Автор: группа обучающихся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы с. Крестище 2013 Муниципальное казенное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У войны – не женское лицо Авторы проекта: Потапова Т.В., учитель литературы, группа учащихся 11 класса.
Advertisements

Урок-суд «У войны не женское лицо». Цели урока Познакомиться с произведениями, повествующими о судьбе женщин в годы войны. Познакомиться с произведениями,
Теме войны в русской литературе посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» Выполнили учащиеся 11 класса: Корчагина Наталья, Соломашенко Наталья.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОВЕСТИ Б.ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Презентацию подготовил учени к 9 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Терёхин Александр Руководитель : Магрицкая Е.А.
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Презентацию для детей старшего дошкольного возраста подготовила: ст. воспитатель ГБОУ г. Москвы детский сад 400 Волокитина Наталья Анатольевна.
ко Дню Победы - 9 мая для дошкольников и младшего школьного возраста
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Автор – Гребнева Т.В. воспитатель ГДОУ детский сад 40 Кировского района Санкт-Петербурга.
1.Выступления, характеризующие Васкова и пятерых девчат, автора. 2. Кого из героев – солдат в произведениях об Отечественной войне напоминает вам Васков?
«А зори здесь тихие» Автор Якименко С. Н. МОУ СОШ 20.
Ах, война, что ты, подлая, сделала!. Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы.
Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих родных и близких.
Борис Васильев «А зори здесь тихие...». Борис Васильев Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске После окончания 9-го класса, в семнадцать лет.
Подвиг народа в Великой Отечественной войне (по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие")
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Транксрипт:

Автор: группа обучающихся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы с. Крестище 2013 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Проект

Анненкова Ольга Михайловна Антонова Надежда Родионовна Пожидаева Анна Фёдоровна Коротеева Нина Ивановна Лукьянченкова Александра Фёдоровна

Тип проекта: Информационно – исследовательский Время работы над проектом: 2 месяца Пёредметно-содержательная область: литература

План проведения проекта Этап 1. Выбор темы проекта, постановка проблемных вопросов. Определение круга участников проекта. Этап 2. Поиск, изучение информации. Обработка информации. Оформление результатов исследований. Этап 3. Представление результатов работы с использованием презентации на итоговой открытой конференции: защита проекта.

Цель проекта: Исследовать произведения Исследовать произведения С. Алексиевич, Б. Васильева, В. Закруткина, Ю. Друниной для понимания влияния войны на женщину. В. Закруткина, Ю. Друниной для понимания влияния войны на женщину.

Задачи проекта: Изучить произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Закруткина «Матерь человеческая», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», позию ю. Друниной. Изучить произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Закруткина «Матерь человеческая», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», позию ю. Друниной. Осознать роль женщины в Великой Отечественной войне. Осознать роль женщины в Великой Отечественной войне. Осмыслить нравственные уроки, которые преподали нам авторы исследуемых произведений. Осмыслить нравственные уроки, которые преподали нам авторы исследуемых произведений.

Гипотеза Женщина и война – понятия несовместимые Женщина и война – понятия несовместимые

Основополагающий вопрос: Женское ли это дело – война? Проблемные вопросы : Женщина-воин или женщина-мать? Женщина-воин или женщина-мать? Трагедия женщины на войне. Трагедия женщины на войне. Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага? Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага? Нужно ли нам помнить прошлое? Нужно ли нам помнить прошлое?

Актуальность проблемы: В исследуемых произведениях отражены проблемы, актуальные для нас: отношение к войне, отношение к женщине, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее.

Самостоятельные исследования: –Женщины-воины в произведениях литературы о войне ( повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…», повесть С.Алексиевич «У войны – не женское лицо»,поэзия Ю. Друниной). –Женщина-мать в произведениях литературы о войне ( повесть В. Закруткина «Матерь человеческая»). В. Закруткина «Матерь человеческая»).

«Женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой вместе с мужчинами…» Борис Васильев

Девушки погибали, выполняя свой солдатский долг, но о них помнят и будут помнить всегда. Об этом говорит эпилог повести, состоящий из письма туриста своему другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. А зори- то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слёзы».

Светлана Алексиевич Какие же они были, девчонки Какие же они были, девчонки 41-го, как уходили на фронт, как воевали, свидетельствуют героини документальной повести 41-го, как уходили на фронт, как воевали, свидетельствуют героини документальной повести С. Алексиевич С. Алексиевич «У войны не женское лицо» «У войны не женское лицо»

Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их женской, нечеловеческой силе. И невольно спрашиваешь себя: «Какими же надо быть, чтобы все это вынести?»

Софья Кунцевич «Не женская это доля - убивать», - скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну ».

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом Я только раз видала рукопашный. Раз наяву и тысячу во сне… Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина на войне была медсестрой Нет, это не заслуга, А удача – Стать девушке Солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в день победы Стыдно было б мне! Юлия Друнина Юлия Друнина

Ю. Друнина так и не смогла оторваться от войны Всё грущу о шинели, Всё грущу о шинели, Вижу дымные сны – Нет, меня не сумели Возвратить с той войны. Дни летят, словно пули, Дни летят, словно пули, Как снаряды – года… Как снаряды – года… До сих пор не вернули, До сих пор не вернули, Не вернуть никогда. Не вернуть никогда.

В годы войны женщины не только воевали. Они работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. Но ещё труднее было тем, кто оказался на оккупированной территории. Об этом рассказывается в повести В. А. Закруткина «Матерь Человеческая». Виталий Закруткин

Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.

Выводы по проекту Работа над проектом позволила нам осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Работа над проектом позволила нам осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Исследуемые произведения помогли нам понять, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Мать – основа жизни, счастья, добра и любви, поэтому мы всегда должны прославлять и молиться ей, как великой и мудрой Богоматери. Исследуемые произведения помогли нам понять, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Мать – основа жизни, счастья, добра и любви, поэтому мы всегда должны прославлять и молиться ей, как великой и мудрой Богоматери. Женщина и война – понятия несовместимые. ЖенщинаМать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение! Женщина и война – понятия несовместимые. ЖенщинаМать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение!

Список используемой литературы: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Стихотворения Ю. Друниной Стихотворения Ю. Друниной Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Журнал «Литература в школе». Журнал «Литература в школе». Уроки литературы (приложение к журналу «Литература в школе») 4, 2004 Уроки литературы (приложение к журналу «Литература в школе») 4, 2004

Автор: группа обучающихся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы с. Крестище 2013 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Проект

Мотивация: В рамках гражданско - патриатического месячника мы провели внеклассное мероприятие «Патриотизм и верность воинскому долгу». Разговор о том, какой ценой досталась Победа, невозможен без разговора о Женщине. Женщине, наравне с мужчинами-воинами на своих плечах вытянувшей тяготы этой страшной войны. Мы узнали, что 5 девушек Крестищенского сельского совета, закончивших до войны семилетку, ушли защищать свою Родину: В рамках гражданско - патриатического месячника мы провели внеклассное мероприятие «Патриотизм и верность воинскому долгу». Разговор о том, какой ценой досталась Победа, невозможен без разговора о Женщине. Женщине, наравне с мужчинами-воинами на своих плечах вытянувшей тяготы этой страшной войны. Мы узнали, что 5 девушек Крестищенского сельского совета, закончивших до войны семилетку, ушли защищать свою Родину:

Анненкова Ольга Михайловна Антонова Надежда Родионовна Пожидаева Анна Фёдоровна Коротеева Нина Ивановна Лукьянченкова Александра Фёдоровна

Что давало им силы вынести и смерть, и боль, и разлуку, и горе? Женское ли это дело – война? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к художественной литературе. О том, какой видели роль женщины в Великой Отечественной войне русские писатели и поэты, наш проект. Что давало им силы вынести и смерть, и боль, и разлуку, и горе? Женское ли это дело – война? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к художественной литературе. О том, какой видели роль женщины в Великой Отечественной войне русские писатели и поэты, наш проект.

Тип проекта: Информационно – творческий Время работы над проектом: 2 месяца

Аннотация Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «мать». Но милосердие - их суть и смысл. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг» и самое высокое - «мать». Но милосердие - их суть и смысл. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

Основополагающий вопрос: Женское ли это дело – война? Проблемные вопросы: Женщина-воин или женщина-мать? Женщина-воин или женщина-мать? Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага? Что было важнее для русского солдата: чтобы его жена, мать, сестра воевали или берегли тепло домашнего очага? Нужно ли нам помнить прошлое? Нужно ли нам помнить прошлое?

Задачи проекта: Познакомиться со страницами произведений русской литературы о Великой Отечественной войне. Познакомиться со страницами произведений русской литературы о Великой Отечественной войне. Осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне. Осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне. Обобщить результаты исследования. Обобщить результаты исследования. Подготовить презентацию проекта. Подготовить презентацию проекта.

Актуальность проблемы: Проходят годы, уходят из жизни ветераны войны. Всё меньше остается тех, кто пережил войну. Все тише звон орденов и медалей, когда они идут в День Победы мимо Вечного огня. Человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, лишь она побеждает время. Поэтому произведения о Великой Отечественной войне всегда будут актуальны, тем более о женщинах: о наших матерях, сёстрах, жёнах, дочерях, которые отличались редкой храбростью и выдержкой. В исследуемых произведениях отражены проблемы, актуальные для нас: отношение к войне, отношение к женщине, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности з а будущее.

Самостоятельные исследования: –Женщины-воины в произведениях литературы о войне ( повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…», повесть С.Алексиевич «У войны – не женское лицо»,поэзия Ю. Друниной). –Женщина-мать в произведениях литературы о войне ( повесть В.Закруткина «Матерь человеческая»).

Исследовательская работа Автор: Сорокина Анна, обучающаяся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы 2013 МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области

(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» ).

Проблемный вопрос: Женское ли это дело – война ?

Женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой вместе с мужчинами …

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это бойцы-девушки. Всего их пять: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе со старшиной Фёдором Евграфычем Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати

Автор показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и свои планы на жизнь, что сама их жизнь должна была сложиться по-другому. Однако война сделала так, что все они встретились в «первом и втором отделениях третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» под началом старшины Васкова. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1945 года. Война сделала так, что каждая из героинь Васильева проявила себя как истинная Героиня.

Рита знала, что её рана смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Рита Осянина Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала.

Соню Гурвич закололи штыком прямо в сердце. Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала.

Даже когда первая пуля ранила её в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо… Женя Комелькова

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Галина Четвертак Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряжённую в беге спину, и Галя с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе, а ноги ещё бежали, ещё бились, вонзаясь в мох носками Галиных сапог.

Старшина Васков хоронит одну за другой своих девчат, ставших для него бесконечно дорогими и милыми. «А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? – горестно спрашивает Васков у смертельно раненой Риты Осяниной. Да, мы, правнуки солдат той далёкой войны, понимаем, что они гибли ради нас, ради нашей мирной и счастливой жизни. Но все же снова и снова невольно возникает вопрос: «А почему должны были гибнуть эти девчонки, не успевшие полюбить, выйти замуж, родить ребенка…» Девушки погибли, выполняя свой солдатский долг, но о них помнят и будут помнить всегда. Об этом говорит эпилог повести, состоящий из письма туриста своему другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. А зори- то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слёзы». Пока на земле люди будут испытывать уважение к павшим, не будет войны.

Вывод: Женщина и война несовместимы. Женщина и война несовместимы. Роман Васильева «А зори здесь тихие», обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.

Исследовательская работа Автор: Фомина Светлана, обучающаяся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы 2013 МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области

(по творчеству Ю. Друниной и повести С. Алексиевич)

Проблемный вопрос: Как влияет участие женщины в жестоком противостоянии на её жизнь на примере военной лирики Ю.Друниной и документальной повести С. Аликсиевич «У войны не женское лицо»

Светлана Алексиевич Какие же они были, девчонки 41- го, как уходили на фронт, как воевали, свидетельствуют героини повести «У войны не женское лицо» Какие же они были, девчонки 41- го, как уходили на фронт, как воевали, свидетельствуют героини повести «У войны не женское лицо»

Повесть «У войны не женское лицо» - соткана из воспоминаний о Великой Отечественной войне женщин. В работе я попыталась понять, почему девочки – вчерашние школьницы, женщины – матери – мягкие, нежные, добрые, взяли оружие, пошли на фронт, взрывали, убивали. Какая она – война, в их глазах? Что она оставила в душах, как отразилась на их судьбах? Им доставалось и на войне, и после войны. Им было трудно – война не отпускала их и в мирной жизни. Автор книги выполняет их наказ – «надо, чтобы осталось. Надо передать. Где-то в мире должен сохраниться наш крик. Наш вопль…».

Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их женской, нечеловеческой силе. И невольно спрашиваешь себя: «Какими же надо быть, чтобы все это вынести?»

«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни расказов женщин- фронтовичек: медиков, связисток, саперов, стрелков, зенитчиц…». Светлана Александровна узнавала адреса бывших фронтовичек. И приезжала к ним. Но в каждом доме её встречали по-разному. Иные отказывались, говорили: «Нет-нет, с сердцем и так плохо». Но через некоторое время рассказывали, понимая, что все равно будет «плохо». Так получилась книга расскоз-исповедей.

Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще пять-десять минут – и атака. Тебя начинает трясти… Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Все вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли убить, и становится безумно страшно. Сразу после атаки лучше не смотреть на лица, это какие-то совсем другие лица, не такие, как у людей. Я не могу выразить, что это такое. Кажется, что все немножко ненормальные. На них смотреть страшно… Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще пять-десять минут – и атака. Тебя начинает трясти… Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Все вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли убить, и становится безумно страшно. Сразу после атаки лучше не смотреть на лица, это какие-то совсем другие лица, не такие, как у людей. Я не могу выразить, что это такое. Кажется, что все немножко ненормальные. На них смотреть страшно… А тут снова бой начался… Под Севском немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с их оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебитая. Ему ж нужно срочно отрезать руку и перевязать, иначе перевязку не сделать. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка телепалась-телепалась у меня на боку, а они выпали. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала… Бинтую, а раненый: Скорей, сестра. Я еще повоюю… Весь в горячке… А тут снова бой начался… Под Севском немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я еще в этот день выносила раненых с их оружием. К последнему подползла, а у него рука совсем перебитая. Ему ж нужно срочно отрезать руку и перевязать, иначе перевязку не сделать. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка телепалась-телепалась у меня на боку, а они выпали. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала… Бинтую, а раненый: Скорей, сестра. Я еще повоюю… Весь в горячке… Ольга Яковлевна Омельченко, Омельченко, санинструктор санинструктор стрелковой роты. стрелковой роты.

Наталья Ивановна Сергеева, рядовая, санитарка. рядовая, санитарка. … Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было…В какой деревне…Столько лет прошло…Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: Сестра…Сестренка…помоги, миленькая!.. Я бегала от одного к другому, и один раз я споткнулась и упала, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненый, приподнялся на здоровый бок и кричал: Молчать! Молчать, я приказываю! Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: Сестра…Сестричка… Я как вскочила, как побежала – не знаю куда, чего. И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала… … Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было…В какой деревне…Столько лет прошло…Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: Сестра…Сестренка…помоги, миленькая!.. Я бегала от одного к другому, и один раз я споткнулась и упала, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненый, приподнялся на здоровый бок и кричал: Молчать! Молчать, я приказываю! Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: Сестра…Сестричка… Я как вскочила, как побежала – не знаю куда, чего. И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала…

Мы залегли, и я наблюдала. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: как это я убила человека? Мы залегли, и я наблюдала. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: как это я убила человека? Потом прошло это. И вот как прошло. Мы шли, это было возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, не знаю, все это горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, а среди них звездочки обгоревшие, это наши пленные или раненые, не могла прийти в себя, только зло и мщение осталось. Потом прошло это. И вот как прошло. Мы шли, это было возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, не знаю, все это горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, а среди них звездочки обгоревшие, это наши пленные или раненые, не могла прийти в себя, только зло и мщение осталось. …Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь. Брат на фронте погиб. Она плакала. Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой. …Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь. Брат на фронте погиб. Она плакала. Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой. Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер. старший сержант, снайпер.

Софья Константиновна Дубнякова, старший сержант, санинструктор. Софья Константиновна Дубнякова, старший сержант, санинструктор. «Самые тяжелые ранения, сказали нам, в голову и в живот. И если бомбежка, обстрел, мы старались прятать живот и голову. Где-то возле разбитой машины подобрали подушку от сидения, и ею прикрывались. Голову прятали в колени… «Самые тяжелые ранения, сказали нам, в голову и в живот. И если бомбежка, обстрел, мы старались прятать живот и голову. Где-то возле разбитой машины подобрали подушку от сидения, и ею прикрывались. Голову прятали в колени… Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню…У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я к нему подползла и вот это увидела, мне стало плохо, меня затошнило. И вдруг слышу: «Сестричка, попей водички…» Это мне этот раненый говорит. Я эту картину помню, как сейчас. Как он это сказал, я опомнилась: «Ах, – думаю, – чертова тургеневская барышня! Раненый человек погибает, а ее, нежное создание, затошнило…» я развернула индивидуальный пакет, закрыла им рану, и мне стало легче, и оказала, как надо, помощь.» Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню…У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я к нему подползла и вот это увидела, мне стало плохо, меня затошнило. И вдруг слышу: «Сестричка, попей водички…» Это мне этот раненый говорит. Я эту картину помню, как сейчас. Как он это сказал, я опомнилась: «Ах, – думаю, – чертова тургеневская барышня! Раненый человек погибает, а ее, нежное создание, затошнило…» я развернула индивидуальный пакет, закрыла им рану, и мне стало легче, и оказала, как надо, помощь.»

«Не женская это доля - убивать», - скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». Софья Кунцевич

Произведения С. Алексиевич и Ю. друниной написаны в разное время, но рассказывают об одном – о высокой судьбе женщин-солдат, юность которых прошла в огне сражений. Война была для них самым трудным испытанием, которое они с честью выдержали. Произведения С. Алексиевич и Ю. друниной написаны в разное время, но рассказывают об одном – о высокой судьбе женщин-солдат, юность которых прошла в огне сражений. Война была для них самым трудным испытанием, которое они с честью выдержали. Стихи Юлии Друниной - воспоминания о пережитом на фронте. Её героини – это женщины, защищавшие страну вместе с мужчинами, которые наравне с ними добывали победу. Когда читаешь её стихи, перед глазами предстают судьбы, искорёженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, болью, невыносимой памятью войны. Стихи Юлии Друниной - воспоминания о пережитом на фронте. Её героини – это женщины, защищавшие страну вместе с мужчинами, которые наравне с ними добывали победу. Когда читаешь её стихи, перед глазами предстают судьбы, искорёженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, болью, невыносимой памятью войны.

Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 924 году. Вспоминая о своих школьных годах, она писала: «Моё поколение росло овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом-«Чапаев», любимой книгой -«Как закалялась сталь». Не они ли, светловская девушка в походной шинели, отчаянный комдив, суровый неистовый Павел Корчагин привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на их фронт?» Сразу же после окончания школы, в первые дни войны, Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший 41-й год. Так сказала она о себе в 1942 году.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом Я только раз видала рукопашный. Раз наяву и тысячу во сне… Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина на войне была медсестрой Нет, это не заслуга, А удача – Стать девушке Солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в день победы Стыдно было б мне! Юлия Друнина Юлия Друнина

Четверть роты уже скосило… Распростертая на снегу, Плачет девочка от бессилья, Задыхается: «Не могу!» Тяжеленный попался малый, Сил тащить его больше нет… (Санитарочке той усталой Восемнадцать сравнялось лет). Отлежишься. Обдует ветром. Станет легче дышать чуть-чуть. Сантиметр за сантиметром Ты продолжишь свой крестный путь. Между жизнью и смертью грани – До чего же хрупки они… Так приди же, солдат, в сознанье, На сестренку хоть раз взгляни! Если вас не найдут снаряды, Не добьет диверсанта нож, Ты получишь, сестра, награду – Человека опять спасешь. Он вернется из лазарета, Снова ты обманула смерть. И одно лишь сознанье это Всю-то жизнь тебя будет греть.

Ю. Друнина так и не смогла оторваться от войны Всё грущу о шинели, Вижу дымные сны – Нет, меня не сумели Возвратить с той войны. Дни летят, словно пули, Дни летят, словно пули, Как снаряды – года… Как снаряды – года… До сих пор не вернули, До сих пор не вернули, Не вернуть никогда Не вернуть никогда

Вывод: Быть на войне и воевать – не женская миссия. Рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.

Исследовательская работа Автор: Дробышева Юлия, обучающаяся 11 класса Руководитель: Соплякова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы 2013 МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области

(по повестки В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Проблемный вопрос: Прославление героического начала, всепобеждающей любви к жизни, женственности, человечности.

В годы войны женщины не только воевали. Они работали у станка или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей. Но ещё труднее было тем, кто оказался на оккупированной территории. Об этом рассказывается в повести В. А. Закруткина «Матерь Человеческая». Виталий Закруткин

« Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - всё это было мне известно…» Так начинается повесть В. А. Закруткина «Матерь человеческая». « Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - всё это было мне известно…» Так начинается повесть В. А. Закруткина «Матерь человеческая».

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене. В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка. Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повети раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Советские воины находят Марию: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби». Мария вырастает в образ символический, достойный того, чтобы быть запечатленным в мраморе или бронзе: «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени, и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…» Советские воины находят Марию: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби». Мария вырастает в образ символический, достойный того, чтобы быть запечатленным в мраморе или бронзе: «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени, и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…»

Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.

Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово мать, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму. Любя Богородицу, мы будем больше любить и понимать матерей человеческих. Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово мать, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму. Любя Богородицу, мы будем больше любить и понимать матерей человеческих.

Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось её преображение в Матерь Человеческую.

Только добро, тепло семьи и матери может победить войну. Мать – основа жизни, счастья, добра и любви, поэтому мы всегда должны прославлять ее и молиться ей, как великой и мудрой Богоматери. Вывод:

Выводы по проекту Работа над проектом позволила нам осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Работа над проектом позволила нам осмыслить роль женщины в Великой Отечественной войне, приобщиться к истории и культуре своей страны. Исследуемые произведения помогли нам понять, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Далеко не всегда женщине под силу вынести испытания «войной», да и не должна она это выносить, ведь Она Мать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение! Исследуемые произведения помогли нам понять, что женщина всегда остаётся матерью, даже в самых страшных условиях. Далеко не всегда женщине под силу вынести испытания «войной», да и не должна она это выносить, ведь Она Мать, Хранительница домашнего очага. В этом её предназначение!

В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, Чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина, Чтоб дитя родить. В мир приходит женщина, Чтоб счастливой быть. В мир приходит женщина, Чтоб цветам цвести. Чтоб цветам цвести. В мир приходит женщина, Чтобы мир спасти. Чтобы мир спасти.

Список используемой литературы: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». Стихотворения Ю. Друниной Стихотворения Ю. Друниной Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Повесть Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». Журнал «Литература в школе». Журнал «Литература в школе». Уроки литературы (приложение к журналу «Литература в школе») 4, 2004 Уроки литературы (приложение к журналу «Литература в школе») 4, 2004