«Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя...» А.И. Никитин ЧТО ЗА ПРАЗДНИК МЫ ОТМЕЧАЕМ 4 НОЯБРЯ? 1612 «В Смутное время» С.Иванов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История праздника 22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия.
Advertisements

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводитель ством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Учитель: Шелаумова Т. В. Воротынец МОУ Воротынская.
Каждый день мы творим историю своими делами и поступками. Какой она будет, какой будет наша страна, каким назовут 21 век, в котором мы живём, зависит.
Эпоха Смутного времени Эпоха Смутного времени. Начало 17 века получило в истории России название – Смутное время Сначала умер сын Ивана Грозного – Федор.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един.
4 ноября – День народного единства Составитель: Кравченко О.В., учитель начальных классов МБОУ Гимназия 24 г. Междуреченск Кемеровской области.
Московская смута гг. Причины I Опричнина Ивана IV II Кризис династии Рюриковичей III Кризис власти IV Экономический кризис «поруха»
Паруса истории. Турнир знатоков истории 1. Знаете ли вы, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября ? Ответ : День народного единства.
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Минин и Пожарский: их славные дела
Для всех,кто носит имя человека, Вопрос решен от века и на век – Нет иудея, финна, негра, грека, Есть только человек. Булат Окуджава.
Смута в русском государстве в н.XVII в. Тема урока: Подготовил: учитель истории и обществознания ГБС(К)ОУ школа-интернат 2 Маланенков Павел Валерьевич.
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. Смутное время в России.
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА примирения и согласия.
В 1591 году, в Угличе умер царевич Дмитрий. К 1598 г. на царство был избран Борис Годунов. В гг. в стране разразился небывалый голод. Голод и другие.
Тестовые задания для группы 2. Задание 1 Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты? 1) 1589 г. 2) 1612 г.
Презентацию выполнил ученик МКОУ СОШ 14 г.Пятгорска Дробилко Данила.
Русский царь в Сын князя И. А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него.
День народного единства История нового Российского праздника 4 ноября.
Транксрипт:

«Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя...» А.И. Никитин ЧТО ЗА ПРАЗДНИК МЫ ОТМЕЧАЕМ 4 НОЯБРЯ? 1612 «В Смутное время» С.Иванов

ИСТОРИЯ Изначально землей владела княжеская дружина. Из ее среды выбирался князь. Это была историческая необходимость. И вот этому князю якобы служила дружина. Сам же князь помимо главы всей земли был также дружинником, правда, первым, главным дружинником. И, конечно, поначалу он преследовал личные цели. Под таким началом в дружинной (=боярской) среде воспитались стремления исключительно к личному благу. Конечно, дружина стремилась контролировать своего главу. Это было легко, ибо между князем и дружиною существовала некая дружба. Позднее в князьях проснулось стремление служить земле, а не владеть ею. Яркий пример – Всеволод Великое Гнездо, служивший общим идеям укрепления государства. Дружина же этого поворота истории не поняла, она и не думала изменять своим древним привычкам «владеть». Интересы князя и дружины стали расходиться все дальше и дальше. Позднее аналогом дружины выступили бояре. Уже в Москве восседал царь-самодержец, а бояре все думали, что это только их первый «дружинник». И продолжали заводить те же истории, какие были во времена прежних волостных и удельных князей. Все время стремились они захватить господство над государством и землею в свои руки. Особенно это проявлялось, когда престол занимал неспособный или малолетний наследник. Примеры – Смутное время или постпетровское время. Получается, что самодержец стоял за идею государственного единства. А бояре все время стремились разносить землю врозь. Ибо именно удельное устройство земли было торжеством их самовольных прав. Так династия Рюриковичей постоянно боролась за единодержавие и самодержавие, но силы ее постепенно истощались. Что же было в то Смутное время, что грозило Российскому государству, и почему мы все- таки сейчас живем в России? Это можно узнать только из истории самой Смуты.

Основные даты Смутного времени 1581 год – от рук отца погибает старший сын Ивана Грозного 1584 год – умирает Иван Грозный 1584 год – воцаряется Феодор Иоаннович, "звонарь« 1591 год – погибает царевич Дмитрий Иоаннович1 598 год – умирает Феодор Иоаннович1589 год – воцаряется Борис Годунов 1605 год – воцаряется Лжедмитрий I 1606 год – воцаряется Василий Шуйский 1607 год – объявляется Лжедмитрий II 1610 год – низвергается Василий Шуйский 1610 год – вводится «семибоярщина» 1611 год – собирается ополчение под предводительством Ляпунова1 612 год – собирается ополчение под предводительством Минина и Пожарского 1613 год – воцаряется Михаил Романов

Угасающая династия – «звонарь на троне» и трагедия в Угличе Иван Грозный в припадке убивает своего старшего сына Ивана. После чего остается только два наследника: совсем еще малыш Димитрий и «звонарь» Феодор. Последнего так прозвал еще царь-отец.

Царь Феодор Иоаннович А ситуация в стране напоминала «посиделки» на глухо клокочущем вулкане. Польша (а точнее Речь Посполитая) и Швеция были готовы продолжать свои победы и мстить за былые поражения. Нужен был богатырь, а на престол восходит 27-летний Феодор, который-таки обожал молиться иконам, звонить в колокола, перебирать четки и никогда не имел собственного мнения. Женат он был на Ирине Годунове, сестре того самого Бориса Годунова. Детей у царской четы не было. Никому и в голову не приходило, что Феодор может управлять страной. Зато его шурин очень быстро сообразил, что шанс для начала новой династии настал и надо суетиться.

Борис слыл красавцем. Ему было 30 лет. Он обладал большим даром слова, чего был лишен Феодор, но образования ему все-таки недоставало. Годунов был честолюбив, умел воздерживаться в стране пьющих и потому всегда держал ухо востро. Еще он верил в звезды и полагался на удачу. Борис быстро втерся в доверие к набожному царю и вскоре уже все государственные документы проходили через него. А маленький царевич Димитрий в это время обитал в Угличе, со своей матерью Марией Нагой. Он был сослан туда после того, как один из опекунов Феодора решил посадить на престол Димитрия. В принципе, это была почетная ссылка. Нагие поддерживали добрые отношения с царем. Будучи 7 лет отроду Димитрий погибает при загадочных обстоятельствах в 1591 году. Кто-то полагал, что убийц подослал сам Годунов, по годуновской же версии царевич сам убился, играя ножиком. Димитрий вообще-то слыл довольно жестоким мальчишкой, кроме того, страдал падучей болезнью (эпилепсией). В общем, обе версии сильны, а истина все также далеко. Ведь и смерть Димитрия в Угличе научно не доказана: следствие, проводившееся по факту убийства, даже не осмотрело тело покойного. В общем, из школьной программы истории все мы знаем, чем позже обернулась эта трагедия и сколько бед она позже принесла. А Феодор продолжал царствовать еще 7 лет. Не было ни войн, ни новых несчастий, равно как и новых побед. А здоровье государя все ухудшалось. Со смертью младшего царевича пропали последние надежды на то, что Рюриковичи, в течение 8 столетий дававшие России государей, продолжат сидеть на царском троне – наследника у «звонаря» не было.

Новая династия – Годуновы Когда помер Феодор, у престола осталась его молодая жена Ирина Годунова. Она постриглась в монахини и «объявила, что уступает своего брата народу, который требует его». Борис в свою очередь подсуетился на других фронтах, и московский народ избрал его государем- самодержцем. «Да здравствует царь Борис!» Годунову тогда исполнилось 32 года.

Царь Борис Годунов Будучи сам безграмотным, он понимал значение образования. В его голове роились планы по созданию школ и приглашению западных ученых. Однако духовенство этому воспротивилось. Годунов возрождал разрушенные города (Курск и Воронеж), заселял безлюдные пространства, укреплял Астрахань, Смоленск, опоясывал Москву новой каменной стеной, боролся с бедностью и нищетой, параллельно вел войну со Швецией и Польшей. Он также предпринял целый ряд мер для поддержания и развития торговли и промышленности, пришедших в сильный упадок к концу царствования Ивана Грозного. Заботился о безопасности дорог, об искоренении административных нарушений, взяточничества и вообще, говоря современным языком, старался поддерживать правопорядок на должном уровне. С другой стороны, Борис Годунов ответственен за установления на Руси крепостного права. Но дело в том, что в то время население страны было невелико и крестьян постоянно не хватало. Мелкие землевладельцы, по большей части служилые люди, подолгу отсутствовали дома и не имели достаточно средств, чтобы надежно защитить свои имения. Во время их отсутствия бояре, владеющие крупными вотчинами и испытывающие постоянный недостаток рабочих рук, устраивали набеги на их земли и силой уводили крестьян к себе. Владельцы земель, возвращаясь со службы, находили заросшие и заброшенные поля, что их совсем не радовало. Естественно, крестьян подобное положение тоже отягощало. Указ о крепостном праве должен был защитить их от боярского произвола. Во всяком случае, замысел был именно такой. Опять же, начало официального царствия Бориса совпало со страшным голодом, причиной которого были несколько неурожайных лет, и не менее страшными эпидемиями. Борис пытался сделать все возможное: он организовал общественные работы, устанавливал низкие цены на хлеб (что совсем не нравилось владельцам), скупал хлеб в местах, где его было достаточно, и развозил в голодающие районы, раздавал нуждающимся деньги и многое другое, но все было напрасно. Летописи говорят, что в эти голодные годы только в Москве погибло около 127 тысяч человек. Голод продолжался с 1601 по 1604 год. За это время, народ в надежде прокормиться сбивался в банды и жил разбоем. Разбойники буквально наводнили страну. А где-то около 1600 года впервые появился слух о том, что царевич Димитрий, младший сын Ивана Грозного, будто бы не умер в Угличе, а спасся, бежал и теперь хочет вернуться и занять свое законное место на престоле России. Время было как раз подходящее: голод, мор, множество голодных, потерявших все на свете людей. По мнению историков, большую роль в организации этой политической смуты сыграло ненавидящее Бориса московское боярство. Оставшиеся годы жизни Борис Годунов провел, пытаясь восстановить в стране порядок, сражаясь с боярами и Лжедмитрием, и умер в разгар этой борьбы в 1605 году.

Политический кризис – Лжедмитрий Таинственное исчезновение последнего Рюриковича, слабость новой династии, несчастья, угнетавшие страну, и начавшееся в пограничных областях брожение делали Россию идеальной для искателей приключений. Один из них явился в образе молодого монаха. Речь, конечно, идет о Гришке Отрепьеве, представившемся чудесно спасшимся и повзрослевшим царевичем Димитрием. Конечно, существует много предположений о том, кто же скрывался за личиной Лжедмитрия. Этой теме посвящено много исторических расследований. Углубляться в нее не будем. Но суть даже не столько в этом, а в том, кто помог самозванцу взойти на русский престол. Первые известия о «спасшемся царевиче» дошли из Польши. Именно польским князьям довелось первыми услышать «признания» самозванца о том, что он-де повзрослевший Димитрий Иоаннович. Эта новость стала чудесным подарком для поляков. «Выходец с того света» стал неоценимым средством и для польского короля, и для Римской курии: лишь бы только удалось ему вступить в Москву. Одна сторона жаждала русских земель, другая – приобщения русских к Обществу иезуитов (католиков, в смысле).

Речь Посполитая Речь Посполитая Это традиционное наименование польско-литовского государства в конце XVI XVIII веках, представлявшего собой специфическую форму сословной монархии во главе с избираемым сеймом монархом, носившим титулы короля польского и великого князя литовского. На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Центральной и Западной Европы. Лжедмитрий нашел себе польскую невесту – Марину Мнишек – из рода фаворитов польского короля. Он влюбился в нее, та же, в свою очередь, преследовала свои честолюбивые планы, как и ее отец. Возможно, этими качествами Марины объяснялось то, что позже она признает во Втором Лжедмитрии своего мужа. Но об этом позже. В октябре 1604 Лжедмитрий I перешел русскую границу в районе Чернигова. Он был тепло встречен посадскими и служилыми людьми, казаками, крестьянами, увидевшими в нем, вместо Годунова, которого народ винил в голоде, "доброго царя". Для боярства, которое готово было уже почти на все, дабы свергнуть своего «первого дружинника», Лжедмитрий также стал удобным средством. После внезапной смерти Бориса Годунова Лжедмитрий I получил поддержку армии и восставших против правительства Годунова москвичей. Стоит отметить, что по смерти Бориса престол занял его сын Феодор, которого впоследствии жестоко убили. Он был очень одаренным и образованным человеком, но боярство мало волновали способности нового монарха… 20 июня 1605 в столицу с триумфом вошел Лжедмитрий I и был признан народом, частью знати и даже «узнан» матерью царевича Дмитрия Марфой Нагой.

Марина Мнишек Лжедмитрий I царствовал 11 месяцев. Московские бояре-заговорщики во главе с Василием Шуйским искали соглашения с королем, чтобы свергнуть самозванца, нужного только для низложения Годуновых. В ноябре 1605 года Лжедмитрий сыграл с Мариной Мнишек свадьбу. Это не понравилось москвичам. Кроме того, самозванец, малоразвитый и малообразованный был слишком склонен к пышности и роскоши. Как и многие из баловней судьбы, Лжедмитрий считал, что свалившаяся на него удача – результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За 11 месяцев новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. Воспользовавшись обстановкой, бояре подняли бунт якобы против поляков, стремившихся «убить царя и бояр», во время которого Лжедмитрий I был убит.

Социальный кризис - Шуйский Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного боярина Василия Шуйского. С приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джин из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной. А в России, начиная уже с 1604 года шла гражданская война. Участники ее были разнообразны: крестьяне и холопы, дворяне и казаки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение.

Летом 1606 года на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды Ляпунова, Пашкова, недовольные правительством. Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену. Восстание Болотникова было разбито в 1607 году. Восстание Болотникова

Тушинский вор - Лжедмитрий II. Появились и новые самозванцы. Самым опасным оказался Лжедмитрий II. Он вновь воспользовался помощью польских панов, в большом количестве к нему присоединились украинские казаки, охочие до войны и грабежа. Этот авантюрист утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы Дмитрий. Его «опознала» жена убитого Лжедмитрия I Марина Мнишек. Воистину, Московия стала в ту пору царством лжи. От связи второго самозванца и Марины родился сын (Сидорка), что еще больше усложняло ситуацию. В июне 1608 года Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять ее не смог, но расположился в 100 км от нее в Тушино. За это он получил прозвище тушинского вора (т.е. преступника, самозванца). В стране оказалось два царя. Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился со шведами, что в обмен на некоторые территории (г. Корелу и другие) они дадут ему военную помощь. Однако польский король Сигизмунд, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город под руководством воеводы Шеина героически сопротивлялся. На подмогу Сигизмунду пришли поляки и литовцы из Тушино (правда, с неохотой). В результате лагерь там распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 года уже после низвержения Шуйского. А пока развал стана «тушинского вора» уже не спасал Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина- Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова и тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 г. последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал - смена царей оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. «Семибоярщина» была одним из первых опытов олигархического правления.

Национальная война Неизвестно, каким образом появилась мысль учредить «семибоярщину». В ней заседали 4 представителя старейших родов: Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Голицын, – а также. По одному из Романовых, Шереметевых и Лыковых. Однако ж этой знати предстояло решить, кто же будет следующим царем. Бояре убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков. Так бояре самим себе выкопали яму. Они были оттеснены поляками от государственных дел. Началась повальная интервенция. Бояре продавали свои права на первородство. Сам Мстиславский стал польским конюшим за чечевичную похлебку. Боярское сословие находилось в упадке и оно ничем не отличалось теперь от остального русского общества. Все были польскими рабами. Независимым оставалось только духовенство. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами в столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород. Все искали и хватали себе побольше личного благополучия и вовсе забывали о том, что нужно всей земле. А бедный сирота-народ стоял перед «домом покойника». И все видел. И все слышал, но не знал как помочь. Вроде бы пытался под предводительством Болотникова дойти до Москвы, но все не помогало. Богомольцы в страхе и ужасе молили Бога о помощи, призывали всех к покаянию. Именно богомольцы, в лице патриарха Гермогена, первыми отправили гонцов с призывными грамотами. И вскоре многие люди собрались под Москву очищать землю от врагов.

Первое ополчение Первое антипольское движение было вначале по сути религиозным. Об этом говорят первые воззвания к восстанию. В них почти не уделялось внимания другим национальным интересам, которые были так попираемы. Призыв к оружию был сделан именно в защиту православной веры. Первый мятеж также не отрицал Владислава, если тот согласится принять «истинное крещение». Ополчение во главе с дворянином Ляпуновым, князем Трубецким и казачьим атаманом Заруцким собралось в начале 1611 года в Рязанской земле. В него вошли остатки последней армии царя Василия Шуйского; остатки тушинской армии с боярами, воеводами и военными людьми, служившими второму самозванцу, и шайки казаков разного происхождения с набранными ими крестьянами. Это войско направилось к Москве. А в самой Москве жители, ненавидевшие поляков, готовились к восстанию. Но во время восстания поляки подожгли город, и он полностью выгорел. Ополчению удалось выбить иноземцев из Белого города и осадить их в Кремле и Китай-городе. Но среди разнородных русских сил не было единства, Ляпунов был убит, ополчение распалось. А беда была в том, что это первое ополчение находилось исключительно в руках того же разряда людей, что сами и завели Смуту. Под Москву собрались те же их замыслы, как бы что захватить в свои руки, как бы самому чем завладеть. Ведь и вся Смута двигалась исключительно личными, своими, а не общественными побуждениями и интересами. Трубецкой и Заруцкий именно в Смутное время получили боярские саны. Народ и это все видел. Он хоть и помогал движению собственным хребтом, но не занимал в ополчении никакого самостоятельного места. Для борьбы со Смутой нужны были совсем другие люди, нежели собрались в ополчении Ляпунова.

Второе ополчение Казалось, что уже не подняться России. Но вот в этот момент истории спокойный, вечно страдающий и бедствующий народ поднимается для того, чтобы восстановить в государстве тишину и спокойствие, нарушенное правительством, которое постоянно жаловалось на бунты и неповиновение народа же. Возникновение этого ополчения не очень хорошо изучено. Много разногласий существует, например, по поводу того, приснился ли Минину преподобный Сергий с призывом послужить родине или Минин так сказал, чтобы придать своей речи больший вес, а может это летописцы Сергиевой Лавры «приукрасили» историю. Но суть опять же не в том. В Москве, на большой площади перед Кремлем, бросается в глаза бронзовая группа, изумляющая взоры иностранных путешественников. Она изображает двух римских воинов в театральных позах. Это памятник Минину и Пожарскому, героям войны 1612 года. Они спасли Москву и подготовили восстановление национального единства под властью новой династии. Воистину, не было памятника более заслуженного, только стиль этого памятника – явная нелепость. Здесь переряжены два таких деятеля, какими может и должна гордиться Россия, но по внешности они не носили ни малейших признаков древности, ни котурна, ни шлемов с перьями. Они были просто честными людьми, которые робко и как будто не совсем охотно выступили из толпы, чтобы совершить великое дело. Они весьма просто, не напуская на себя ни малейшей важности, завершили свой труд до конца. Они держали в своих руках судьбу всего народа, а потом незаметно скрылись и безо всяких сожалений вернулись к прежней жизни: один – к мелкой торговле, другой – в ряды служилых.

"Воззвание Минина". К.Маковский

Патриарх Гермоген Итак, в начале октября 1611 года в Нижний Новгород пришло очередное послание от патриарха Гермогена. Оно сообщало, что Заруцкий решил посадить на трон «воренка» – сына Лжедмитрия II от Марины Мнишек. Теперь измена оказалась не только в столице, но и под ее стенами. В избе, в которой собрались горожане потолковать о грядущих бедах, поднялся земский староста, оптовый торговец скотом и рыбой Кузьма Минин. Он-то и кликнул знаменитый клич, что если помогать Отечеству, так не пожалеть ни жизни и ничего. Клич Минина знаменит тем, что он выразил нравственный, гражданский поворот общества с кривых дорог на прямой путь. Если выбрать хорошего воеводу было делом очень важным, то еще важнее было собрать деньги, без которых нельзя было вести войско. Все согласились с тем, что все граждане должны участвовать в расходах. Они не думали о каком-то захвате или боярских чинах и вотчинах. Напротив, они отдавали все свое, детей, жен, дворы, именья, продавали, закладывали… Но у Минина и его товарищей не было военного опыта, поэтому решили обратиться к служилым людям. Людей они выбирали своих даже в воеводы. В главноначальствующие Минин предложил князя Дмитрий Пожарского. "И вот собранное на последние деньги ополчение двинулось усмирять буйство своего правительства. Герои этого движения были степенны, а не порывисты как Ляпунов, до крайности осторожны и осмотрительны, а потому медлительны. К. Минин Д.Пожарский

По пути на Москву к ним присоединились войска Трубецкого. Служилые объединились с богомольцами и народом. Ополчение добралось до Москвы лишь ближе к осени 1612 года. Поначалу оно расположилось в 5 верстах от столицы – на Яузе. В ходе тяжелого сражения поляки были выбиты из Москвы и заперты в Кремле и Китай-городе. Интервенты ждали и надеялись на короля. Несмотря на свое бедственное положение, они смеялись над предложениями сдаться. В середине сентября у них закончились съестные припасы, и поляки начали питаться крысами, кошками, травой и кореньями. Потом стали выкапывать трупы, убивать пленников, а усилением горячечного бреда начали пожирать друг друга. Это факты, не подлежащие ни малейшему сомнению, ибо существуют свидетельства очевидцев. Но 22 октября (4 ноября по Новому стилю) приступом был взят Китай-город, но поляки еще сидели в Кремле. И вот 26 октября после двухмесячной осады интервенты сдались окончательно. Москва была возвращена москвитянам. А временное правительство, которое в это время заседало в Ярославле, поняло, что стоит увенчать дело, дав стране то, чего не недоставало – государя.

Окончание кризиса Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, а также навести в стране порядок. Зимой 1613 года был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания, наконец, привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника по женской линии царя Феодора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги. Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России. Мать царя долго отказывалась принять для своего сына столь опасную честь. Ее с трудом уговорили посланники. Отец Михаила Романова тогда находился в плену. Внешнеполитическое положение России было очень тяжелым. Шведы осадили Псков, но взять не смогли. В 1617 году с ними заключили тяжелый для России Столбовский мир. Новгород возвращался России, но под власть Швеции окончательно переходило балтийское побережье. Поляки не смирились, и в 1617 королевич Владислав едва вновь не занял Москву. С Польшей было заключено перемирие, по которому под ее руку переходили Смоленск, черниговские и другие земли. Перемирие означало, что неизбежна новая война. России удалось отстоять свою независимость, но очень тяжелой ценой. Страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла расстроились. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство. Потеря важных территорий предопределяла дальнейшие войны за их освобождение, что тяжелым бременем ложилось на всю страну. Смутное время еще более усилило отсталость России. История Европы не знает других примеров, подобных Смуте в России. Она расшатывала страну, заливала ее потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути ее будущему развитию. Смута пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Высшая аристократия ради защиты своих привилегий выставляла Дмитрия против Годунова, шведов против поляков, продавалась всякому, кто больше сулил. Пройдя сквозь многие смены династий, политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путем этого длинного обхода вернулась к исходной точке. Царь Феодор Романов

Сусанин Иван Сусанин Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой Сусанин. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино - вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин. намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине. сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М. И. Глинки "Иван Сусанин". В Костроме установлен памятник Сусанину.

Музей подвига Ивана Сусанина расположен в памятнике архитектуры XVII в. - церкви Воскресения, изображенной на картине Саврасова "Грачи прилетели". Экспозиции музея рассказывают о событиях конца XVI - начала XVII вв., подвиге крестьянина Ивана Сусанина, спасшего жизнь первого царя династии Романовых; о людях, повторивших подвиг И.Сусанина; о том, как отражен подвиг И.Сусанина в произведениях искусства и литературы. Знакомство туристов с родовым имением Романовых - с. Домнино, показ болота, где погиб Иван Сусанин.

«1612: Хроники Смутного времени» (2007) Страна: Россия Год: 2007 Режиссёр: Владимир Хотиненко Жанр: приключения / исторический Бюджет: $ Мировая премьера: 1 ноября 2007 Офиц. сайт: Кратко о сюжете: После смерти царя Бориса Годунова убиты его вдова и юный наследник Федор. На престол восходит самозванец Лжедмитрий. Но год спустя убит и он, власть переходит из рук в руки. В России наступает Смута… Единственный свидетель убийства царской семьи мальчишка-слуга Андрей. В его памяти отпечаталась сцена расправы над законными правителями, но главное он не может забыть дочь Бориса Годунова, красавицу Ксению. Жива ли царевна? Где она теперь?.. Годы спустя невероятные обстоятельства сводят повзрослевшего Андрея с испанским дворянином Альваром Борха, который вскоре гибнет в схватке с разбойниками. Присвоив его одежду и имя, Андрей превращается в другого человека. Теперь он «гишпанский кабальер», «воин без страха и упрека», охотник за удачей. И главное он может воплотить свою мечту: спасти Ксению Годунову и завоевать ее сердце.

В России празднуется День Казанской иконы Божией Матери. Икона была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что образ лежит под слоем золы на пожарище. Иконе приписывают многочисленные чудотворения. Подлинник иконы бесследно исчез в начале XX века, но сохранилосьмного списков с нее, которые находятся в различных храмах по всему миру. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года.1649Алексея Михайловича1917 Cогласно Православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским этот день сместился на 4 ноября (а в XXII веке сместится на 5 ноября).Православному церковному календарюКазанской иконе Божией МатериМосквыРоссииполяков1612 юлианскому календарюгригорианскимюлианским4 ноябряXXII веке

Проверь себя Знание своей истории равноценно знанию своего языка. Без этого никто не может называться гражданином своей страны. Этот нехитрый тест поможет проверить собственные знания об истории «Смутного времени» 1. Что мы празднуем 4 ноября? 1) День народного единства 2) День согласия и примирения 3) День конституцииДень железнодорожника 4) День «жэжиста» 2. Что произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) в 1612 году? 1) Ополчение Минина и Пожарского взяло Кремль 2) Ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город 3) Была введена в эксплуатацию Останкинская телебашня 4) Потонула атлантида 3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году? 1) Ляпунов 2) Минин 3) Пожарский 4) Михаил Романов 5) Карл Маркс 4. Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное время? 1) Польша 2) Соединенные штаты Америки 3) Речь Посполитая 4) Османская Империя 5. Чем Минин зарабатывал себе на хлеб до 1611 года? 1) Он не ел хлеб 2) Был князем и жил на доходы со своего имения 3) Преподавал в земских школах 4) Торговал скотом и рыбой 5) Был цирюльником 6. Кого называли «тушинским вором»? 1) Сигизмунда III 2) Лжедмитрия I 3) Лжедмитрия II 4) Сусанина

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла закон «О днях воинской славы, победных днях России». «4 ноября 1612 г. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай- город, освободили Москву от польских интервентов и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе»

Что такое 4 Ноября? 4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября 4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.