Сетевые модели создания и развития инноваций д.э.н. Шерешева Марина Юрьевна Профессор факультета менеджмента ГУ-ВШЭ msheresheva@hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Механизм координации взаимоотношений в сетях Профессор Третьяк О.А.
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Направление «Менеджмент» Состав. Структура. Профили Высшая школа экономики, Пермь,
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Взаимодействие бизнеса, науки и государства при формировании НИС Российская Электроника Дубна, 6 октбяря 2011 г. Брыкин Арсений Валерьевич ОАО «Российская.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Министерство образования Республики Беларусь Государственный институт управления и социальных технологий БГУ Кафедра «Маркетинг» КОНКУРСНАЯ РАБОТА Тема.
Лекция 5. Дисциплина «Эффективность информационных систем» Экономический факультет кафедра «Информационные системы и технологии» Лекция 3. Оценка преимуществ.
Транксрипт:

Сетевые модели создания и развития инноваций д.э.н. Шерешева Марина Юрьевна Профессор факультета менеджмента ГУ-ВШЭ

В наше время инновации однозначно признаны самым важным ингредиентом современной экономики The Economist magazine « Если вы не прибегаете к инновациям, вы скоро станете не нужны ». Sirsi Ajay K. Marketing Led – Sales Driven. 2005

Вопрос профессора Преображенского «Сегодняшняя классическая модель корпорации исторически выросла из средневековых армий… Наиболее лаконичным определением того типа отношений, который воспроизводят пирамидальные структуры, будет: «Я начальник ты дурак, ты начальник я дурак»… Этот тип функционировал очень успешно на протяжении без малого 150 лет. Первые сбои наступили где-то в 70-х годах. Причем наступили они вовсе не случайно. И только сейчас, оглядываясь на последние 30 лет, можно понять, что же изменилось в мире. Почему вдруг «ты начальник я дурак» перестает работать?» В. Преображенский. Сетевая корпорация // Выступление на семинаре «Этика и капитализм» Московской школы политических исследований, xecutive.ru/analytics/article_887/ xecutive.ru/analytics/article_887/

Что-то происходит в мире… «Деловой ландшафт одно за другим сотрясают землетрясения, былые «Эвересты» рушатся, буквально из ниоткуда появляются и быстро занимают наилучшие рыночные позиции компании- новички, понимающие нужды потребителей лучше своих предшественников. Каждую неделю какая-нибудь крупная марка выходит из глубокого безмятежного «сна» и обнаруживает, что фирмам нового поколения удалось «подпилить» как минимум три из четырех ножек ее «кровати». Причем скорость изменений только возрастает» David F. D'Alessandro. Brand Warfare «Добро пожаловать в эпоху постоянно срабатывающей сигнализации, где вся жизнь – сплошная неожиданность, и никто не может сказать, что случится завтра» К.А.Нордстрем, Й.Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк

Менеджмент 2.0 «Изначально управление призвано было решать две задачи… Задачи назывались «эффективность» и «масштаб». А решались они созданием иерархической структуры, формулировкой последовательных целей, четким распределением ролей, системой правил и процедур. Сейчас перед управленцами стоят новые задачи, порожденные изменчивой и безжалостной внешней средой… Чтобы преуспевать в XXI веке, руководителям и теоретикам управления надо для начала признать, что версия «Менеджмент 1.0» себя исчерпала – исчерпала как парадигма индустриальной эпохи, которая держалась на принципах стандартизации, специализации, иерархии, контроля и верховенства интересов акционеров. Пора признать, что с нынешними управленческими, по сути бюрократическими, методиками предприятия обречены на вымирание в скором будущем». Гэри Хэмел. «Менеджмент 2.0»: новая версия для нового века. Harvard Business Review – Россия. Октябрь 2009.

Межорганизационные сети – модель XXI века Р.Майлз и Ч.Сноу (Miles R., Snow C.): Межфирменные сети – новый этап в эволюции организационных структур: линейная => функциональная => дивизиональная => матричная => сетевая Дж.Липнек и Дж.Стэмпс (Lipnack J., Stamps J.): каждой исторической эпохе соответствует своя особая организационная форма сеть как организационная форма информационной эпохи против бюрократии как формы, соответствовавшей индустриальной эпохе В индустриальную эру компании были построены на принципе: «сделай больше и сделай это дешевле». Это достигалось за счет масштаба и жесткого внутреннего контроля. В информационную эру компании стремятся к другому: меньше активов, быстрый рост и меньше видов деятельности в рамках одного предприятия. Это и есть особенности сетевой организации (Hagel, Singer, 2000).

Интеграция процессов спроса и предложения Процесс принятия потребителем решения о покупке Процесс сбыта Процесс поставок Осведомлённость Оценка Принятие решения Потребление Покупка Прогнозирование спроса Микросегментирование (потребности, предпочтения, рентабельность обслуживания) Заключение сделки Процесс доставки Предложение ценности Получение и исполнение заказа Процесс физического распределения Проектирование реакций в цепочке поставок Предложение комплексов услуг Процесс физического распределения Совершенствование комплекса услуг «Предоставление ценности» Стимулирование других покупок Анализ рынка/клиентов Макросегментирование Определение целевых сегментов Мониторинг сети поставок Составлено: О.А.Третьяк по [Jüttner et al., 2007]

Сoopetition В самом общем виде межфирменные сети трактуются как специфическая форма сотрудничества и взаимозависимости между хозяйствующими субъектами, для которой характерны, по меньшей мере, два признака: в сети участвуют как минимум три контрагента; партнеры объединяют материальные и нематериальные ресурсы для совместного осуществления каких-либо видов деятельности, оставаясь при этом автономными и работая на основе заключенного между ними контракта (согласовывают свои функции, но не объединяют их) Преимущества сетей: cost savings (Jarillo, 1988, 1995; Williamson 1991; Clemons, Row, 1992; Gerybadze, 1995) value creation (Hamel, 1991; Poppo L., Zenger, 1995; Hitt et al., 2000; Harrison, Hoskinsson, Ireland, 2001)

Варианты терминов, обозначающих сетевое взаимодействие Стратегические группы (Strategic Groups) Стратегические коалиции (Strategic Coalitions) Динамически есети (Dynamic Networks) Сети фрилэнсеров (Freelance Networks) Альянсы (Alliances) Паутина создания ценности (Value Web) Партнерства по созданию добавленной ценности (Value- Adding Partnerships) Симбиотическая паутина (Simbiotic Web) Динамически е созвездия (Dynamic Constellations) Рабочие партнерства (Working Partnerships) Виртуальные организации (Virtual Organizations) Партнерские цепочки создания стоимости (Value- Chain Partnerships) Бизнес-сети (Business Networks) Виртуальная паутина (Virtual Web) Стратегические партнерства (Strategic Partnerships) Виртуальная кооперация (Virtual Cooperation) Рабочие партнерства (Working Partnerships)

Основные типы межорганизационных сетей стратегические альянсы цепочки (сети) создания ценности фокальные сети поставок динамические фокальные сети виртуальные организации кластеры предприятий При функционировании любого из этих типов сетей компании-участники сетевого взаимодействия демонстрируют высокую инновационную активность

«Настоящие инновации понимают проблемы, которые хочет решить клиент» Sirsi Ajay K. Marketing Led – Sales Driven Компания, которая излишне концентрируется на технологических особенностях продукта, логистике или финансовых поступлениях от продаж, рискует потерять позиции, забыв о том, что ее продукция интересует покупателя не сама по себе, а как возможность решить собственную проблему Лидеров рынка отличает от конкурентов не сумма потраченных на научные разработки денег, а процесс внедрения инновации: идея, ее развитие, проектирование, реализация и последующая коммерциализация

Highland Premium Alberta Beef Alliance Производство высококачественной говядины класса «премиум» (рынок эксклюзивного спроса) Данные о любом отдельном животном (ежедневный привес, история болезни и т.п.), давая возможность фермерам улучшать породу и совершенствовать управление стадом Требовательным потребителям гарантируют высочайшее качество говядины, отсутствие в ней гормонов и антибиотиков и возможность, при желании, отследить «историю» продукта, поступающего на стол клиента.

Авиаперевозки: глобальные альянсы Возможность сетевого взаимодействия через «хабы» - крупные транспортные узлы Соглашения code-sharing по достаточно большому количеству рейсов Состыковка расписания рейсов Общие офисы продажи билетов Совместные программы лояльности Star Alliance: полеты 24 компаний в 916 аэропортов в 160 странах, возможность перевозки из начального пункта в конечный пункт «по одному билету», «кругосветные билеты» (Round The World Tickets), по которым клиент может в течение календарного года облететь все пять континентов…

Стратегический альянс: возможность соединять усилия при проведении НИОКР В сфере ИКТ огромным стимулом для образования МСА является обмен знаниями (Mowery, Oxley, Silverman, 1996; Muthusamy, White, 2005; Parise, Henderson, 2001) Microsoft Web TV и Sematech - организация и проведение исследований в области полупроводниковых технологий Gigabit Ethernet Alliance (Intel Corporation, Compaq Computer, 3Com Corp, Bay Networks, Cisco Systems, Granite Systems Inc., LSI Logic, Packet Engines, Sun Microsystems, UB Networks, VLSI Technology): совместное развитие технологии Gigabit Ethernet. Основные цели: Поддержка стандарта Соединение технических ресурсов, ускорение конвергенции и достижение консенсуса относительно технических спецификаций Усиление встречных коммуникаций между поставщиками и потребителями продуктов Gigabit Ethernet.

Кластер производства хирургических инструментов в Тутлингене На уровне кластера существует несколько ключевых институтов Ассоциация ремесленников играет важную роль в процессе обучения высококвалифицированного персонала, обеспечивая единые правила и контроль Форум Medizintechnik является платформой для организации лекций по технологии, исследованиям и разработкам Профессиональный центр Тутлинген - BBT (Berufliches BildungszentrumTuttlingen) - единственное место в Германии, где можно получить профессию «механик хирургических инструментов» Исследовательские институты (клинических исследований во Фрайбурге, Ульме и Тюбингене, политехнические институты в Фуртвагене, Констанце и Ульме). Организации, которые обеспечивают производителей кластера маркетинговой информацией и статистикой, принимают участие в программах обучения, информируют фирмы о различных программах технологического развития регионального и межрегионального уровня «Пассивные» преимущества, не связанные с совместными действиями (развитый рынок рабочей силы, наличие специализированных поставщиков, обмен знаниями и информацией).

ELAt (Eindhoven-Leuven-Aachen triangle) Научно-технический треугольник ELAt (Eindhoven- Leuven-Aachen triangle) – один из европейских регионов «экономики знаний», представляющий собой трансграничную систему инновационных кластеров. triple helix model (business world, knowledge centers, government), базирующейся на «принципе пазла», где элементами пазла выступают кластеры, элементы которых взаимодействуют между собой: Health Care & Life Sciences Energy ICT Automotive & Materials Food & Nutrition Logistics & Transport Создание, распространение и совместное использование знаний 16 исследовательских институтов, 16 технологических университетов, 10 университетов прикладных наук

Производство игрушечных автомобилей Hua Xuan с дистанционным управлением Реклама, PR Резиновые колеса Пульт дистанционного управления Металлический корпус Внутренние механизмы движения Батарейки Школы по повышению квалификации Школы по разработке дизайна Научный центр по разработке новых технологий Сырьевые материалы для производства Выставки готовой продукции Фирменные магазины поставки ЭкспортЭкспорт Производство игрушечных автомобилей Hua Xuan

18 Технопарк «ДетПром-Тольятти» Местоположение: г. Тольятти Самарской области Общая площадь: 100 – 120 тыс. кв.м (производственные, офисные и складские помещения) Приоритетные направления деятельности: Производство полного цикла: товары для новорожденных, медиа- информационные продукты, велосипеды, спортивные игры и игрушки для активного отдыха, развивающие и образовательные игры Сборочные производства из отечественных и импортных комплектующих с последующей локализацией: велосипеды, детские конструкторы, электромобили и пр. Совместные предприятия с ведущими зарубежными производителями (Япония, Польша, Китай, Гонконг) НИОКР: силами конструкторских бюро и дизайн-студий, расположенных в РФ (Тольятти), Китае и Канаде. Продажи: через специализированные товаропроводящие сети членов АИДТ

Проекты Лаборатории сетевых форм организации ГУ-ВШЭ и Сети мастерства «Межфирменная кооперация: сети и взаимоотношения» Исследование проблем и путей формирования и развития в российских условиях конкурентоспособных инновационно-активных кластеров Развитие методологии оценки результативности сетевых межфирменных отношений. Исследование формирования и динамики различных типов межфирменных сетей Исследование влияния межфирменных сетей на эффективность управления компаниями на операционном, функциональном, и межфункциональном уровнях интеграции деятельности

Сеть мастерства «Межфирменная кооперация: сети и взаимоотношения» NoE 1. Интеграция NoE 2. Исследования3. Распространение знаний NoE Административная поддержкаt Совместный фандрайзинг Обмен мнениями Координация целей исследований Совместная разработка методологии Совместные конференции и семинары Совместные курсы и программы Совместные публикации, кейсы Совместное обучение (LLL) Сотрудничество с бизнесом Совместные полевые исследования Кейсы, базы данных Кросс-культурные сравнения Создание новых знаний Новое поколение исследователей

Спасибо за внимание! Шерешева Марина Юрьевна Профессор факультета менеджмента ГУ-ВШЭ