Исследовательская работа по литературе на тему: Ученица 11 класса «А» Мязина Татьяна Руководитель: Учитель русского языка и литературы Наталья Андреевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века Автор работы: Ученица 11 класса б МБОУ лицея 7 Станиславская Юлия.
Advertisements

Сны героев русской литературы XIX века. Цели: Изучить, что представляет собой сон в литературном произведении Узнать, для чего авторы используют сны в.
Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнила Илюшкина Н.Н., учитель русского языка литературы МКВСОУ ОСОШ.
Предмет исследования Сны литературных героев в произведениях писателей 19 века.
Сны и их роль в художественных произведениях модернистской и постмодернистской литературы Ученицы 10 класса «А» Царамовой Анны Александровны Научный руководитель:
Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины 19 века. Учебный проект по литературе Автор: Полякова Настя.
Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
Контроль в профильных классах (группах) Пример. Литература. 10 класс.
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Этот роман написан в стихах, строфами, кото- рые получили название «онегинской строфы» (14 строк с перекрестной, кольцевой,
Понятие «обломовщина». Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». И.С.Тургенев.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Бартова Т.А.
«Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление.
Роман И.А.Гончарова «Обломов» В РУССКОЙ КРИТИКЕ. 1.В чем заключаются главные черты обломовского характера? 2. Какие причины и последствия безделья Обломова.
Баллады Василия Андреевича Жуковского.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Наталья Сергеевна Солдатова Воспитатель МАДОУ д/с 16 «Тополек»
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
Транксрипт:

Исследовательская работа по литературе на тему: Ученица 11 класса «А» Мязина Татьяна Руководитель: Учитель русского языка и литературы Наталья Андреевна Назарова Лиман 2012 год

Притча... Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он мудрый старец.

определить основную роль и предназначения сна в произведениях художественной литературы.

отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме; определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы; детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях; определение их места в структуре этих произведений; выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.

В русской литературе сны всегда играли большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить ее как можно больше. Так, однажды мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения не менее значительную роль в литературе, чем реальность, и поэтому я выбрала именно такую тему для своей работы.

В ходе работы над исследованиями я рассмотрела пять произведений российских классиков: «Светлана» «Гроза», «Евгений Онегин». «Обломов» «Преступление и наказание» В каждом из этих произведений сновидения играют свою, определенную роль – общих канонов нет и быть не может.

В балладе В.А.Жуковского «Светлана» Нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако баллада кончается счастливой развязкой: явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. «О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана... Будь вся жизнь её светла, Будь веселость, как была, Дней её подруга…» Значение сна: борьба добрых сил со злыми страх увидеть наяву то, что впоследствии Светлана увидела во сне

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир Катерины. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах мечтательность, поэтичность Катерины. Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого». Данный сон - Отражение внутреннего состояния героини Сон-предчувствие

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» В романе используются сны для раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). С помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть за завесу тайны и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа красочнее. «И снится чудный сон Татьяне...» Слова-символы: Зима = смерть Ленского Снег, ручей, мост, рука = замужество Медведь = суженый (генерал) Дом (шалаш, хижина) = судьба Онегина Мельница = место смерти Ленского. (дуэль состоялась за мельницей).

В романе И.А.Гончарова «Обломов» Глава «Сон Обломова» имеет самостоятельное значение. Она объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. Штольц искренне хочет вывести Обломова из спячки. Причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения, коренится в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Данный сон - Воспоминание Объяснения читателю причины настоящего поведения героя Фокус романа «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!»

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя. Никакой красочности роману они не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова). Значение снов: Первый сон неприятие убийства натурой человека (Раскольникова) постоянная борьба души и разума предзнаменование неминуемой ошибки Видение возможность отказаться от эксперимента над собой Второй сон муки совести и страх разоблачения напрасное убийство повлечет за собой наказание Третий сон последствия воплощения теории в жизнь - апокалипсис нравственное возрождение Раскольникова «Он проснулся на другой день уже поздно, после тревожного сна…»

Во всех пяти произведениях сны и сновидения являются одними из важнейших художественных приемов, ибо они помогают автору полномернее донести до читателя свою мысль.

В. А. Жуковский. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М.: Гослитиздат, Островский. Пьесы. "Библиотека Всемирной литературы", М.: Художественная литература, «Евгений Онегин» - А.С. Пушкин, 1831 Статья «Сон Татьяны Лариной» (рассылки сайта «Мир сновидений», выпуск 29), 2002 Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005 Справочник Школьника изд. АСТ-ПРЕСС, 2000 Детская Энциклопедия (Человек), 1975