Комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Авторы: канд. мед. наук Т.Б.Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю.Иванова,
Advertisements

«Об образовании» «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(120-ФЗ) «Об охране окружающей природной среды».
Выполнила работу Бокова Наталия Николаевна. Учитель начальных классов МОУ СОШ 10 Г. Люберцы, Московская область.
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося через осознание ценности ЗОЖ, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Заведующий МДОУ детский сад 15 «Золотая рыбка» Семёнова Е.А.
Формирование навыка здорового образа жизни. «Человек – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Авторский состав : учителя начальных классов г. Краснодара МОУ - СОШ 76: Балковая С. В., Чиж Л. Н., Бойко Е. А., Смолкина Л. Н., Вишнякова Л. И. 1 Формирование.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Формирование навыков здорового образа жизни. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровый образ жизни –
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о ЗОЖ у младших школьников. Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время Учитель начальных классов Нетяга Галина Гавриловна.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
«Здоровье детей» Программа «Здоровье детей» Государственного Бюджетного Образовательного учреждения Центра Образования 1080 «Экополис»
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
М ИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ. Программа министерства «Здоровье и спорт» – это комплексная система воспитания школьника (здорового физически, всесторонне.
Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального.
«Организация здоровьесберегающей деятельности воспитателей школы-интерната » Гасишвили И. Н. старший воспитатель первой квалификационной категории.
Транксрипт:

Комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в школе»

Цели программы: Разработка и апробация системы здоровьесберегающих технологий, системы методов и форм организации учебно- воспитательного процесса, направленногй на формирование ЗОЖ, cоциализацию личности и адаптацию ее к изменяющимся условиям.

ЗАДАЧИ: 1. Определить исходные позиции для реализации здоровьесберегающего подхода к функционированию школы на основе анализа инновационных исследований и опыта работы школ. 2. Находить оптимальные сочетания форм организации образовательного процесса, методов и содержания обучения на основе здоровьесберегающего подхода. 3. Оптимизировать учебную, психическую и физическую нагрузки учащихся, соз­дать в школе условия для сохранения и укрепления здоровья за счет: разгрузки содержания обучения путем его интеграции; разгрузки содержания обучения путем его интеграции; использования эффективных методов обучения; использования эффективных методов обучения; увеличения объема двигательной активности; увеличения объема двигательной активности; организации мониторинга здоровья; организации мониторинга здоровья; улучшения организации питания; улучшения организации питания; медико-валеологического сопровождения детей; медико-валеологического сопровождения детей; расширения спектра оздоровительных мероприятий; расширения спектра оздоровительных мероприятий; установления связи с учреждениями здравоохранения, культуры и спорта; установления связи с учреждениями здравоохранения, культуры и спорта; включения всех общественных институтов в совместную деятельность. включения всех общественных институтов в совместную деятельность.

ОБЪЕКТ Учебно-воспитательный процесс в начальной школе ПРЕДМЕТ Содержание и формы организации ЗОЖ, процесс формирования ЗОЖ; технологии обучения, формирующие мотивацию к ЗОЖ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Устойчивая мотивация школьников к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала. Устойчивая мотивация школьников к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала. Улучшение состояния здоровья детей, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Улучшение состояния здоровья детей, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Укрепление и оздоровление социально- психологического климата в школе. Укрепление и оздоровление социально- психологического климата в школе. Оптимизация учебного и воспитательного процесса. Оптимизация учебного и воспитательного процесса.

Реализация программы будет проходить в виде: консультирования сотрудников школы и других участников программы при пла­нировании работы на различных временных периодах (месяц, полугодие, год); консультирования сотрудников школы и других участников программы при пла­нировании работы на различных временных периодах (месяц, полугодие, год); формирования единого информационного поля в школе, содействия соблюде­нию преемственности программы по вертикали - от класса к классу; формирования единого информационного поля в школе, содействия соблюде­нию преемственности программы по вертикали - от класса к классу; организации заседаний школьного совета содействию здоровья с привлечени­ем различных служб школы; организации заседаний школьного совета содействию здоровья с привлечени­ем различных служб школы; помощи учителям в учебно-тематическом планировании, в интеграции про­блем здоровья в контексте учебных предметов; помощи учителям в учебно-тематическом планировании, в интеграции про­блем здоровья в контексте учебных предметов; развития и внедрения неаудиторных технологий обучения здоровью, искать ресурсы для этих целей; развития и внедрения неаудиторных технологий обучения здоровью, искать ресурсы для этих целей; организации социологических опросов среди участников программы; организации социологических опросов среди участников программы; анализа, корректировки и изменения некоторых положений программы при необходимости; анализа, корректировки и изменения некоторых положений программы при необходимости; организации работы по оптимизации школьной среды, ее санаторно- гигиенических и эстетических особенностях; организации работы по оптимизации школьной среды, ее санаторно- гигиенических и эстетических особенностях; осуществления взаимодействия со школьной медицинской службой, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам; осуществления взаимодействия со школьной медицинской службой, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам; организации массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и т.д. организации массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и т.д.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы Теоретическая часть: беседы, рассказы, убеждения учителя; беседы, рассказы, убеждения учителя; слушание; слушание; решение проблем; решение проблем; обсуждение прочитанной литературы; обсуждение прочитанной литературы; исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей). исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей). Практические занятия: изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий); игры; изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий); игры; ролевые игры; ролевые игры; рассказывание историй, сказок; рассказывание историй, сказок; импровизированные сценки; s дебаты; импровизированные сценки; s дебаты; мозговой штурм или мозговая атака; мозговой штурм или мозговая атака; мини-лекция (используется для введения новой темы урока); мини-лекция (используется для введения новой темы урока); изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья; изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья; анализ прессы (создание антиреклам); анализ прессы (создание антиреклам); моделирование; моделирование; тренинги; тренинги; проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья; проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья; опросы, анкетирование. опросы, анкетирование.Экскурсии: посещение амбулатории и встреча с педиатром; посещение амбулатории и встреча с педиатром; посещение Старогородковской ДЮСШ; посещение Старогородковской ДЮСШ; посещение Дворца спорта в г. Одинцово; посещение Дворца спорта в г. Одинцово;

ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ КУРС «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ» (для учащихся 1-4-х классов) Цели: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями; овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями; формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и дру­гих психоактивных веществ. формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и дру­гих психоактивных веществ.

Задачи: предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсу­ждения проблем, связанных с табаком и алкоголем; предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсу­ждения проблем, связанных с табаком и алкоголем; учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собствен­ному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свое отношение к ним; учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собствен­ному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свое отношение к ним; учить эффективно общаться; учить эффективно общаться; учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся началь­ной школы к табаку и алкоголю. учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся началь­ной школы к табаку и алкоголю.

1-й класс (всего 12 часов) Теоретическая часть (8 часов) Урок 1. Я уникальный человек. Урок 1. Я уникальный человек. Урок 2. Культура и я. Урок 2. Культура и я. Урок 3. Чувства. Урок 3. Чувства. Урок 4. О чем говорят чувства. Урок 4. О чем говорят чувства. Урок 5. Множество решений. Урок 5. Множество решений. Урок 6. Решения и здоровье. Урок 6. Решения и здоровье. Урок 7. Полезные и вредные лекарства. Урок 7. Полезные и вредные лекарства. Урок 8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Урок 8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Практическая работа (4 часа) Рисование детьми любимого домашнего животного, любимого места отдыха, любимого человека, любимого занятия, хобби. Показ своих рисунков классу. Рисование детьми любимого домашнего животного, любимого места отдыха, любимого человека, любимого занятия, хобби. Показ своих рисунков классу. Рассказывание сказок, пословиц, поговорок и обсуждение их смысла (к теме урока «Культура и я»). Рассказывание сказок, пословиц, поговорок и обсуждение их смысла (к теме урока «Культура и я»). Разрешение проблемных ситуаций, их обсуждение и нахождение других вари­антов решений одной проблемы. Разрешение проблемных ситуаций, их обсуждение и нахождение других вари­антов решений одной проблемы. Разыгрывание сценок перед классом: выбор актеров, распределение ролей, выбор правильного решения для выхода из создавшейся ситуации. Разыгрывание сценок перед классом: выбор актеров, распределение ролей, выбор правильного решения для выхода из создавшейся ситуации.

2-й класс (всего 11 часов) Теоретическая часть (8 часов) Урок 1. Вкусы и увлечения. Урок 1. Вкусы и увлечения. Урок 2. учусь находить новых друзей и интересные занятия. Урок 2. учусь находить новых друзей и интересные занятия. Урок 3. О чем говорят выразительные движения. Урок 3. О чем говорят выразительные движения. Урок 4. Учусь понимать людей. Урок 4. Учусь понимать людей. Урок 5. Опасные и безопасные ситуации. Урок 5. Опасные и безопасные ситуации. Урок 6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Урок 6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Урок 7. Реклама табака и алкоголя. Урок 7. Реклама табака и алкоголя. Урок 8. Мифы и факты об алкоголе. Урок 8. Мифы и факты об алкоголе. Практическая работа (3 часа) Составление коллекций (в зависимости от увлечений детей в классе). Составление коллекций (в зависимости от увлечений детей в классе). Разыгрывание представления в «Театре мимики и жеста» (на протяжении всего спектакля не произносится ни слова, а представление состоит из поз, мимики и жестов актеров). Разыгрывание представления в «Театре мимики и жеста» (на протяжении всего спектакля не произносится ни слова, а представление состоит из поз, мимики и жестов актеров). 3. Учащиеся находят образцы рекламы табака и алкоголя в журналах, газетах. Обсуждение данной рекламы и выступления учащихся. 3. Учащиеся находят образцы рекламы табака и алкоголя в журналах, газетах. Обсуждение данной рекламы и выступления учащихся.

3-й класс (всего 12 часов) Теоретическая часть (8 часов) Урок 1. Мой характер. Урок 1. Мой характер. Урок 2. Учусь оценивать себя. Урок 2. Учусь оценивать себя. Урок 3. Учусь взаимодействовать. Урок 3. Учусь взаимодействовать. Урок 4. Учусь настаивать на своем. Урок 4. Учусь настаивать на своем. Урок 5. Становлюсь увереннее. Урок 5. Становлюсь увереннее. Урок 6. Когда на меня оказывают давление. Урок 6. Когда на меня оказывают давление. Урок 7. Курение (часть 1). Урок 7. Курение (часть 1). Урок 8. Курение (часть 2). Урок 8. Курение (часть 2). Практическая работа (4 часа) 1. Подбор учащимися своих фотографий разных лет для сравнительного анализа внешних и внутренних качеств (характер). 1. Подбор учащимися своих фотографий разных лет для сравнительного анализа внешних и внутренних качеств (характер). Инсценирование ситуаций в целях демонстрации уважительного отношения друг к другу. Инсценирование ситуаций в целях демонстрации уважительного отношения друг к другу. Индивидуальный подсчет учащимися количества потраченных денег на курение 1 пачки сигарет ежедневно в течение года. Индивидуальный подсчет учащимися количества потраченных денег на курение 1 пачки сигарет ежедневно в течение года.

4-й класс (всего 12 часов) Теоретическая часть (8 часов) Урок 1. Самоуважение. Урок 1. Самоуважение. Урок 2. Привычки. Урок 2. Привычки. Урок 3. Дружба (часть 1). Урок 3. Дружба (часть 1). Урок 4. Дружба (часть 2). Урок 4. Дружба (часть 2). Урок 5. Учусь сопротивляться давлению. Урок 5. Учусь сопротивляться давлению. Урок 6. Учусь говорить «нет». Урок 6. Учусь говорить «нет». Урок 7. И снова алкоголь. Урок 7. И снова алкоголь. Урок 8. Алкоголь в компании. Урок 8. Алкоголь в компании. Практическая работа (4 часа) Изготовление учащимися личных плакатов «Дерево достижений». Изготовление учащимися личных плакатов «Дерево достижений». Ролевое инсценирование предложенных учителем ситуаций из реальной жизни учащихся. Ролевое инсценирование предложенных учителем ситуаций из реальной жизни учащихся. 3. Психологический тренинг «Учись сопротивляться давлению». 3. Психологический тренинг «Учись сопротивляться давлению». 4. Совместное создание антирекламы табаку и алкоголю (рисунки, «щиты» с антирекламой). 4. Совместное создание антирекламы табаку и алкоголю (рисунки, «щиты» с антирекламой).

Уроки для родителей (всего 16 часов) Урок 1. Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям? Урок 1. Что нужно знать о табаке и алкоголе ребенку? Что полезно знать родителям? Урок 2. Как добиться того, чтобы ребенок вас понимал? Урок 2. Как добиться того, чтобы ребенок вас понимал? Цель: дать понятие об эффективном общении, которое предполагает наличие взаимного уважения. Урок 3. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно? Урок 3. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно? Цель: познакомить с правилами повышения самооценки у ребенка. Цель: познакомить с правилами повышения самооценки у ребенка.

Урок 4. Как семейные ценности помогают противостоять давлению? Урок 4. Как семейные ценности помогают противостоять давлению? Цель: через семейные ценности формировать у ребенка здоровые стандарты по­ведения и в случае, когда на него станут давить, предлагая или даже заставляя курить, пить алкоголь или пробовать наркотики, семейные ценности помогут сохранить контроль за своими поступками и остаться здоровым.

Урок 5. Как поведение родителей влияет на ребенка? Цель: беседа о том, что одним из примеров здорового поведения и положитель­ной ролевой модели для ребенка являются родители, организующие праздники, где ал­ коголь - не центр события. Демонстрация того, что родители, в зависимости от ситуа­ ции, могут или вовсе не пить, или пить умеренно, является хорошим примером. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Урок 6. Что такое «навыки противостояния давлению сверстников»? Цель: привитие детям навыков противостояния давлению сверстников, т.е. это такие поступки и действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя, наркотиков.

Урок 7. Помогают ли семейные правила противостоять употреблению табака и алкоголя? Цель: разговор о том, какие правила устанавливаются в семье и какими могут быть результаты выполнения или невыполнения этих правил. Одним из таких правил является то, что нет и не может быть таких обстоятельств, при которых ребенок должен курить, употреблять алкоголь или пробовать наркотики.

Урок 8. Можно ли предупредить употребление табака и алкоголя от скуки или просто из любопытства? Цель: пропаганда среди родителей здорового образа жизни и, как следствие, ор­ганизация здоровой творческой деятельности ребенка. Для этого возможны, как мини­мум, два пути. Первый - поддерживать участие ребенка в кружках, спортивных секциях. Другой путь - это путь совместной деятельности. Опросы детей показали, что они лю­бят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением ра­боты на дому.

КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые В ходе учебного процесса Физическое воспитание школьников Вне уроков физкультуры: - гимнастика до занятий; - подвижные перемены; физкультминутки - элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла В кружках и секциях: - проведение Дней Здоровья и уроков здоровья; - занятия в спор- тивных секциях; -проведение спортивных праздников В спецмед-группах. Работа по про- филактике: -простудных заболеваний; - нарушений осанки.

Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов) Режим дня. Режим дня. Правильная посадка за партой. Правильная посадка за партой. Личная гигиена, уход за телом. Личная гигиена, уход за телом. Уход за зубами. Уход за зубами. Закаливание. Закаливание. Классная комната учащихся. Классная комната учащихся. Двигательная активность. Двигательная активность. Рациональный отдых. Рациональный отдых. Предупреждение простудных заболеваний. Предупреждение простудных заболеваний. Физический труд и здоровье. Физический труд и здоровье. Как сохранить хорошее зрение. Как сохранить хорошее зрение. Предупреждение травм и несчастных случаев. Предупреждение травм и несчастных случаев. Общее понятие об организме человека. Общее понятие об организме человека. Чем человек отличается от животного. Чем человек отличается от животного. Дурные привычки. Дурные привычки. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека.

Основные задачи физического воспитания в школе: 1. Содействие укреплению здоровья, физическому развитию учащихся. 1. Содействие укреплению здоровья, физическому развитию учащихся. 2. Формирование и совершенствование умений и навыков в ходьбе, беге, прыж­ках, метаниях, лазанье, равновесии; создание правильной основы, «школы» в этих ви­дах движений. 2. Формирование и совершенствование умений и навыков в ходьбе, беге, прыж­ках, метаниях, лазанье, равновесии; создание правильной основы, «школы» в этих ви­дах движений. 3. Содействие развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, вы­носливости, гибкости). 3. Содействие развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, вы­носливости, гибкости). 4. Формирование навыков правильной осанки в статистических положениях и пе­редвижениях. 4. Формирование навыков правильной осанки в статистических положениях и пе­редвижениях. 5. Сообщение сведений в области физической культуры и спорта 5. Сообщение сведений в области физической культуры и спорта 6. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры пове­дения. 6. Воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры пове­дения. 7. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям фи­зической культурой. 7. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям фи­зической культурой. 8. Содействие проявлению интересов и склонностей к занятиям спортом. 8. Содействие проявлению интересов и склонностей к занятиям спортом.

Задачи внеклассной работы: содействовать выполнению стоящих перед школой учебно-воспитательных задач; содействовать выполнению стоящих перед школой учебно-воспитательных задач; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разносторонне­му физическому развитию учащегося; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разносторонне­му физическому развитию учащегося; углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья; углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья; организовывать здоровый отдых учащихся; организовывать здоровый отдых учащихся; прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культу­рой и спортом; прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культу­рой и спортом; воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, же­лания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции. воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, же­лания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции.

Уроки здоровья 1 раз в месяц, 9 уроков для учащихся 1-4-х классов (уроки разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся) Урок 1. Тема «Спорт в жизни людей» Урок 1. Тема «Спорт в жизни людей» Урок 2. Тема «Зарядка в стране Олимпиоников» Урок 2. Тема «Зарядка в стране Олимпиоников» Урок 3. Тема «Гигиена Олимпиоников» Урок 3. Тема «Гигиена Олимпиоников» Урок 4. Тема «Двигательные упражнения Олимпиоников с предметами» Урок 4. Тема «Двигательные упражнения Олимпиоников с предметами» Урок 5. Тема «Движение есть жизнь» Урок 5. Тема «Движение есть жизнь» Урок 6. Тема «Значение осанки в жизни человека» Урок 6. Тема «Значение осанки в жизни человека» Урок 7. Тема «Бег в нашей жизни» Урок 7. Тема «Бег в нашей жизни» Урок 8. Тема «Прыжки в стране Олимпиоников» Урок 8. Тема «Прыжки в стране Олимпиоников» Урок 9. Итоговый урок Урок 9. Итоговый урок