Урок русского языка Повторительно-обобщающий урок по теме «Морфемика» Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – соревнование. Тема: Обобщающий урок по теме «Морфемика». Тема: Обобщающий урок по теме «Морфемика». Слово делится на части, Ах, какое это счастье!
Advertisements

Урок на тему Морфемика Цель урока: повторить изученный материал по морфемике в виде соревнования двух команд.
Урок-КВН по теме «Морфемика» МКОУ Свободненская сош учитель русского яз. и литературы Сагатдинова Т.Б.
Урок-соревнование на тему: «Морфемика». Цель: 1) закрепить знания и умения учащихся по теме «Морфемика»; 2) повторить орфографические правила, связанные.
Формообразование Формы слова – это различные изменения одного и того же слова в речи. Построен дом. Около дома растет дерево. Мы подошли к дому. За домом.
Морфемика Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Добрый день, ребята! Я для Вас приготовила интересные задания в презентации выполните их в тетради. Я поставлю вам за работу в журнал оценки, надеюсь они.
Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Из чего строятся слова? Урок русского языка 5 класс Учитель высшей квалификационной категории Красильникова Мария Ивановна.
Девятое декабря. Классная работа. Повторение. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Цели и задачи: - проверить усвоение изученного материала по разделу «Словообразование и орфография»; - закрепить знания о морфемах; - закрепить знания.
МОУ- средняя общеобразовательная школа С. Гаровка-2.
Состав слова. План морфемного разбора
МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области. Учитель русского языка и литературы Зайцева Лариса Николаевна
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Урок русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор Учитель русского языка Барбарян Елена Артёмовна.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
SСОFСТVАWВ ZСRЛОLВDNА Тема урока: СОСТАВ СЛОВА Из каких частей могут состоять слова?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Михеевская основная общеобразовательная школа » ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ "РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ.
Транксрипт:

Урок русского языка Повторительно-обобщающий урок по теме «Морфемика» Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! 1. Что такое морфемика? 2. Что такое морфема? 3. Какие морфемы вы знаете? В турецком языке слова очень длинные. Посмотрите, как они образуются: СЭВ любовь СЭВМЕК любить СЭВМЕМЕК не любить СЭВДЕРМЕК заставлять любить СЭВДИРЕМЕМЕК не заставлять любить Сравнить: ЛЕС ЛЕСНИК ЛЕСОК Вывод: способ образования русских слов и турецких слов одинаковый!

Турок берёт совсем короткое слово корень и надстраивает его. У слова вырастает очень длинный «хвостик». А вот африканские племена изменяют слово с «головы». В русском языке тоже можно изменять корень слова, и порой очень существенно: СОБИРАТЬ - СОБРАТЬ; СУХОЙ - СОХНУТЬ; ПОНЯТЬ ПОЙМУ Но внутрь корня нельзя вставить целый слог. В русском языке есть надстроенные слова МЕТИЛПРОПЕНИЛЕНДИГИДРОКСИЦ ИННАМЕНИЛАКРИЛИЧЕСКАЯ КИСЛОТА

Класс делится на команды Задания: 1. В словах выделить основу и окончание: I. территория, шкаф, низко, пашня, читал II. препятствие, краска, стул, высоко, горел 2. Образуйте однокоренные слова, используя приставки и суффиксы: I. берёза II. осина 3. Над прудом позёмка вьётся, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали. Выпишите слова, которые соответствуют схемам: I. корень - окончание; корень суффикс окончание II. приставка корень суффикс окончание; корень окончание - постфикс

4. Какие корни с чередующимися гласными вы знаете? Вставьте пропущенные буквы, выписав пары слов на данную орфограмму: Отп...реть, заг...рать, пол...жить, к...снуться, зам...реть, прик...саемся, заг...р, предл...гать, выр...стить, зап...раем, зам...рать, взр...щивать. Индивидуальное задание у доски Морфемный разбор у доски: I. Матросский, снежок, выдумал II. Пустынный, придорожный, заедешь.

5. Работа с текстом Разговор о снеге....Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то холодным, пушистым, духовитым. Снег...Снега...белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик, снега во всю Россию. Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами... У слов таится над нами волшебная сила...Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полноту собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег». Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка, снежик, снежок, снежана...Снег, ты наш, снежище, снежик...Снегаво всю Россию. (Б. Петров)

Задания : 1. Основная мысль текста 2. Выписать все однокоренные слова 3. Найти изобразительно- выразительные средства в тексте Вывод: При помощи игры однокоренных слов автор показывает красоту русской природы.

Индивидуальное задание Подобрать однокоренные слова: I. Носик II. Выносить 6. Шарады: а) Берём корень от слова склоняться, суффикс от слова обращение, окончание существительного среднего рода, именительного падежа. Получится грамматический термин ( склонение). б) Корень от слова полагать, приставку от слова приложение, суффикс от слова восклицательный, окончание от слова числительное. Получится слово, обозначающее признак предмета (прилагательное) в) Приставка от слова перепрыгнул, корень от слова лётчик, суффикс и окончание от слова слышать.

Индивидуальное задание От какого слова образованы данные слова? Назовите способ образования. I. Паровоз, избушка, подсвечник II. Кафе-ресторан, водопроводный, ветерок. 7. Что такое сложные слова? Заполните квадрат:

1. Специалист по разведению садов 2. Локомотив с паровым двигателем 3. Канал для вывода дыма из трубы 4. Русская народная игра-пляска 5. Лес, поваленный бурей 6. Бесплановое, стихийное совершение какого- нибудь дела 7. Огнестрельное оружие Подведение итогов урока 1. Какая морфема является самой значимой? 2. Какую роль играют однокоренные слова в тексте?