Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)
Advertisements

Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
ГОДЫ ЖИЗНИ: 8 НОЯБРЯ 1711 – 4 АПРЕЛЯ 1765 «...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». Г. Р. Державин 2.
Литература Презентации - биографии писателей. Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. жажда науки была сильнейшей страстью сей души,
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
Выполнила: Папанкина Анастасия 9 «Б» Научный руководитель: кандидат филологических наук Старикова И.Л.
Михаил Васильевич Ломоносов. Оды. Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и.
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Михаил Васильевич Ломоносов. М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовка, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Михаил Васильевич Ломоносов. М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовка, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
«Шагнувший через века…» М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка.
Наука и образование России 18 век Учитель МОУ Бельская СОШ Тверской области Усачёва Н.В.
Медиапроект « Я голосую за Ломоносова Михаила Васильевича » ученика 7 класса «А» ГОУ Гимназии 1526 Ильенкина Александра Руководитель проекта Логинова А.
Автор - Резник Валерия (8 класс) Село Мильково Камчатского края МОУ ДОД Районный Дом детского творчества Малая Школьная Академия (исторический факультет)
Транксрипт:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко рассмотреть биографию М. В. Ломоносова. Познакомиться с тремя «речениями». Познакомиться с тремя «штилями» и их особенностями. Узнать особенности жанра оды. Научиться выразительно читать оду. Выявить идею оды «На день восшествия…».

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка…» А. С. Пушкин.

В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке». В этом предисловии он излагает теорию «трёх штилей». Штиль («стиль») – манера изложения мыслей.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Первое «речение»: «К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю»; Русские слова с небольшой примесью старославянских.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Второе «речение»: «…принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю»; В основном слова из старославянского языка.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Третье «речение»: «К третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях». Слова разговорного русского языка.

«Речения» составляют различные «штили»: Высокий штиль: в большей степени слова второго «речения» и немного слов из первого «речения». Средний штиль: в большей степени слова из первого «речения» и немного слов из второго «речения» («чтобы слог не казался надутым»). Низкий штиль: в большей степени слова из третьего речения с небольшим количеством слов из первого «речения».

Каждому «штилю» соответствуют жанры: Высокий штиль: оды, героические поэмы, трагедии. Средний штиль: драмы, сатиры, дружеские письма, эклоги. Низкий штиль: комедии, эпиграммы, песни, басни.

Ода (песня) - жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, произведение, написанное по поводу определённого события, прославляющее какую-либо идею или личность. Композиция оды: 1.Вступление: мир – основа блага государства. 2.Основная часть: описание величия России, её процветание. 3.Заключение: благодарность монархине. Ода.

Выводы: Какова заслуга М. В. Ломоносова в развитии русского языка? С какими «речениями» вы сегодня познакомились? Какому стилю соответствует каждое из речений? Какие жанры соответствовали каждому из стилей? Что такое ода? Назовите три элемента композиции оды. Каким стилем написана ода? С какой одой вы сегодня познакомились? Какова основная идея заключительных строк оды?