Боярыня Морозова Выполнили: 9 класс. Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) (16321675, Боровск) верховная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Житие протопопа Аввакума.. "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая.
Advertisements

Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Тема урока: Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Беловолов В.Н. Ст. Ленинградская Краснодарского края.
Церковный раскол в XVII в. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Раскол в русской православной церкви. Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г. Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово.
1 Раскол русской церкви и его сущность К уроку «Житие протопопа Аввакума в контексте времени» Автор презентации: Архипова Н.П.
РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Церковь в XVII веке Д/З: § 7, читать, вопросы, пересказ.
Конкурс XVII век. Исторический портрет «Слово - не воробей…» В лабиринте слов Историческая география Давным - давно Художественная галерея «Не верю!»
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН И ПРОТОПОП АВВАКУМ.
Аввакум Петров (протопоп Аввакум) родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
Нужна ли была церковная реформа? Мнение/факт 1…. Церковная реформа необходима: 1)Ошибки в священных и обрядовых книгах 2)Нарушение священниками церковного.
Власть и церковь. Церковный раскол. Домашнее задание: Параграф 7;4 вопрос письменно Понятия выучить.
Власть и церковь. Церковный раскол. Домашнее задание: Параграф 7;4 вопрос письменно Понятия выучить.
Меню План урока 1. Церковь после Смуты. 2. Церковная реформа. 3. Борьба светской и цер- ковной власти. 4. Церковный собор гг. 5. Протопоп Аввакум.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Транксрипт:

Боярыня Морозова Выполнили: 9 класс

Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) ( , Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.. Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича

Деятельность Боярыни Морозовой Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.реформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницуреформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницу

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века) XIX века XIX века

Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Алексей Михайлович1670 годаАлексей Михайлович1670 года

АрестАрест В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб. В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников

В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна

СмертьСмерть По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой

Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и прочих с ними пострадавших в Боровске.

Василий Суриков. Галерея живописи.Рука боярыни Морозовой. Этюд

Боярыня Морозова (картина Сурикова В.И., 1887 год, ГТГ) Сурикова В.И.1887 год ГТГСурикова В.И.1887 год ГТГ

Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.