Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Развитие мелкой моторики. Подготовка руки ребёнка к школе путём графических упражнений. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А.Сухомлинский.
Advertisements

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет Кукушкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ Судиславской основной общеобразовательной школы.
Автор-составитель: Ирина Сергеевна Чижикова воспитатель МАДОУ д/с 22 Калининград 2014.
1 Развитие мелкой моторики Подготовила учительДСФМШ17 О.А.Соколова Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
МДОУ 17 учитель-дефектолог Ссюхина Л.Ю. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников на основе технологий О. В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой.
Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Воспитатель МБДОУ ДС 5 Григалюнас Е.А.
1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Развиваем руки». Подготовили воспитатели 1 младшей группы «А» Кузнецова О.И. Яковлева Н.Б.
Учитель-логопед Ковылина С.А. Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для рук (пальцев),способствующий улучшению координации движений пальцев, развитию мелкой моторики и направленный.
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа.
«Говорящие пальчики» Воспитатель Зимина Вероника Николаевна.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Тема по самообразованию «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель Сулейманова Альбина Ибрагимовна г. Когалым 2015 г.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над.
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Д/с 264 Работа кружка «Умелые ручки» Развитие мелкой моторики дошкольников (2-я младшая группа)
Пальчиковая гимнастика учитель-логопед Соболева О.Н.
Транксрипт:

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению

Моторика (лат.motor – приводящий в движение) – вся сфера двигательной активности организма. Выделяются:(лат.motor – приводящий в движение) – вся сфера двигательной активности организма. Выделяются: 1) мелкая (тонкая) моторика – мелкие, дифференцированные движения, требующие тонкой мышечной координации и точного контроля, главным образом движения руки;1) мелкая (тонкая) моторика – мелкие, дифференцированные движения, требующие тонкой мышечной координации и точного контроля, главным образом движения руки; 2)крупная (грубая) моторика – движения, обусловленные работой крупных мышц.2)крупная (грубая) моторика – движения, обусловленные работой крупных мышц.

«Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря всему новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той ступени совершенства, на которой она могла бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» К.Маркс, Ф.Энгельс

В истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. И.М.Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Учителя отмечают: Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыков письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыков письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

В дошкольном возрасте важно: Не обучать письму, что часто приводит к формированию неправильной техники письма, а готовить к немуНе обучать письму, что часто приводит к формированию неправильной техники письма, а готовить к нему Развивать механизмы, необходимые для овладения письмомРазвивать механизмы, необходимые для овладения письмом Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелостиСоздавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости

Развитие движений рук на первом году жизни В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующих специальных условий для своего возникновения. Первая двигательная реакция – схватывание.До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующих специальных условий для своего возникновения. Первая двигательная реакция – схватывание.

В 4-4,5 месяцев у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период ребенок замечает появление и исчезновение предметов. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.В 4-4,5 месяцев у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период ребенок замечает появление и исчезновение предметов. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте 4-7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – простого «результативного» действияВ возрасте 4-7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – простого «результативного» действия С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватыванииС 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании

В 6 месяцев ребенок умеет не только крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предмета, как следствие, их притягивание и отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания.В 6 месяцев ребенок умеет не только крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предмета, как следствие, их притягивание и отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания месяцев – это этап соотносящих действий. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук, употребляет один предмет по отношении к другому в качестве орудия.7-10 месяцев – это этап соотносящих действий. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук, употребляет один предмет по отношении к другому в качестве орудия. В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее у него хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает появляться преобладание одной руки, как правило, правой. Начало манипулирования двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослого.В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее у него хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает появляться преобладание одной руки, как правило, правой. Начало манипулирования двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослого.

С месяцев до 1года 2 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.С месяцев до 1года 2 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец.В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. Только к 3 годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.Только к 3 годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Принципы работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возраста Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускается скука и переутомлениеЗадания должны приносить ребенку радость, не допускается скука и переутомление

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость: Разминать пальцами пластилин, тесто, глинуРазминать пальцами пластилин, тесто, глину

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письмаТочность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма

Застегивать пуговицы, шнуровать

Закручивать шурупы, гайки

Играть в конструкторы, мозаики, кубики

Рисовать различными материалами, раскрашивать, рисовать пальцами

Работать с крупой, изготавливать поделки из природного материала, экспериментировать

Играть с песком и водой, делать гимнастику в воде, рисовать на песке

Играть с песком и водой на открытом воздухе

Быть участником пальчикового театра, театра шагающих кукол

К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.

Вырезать ножницами Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезывание человечков.Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезывание человечков.

Рукодельничать: вышивать, шить, вязать Рукоделие приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Педагог организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняя их назначение, знакомятся с образцом вышивки.Рукоделие приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Педагог организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняя их назначение, знакомятся с образцом вышивки.

Плести из бумаги, тесьмы (макраме), заниматься бисероплетением Освоив принципы плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.Освоив принципы плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рукВ ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений рук, зрительного восприятия и вниманияГрафические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений рук, зрительного восприятия и внимания

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕЛЬ : развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук ЗАДАЧИ: Развивать подражательную способность; Учить напрягать и расслаблять мышцы; Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время; Учить переключаться с одного движения на другое; Развивать точную координацию движений; Учить сгибать и разгибать пальцы рук; Учить противопоставлять большой палец остальным; Развитие внимания и зрительного восприятия; Развитие пространственного мышления, воображения; Развитие быстроты реакции и эмоциональной выразительности; Развитие графических навыков.

В данной программе работа построена с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5 лет и состоят из 4 частей. Первая часть – это приветствие, вторая часть – пальчиковая игра, третьей частью является комплекс гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук, четвертой – выполнение графических упражнений.В данной программе работа построена с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5 лет и состоят из 4 частей. Первая часть – это приветствие, вторая часть – пальчиковая игра, третьей частью является комплекс гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук, четвертой – выполнение графических упражнений.

Все пальчиковые игры разделены на три группы 1 группа – упражнения для кистей рук1 группа – упражнения для кистей рук 2 группа – упражнения для пальцев условно статические2 группа – упражнения для пальцев условно статические 3 группа – упражнения для пальцев динамические3 группа – упражнения для пальцев динамические

Комплексы гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук позволяют: обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов; создавать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. координированности;создавать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. координированности; воспитывать навыки удержания позы;воспитывать навыки удержания позы; ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость; развивать мыслительные процессы и их произвольность;развивать мыслительные процессы и их произвольность; учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности

В программу введены несложные задания на формирование графический движений, прежде всего это штриховка контурных изображений. Формирования графического навыка тесно связано с развитием таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно- двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.В программу введены несложные задания на формирование графический движений, прежде всего это штриховка контурных изображений. Формирования графического навыка тесно связано с развитием таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно- двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Программа содержит: Приложение 1. Пальчиковые игрыПриложение 1. Пальчиковые игры Приложение 2. Упражнения с карандашомПриложение 2. Упражнения с карандашом Приложение 3. Упражнение на развитие графических навыковПриложение 3. Упражнение на развитие графических навыков Тестовые задания для определение ведущей рукиТестовые задания для определение ведущей руки Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев доминантной рукиТестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев доминантной руки Советы и методические рекомендации педагогам и родителям по развитию моторики пальцев рук детейСоветы и методические рекомендации педагогам и родителям по развитию моторики пальцев рук детей Информация для родителей леворуких детейИнформация для родителей леворуких детей

Диагностика мелкой моторики «Пальчиковый» блок упражнений «Кулак – ладонь» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагогаСредний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога Низкий уровень - при выполнении упражнения не может плавно перейти от одного движения к другому, движения разорваны, изолированы или с упражнением не справилсяНизкий уровень - при выполнении упражнения не может плавно перейти от одного движения к другому, движения разорваны, изолированы или с упражнением не справился «Загибание пальцев» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагогаСредний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога Низкий уровень – трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, или требуется повторная проба с показом взрослым движенияНизкий уровень – трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, или требуется повторная проба с показом взрослым движения «Щепоть – ладонь» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагогаСредний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога Низкий уровень – затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепотьНизкий уровень – затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть «Кулак – ребро» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагогаСредний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога Низкий уровень – затруднения в смене фаз движенийНизкий уровень – затруднения в смене фаз движений

Графические упражнения Дорожки» Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет плавные линии, с равномерным нажимом, не задевает за границы «дорожки»Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет плавные линии, с равномерным нажимом, не задевает за границы «дорожки» Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно задевает границы «дорожки»Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно задевает границы «дорожки» Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии, заходит за границы «дорожки»Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии, заходит за границы «дорожки»«Штриховка» Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет линии с равномерным нажимом, на одинаковом расстоянии друг от друга, не задевает за границы контураВысокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет линии с равномерным нажимом, на одинаковом расстоянии друг от друга, не задевает за границы контура Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно нарушая расстояние между ними, незначительно задевает границы контура или не доводит линию до контураСредний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно нарушая расстояние между ними, незначительно задевает границы контура или не доводит линию до контура Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии на разном расстоянии друг от друга, заходит за границы контура или не доводит линию до контураНизкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии на разном расстоянии друг от друга, заходит за границы контура или не доводит линию до контура«Раскраска» Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет равномерное закрашивание, не задевает за границы контураВысокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет равномерное закрашивание, не задевает за границы контура Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет недостаточно равномерное закрашивание, незначительно задевает границы контураСредний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет недостаточно равномерное закрашивание, незначительно задевает границы контура Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет неравномерное закрашивание, значительно заводит линии за границы контураНизкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет неравномерное закрашивание, значительно заводит линии за границы контура

Игры с предметами «Матрешка» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, выполнил с незначительной помощью взрослогоСредний уровень – инструкцию понял, выполнил с незначительной помощью взрослого Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагогаНизкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога«Пирамидка» Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельноВысокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно Средний уровень – инструкцию понял, выполнил после повторного показаСредний уровень – инструкцию понял, выполнил после повторного показа Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагогаНизкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога

Рекомендуемая литература Грушина Л.В. Фенечки из ниточек. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Карапуз».Грушина Л.В. Фенечки из ниточек. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Карапуз». Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, – 88 с.Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, – 88 с. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, – 120 с.Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, – 120 с. Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридевятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: Генезис, – 96 с.Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридевятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: Генезис, – 96 с. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. ООО «Издательство «Эксмо», 2003Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. ООО «Издательство «Эксмо», 2003 Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, – 160 с.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, – 160 с. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, – 93 с.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, – 93 с. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, – 160с.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, – 160с. Панфилова Т.Р. Веселые самоделки из бумаги. Издательство «Гранд – Пресс».Панфилова Т.Р. Веселые самоделки из бумаги. Издательство «Гранд – Пресс». Понарошка Я. Послушные линии. – Издательство НИКА ПРЕССПонарошка Я. Послушные линии. – Издательство НИКА ПРЕСС Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», – 48 с.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», – 48 с. Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2010 – 60 с.Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2010 – 60 с.