)Прощай немытая Россия страна рабов страна господ и вы мундиры голубые и ты им преданный народ.2)Утешь себя невольник милый; ещё не всё ты погубил.3)Итак прости навек любезный мой жестокий друг обманщик дорогой.4)Тебе суровый царь я посвящаю стих небрежный.5)Безумный бренный сын земли! Злой дух и страсти привели тебя медовой тропой к границе жизни сей земной.6)Я заплачу тебе злодей тебе найдёныш без креста презренный раб и сирота.7)Дух беспокойный дух порочный кто звал тебя во тьме полночной.8)А вы надменные потомки известной подлостью прославленных отцов…9)Тучки небесные вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною…10)Уж не тронь ты злое море мою лодочку…

Упражнение Найдите обращения в поэтической речи Н.А. Некрасова и определите их роль. 1)Буду братец за всё благодарен.2)Слышь ты смолоду сударь она в барском доме была учена.3)Ну довольно ямщик!4)Ах ты страсть роковая бесплодная, отвяжись не тумань головы!5)Чей братец виден дом?6)Здравствуй родная.7)И вот тебе коршун награда за жизнь воровскую твою. 8)Нет в тебе поэзии свободной мой суровый неуклюжий стих.9)Замолкни Муза мести и печали!10)Доля ты!- русская долюшка женская!11)Сгорело ты гнездо моих отцов!

Упражнение Расставьте знаки препинания и выделите обращения в поэтической речи С.А. Есенина 1)Сияй ты день погожий, а я хочу грустить. 2)Ветры ветры о снежные ветры заметите мою прошлую жизнь.3)Прощай родная роща прости златой родник.4)Русь моя деревянная Русь!5)Глупое сердце не бейся.6)Звени звени златая Русь волнуйся неуёмный ветер!7)Ой вы луга и дубравы- я одурманен весной.8)Ой ты парень синеглазый не в обиду я скажу.9)До свиданья друг мой до свиданья.10)Милый мой ты у меня в груди.11)Разбуди меня завтра рано о моя терпеливая мать!12)О тонкая берёзка что загляделась в пруд?13)Ты жива ещё моя старушка14)Милые берёзовые чащи! Ты земля! И вы равнин пески!15)Издатель славный! В этой книге я новым чувством предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь.16)Но люблю тебя родина кроткая!17)Гой ты Русь моя родная хаты- в ризах образа…18)Не тоскуй моя бедная хата что опять мы одни и одни.19)Скройся сгинь ты пламя смердящих снов и дум.20)Край мой! Любимая Русь и Мордва.

Упражнение Расставьте запятые и выделите обращения в поэтической речи Александра Блока Я зову тебя смертный товарищ! Выходи! Расступайся земля.2)О владычица дней алой лентой твоей окружила ты бледно- лазоревый свод!3)В этот серый летний вечер, возле бедного жилья по тебе томится ветер черноокая моя!4)О глупое сердце смеющийся мальчик.5)О весна без конца и без краю.6)Узнаю тебя жизнь.7)Россия нищая Россия, мне избы серые твои…8)О нищая моя страна что ты для сердца значишь.9)Помяни же за раннею обедней мила друга светлая жена.

Упражнение Расставьте знаки препинания и выделите обращения в поэтической речи А.Т. Твардовского. 1)Мой товарищ мой безвестный друг? 2)Друг мой и товарищ ты не сетуй. 3)Здравствуй сторона моя родимая. 4)Дядя Тихон жив ты или нет? 5)Хорошо девочка жнёшь, от мамаши- мастерицы ни на шаг не отстаёшь. 6)Кто же тебя знал ты невесёлый ты мой, что не своей живёшь ты судьбой? 7)Давай-ка товарищ вставай, помогу, мороз наступает железный. 8)Влезай сюда дружище! 9)Ах старик твою гордыню до поры я, сколько мог, щадил. 10)О товарищи верные лишь тогда б на войне ваше счастье безмерное вы постигли вполне. 11)Мать-земля родная наша в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет. 12)Мать-Россия мы полсвета у твоих прошли колёс, позади оставив где-то рек твоих раздольный плеск. 13) Ну-ка где ты друг елецкий кинь гвардейскую ещё! 14) Я сказать хотел иное мой читатель друг и брат как всегда, перед тобою я, должно быть, виноват.15)Хотя бы тем одним,что знаю, что полон памятью живой твоих огней Сибирь ночная когда всё та же, не иная, видна ты далее дневной…16) Земля родная что же сталось, какая странная судьба: не только юность, но и старость- туда же в город на хлеба.17)Час мой утренний час контрольный- утро вечера мудреней,…18) Но с похвальбы старик корысть невелика.19)Люди знаешь брат какой они народ?20)Перевозчик-водогрёбщик парень молодой перевези меня на ту сторону домой.21)Ну что ж Илья Кузмич начнём.22)Эй ты кто там ходит лугом!23)Хватит курить мужики и ребята.24)Здравствуйте добрые люди.25)Ну что ж…Спасибо сукин сын