1 Тренинг « ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ » Тренинг « ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ » Наблюдение до и после выборов ОНУЧКО Марина Юрьевна, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Деятельность наблюдателей при проведении выборов Методическое пособие.
Advertisements

Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах.
Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах Д. Милославская.
Школа наблюдателей 2012 год. Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии.
Выборы депутатов ЖК КР 4 октября 2015 г. Информационный тренинг, Бишкек, сентябрь 2015 г.
Формирование составов участковых избирательных комиссий. Полномочия участковых избирательных комиссий. Порядок проведения первого (организационного) заседания.
Школа наблюдателей 2012 год. Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прибывает на избирательный участок не позднее 7.00 часов Член УИК не позднее 7 часов 50.
РЕГЛАМЕНТ УИК Настоящий Регламент определяет порядок деятельности участковой избирательной комиссии избирательного участка (далее - комиссия), осуществляющей.
Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии Участковые избирательные комиссии.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Избирательная комиссия,
Прудникова Л.А. председатель ТИК Куйбышевского района.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. 1. НОСИТЕЛЕМ СУВЕРЕНИТЕТА И ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ В РФ ЯВЛЯЕТСЯ: 1. Президент РФ; 2. Федеральное Собрание РФ; 3. органы.
Наблюдатель Далее (обучающая игра). Наблюдатель - Далее гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования,
Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации.
Организация дня голосования! Выборы Молодежного парламента Свердловской области 11 декабря 2015 года.
Первое организационное заседание УЧАСТКОВОЙ избирательной комиссии.
Термин «.избирательное право» имеет два значения: - в объективном смысле - это система конституционно- правовых норм. регулирующих общественные отношения,
Фальсификации на выборах И методы борьбы с ними. Фальсификации - действия, направленные на нарушение порядка, предусмотренного для получения, заполнения.
Е ДИНЫЙ ДЕНЬ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Транксрипт:

1 Тренинг « ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ » Тренинг « ОБЯЗАННОСТИ И ДЕЙСТВИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ » Наблюдение до и после выборов ОНУЧКО Марина Юрьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева ПАК Марина Матвеевна, магистр психологии

2 I. Кто такой наблюдатель? Наблюдатель – это гражданин, который отдает свое время политической партии, членом которой он является или от имени которой он действует, или общественной организации для того, чтобы объективно и беспристрастно выполнить действия по наблюдению за выборами, находясь в избирательной комиссии любого уровня или в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день выборов с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования.

3 Наблюдатель – это одновременно и контролер, и свидетель. Он является свидетелем событий, которые происходят в течение дня голосования на избирательном участке, на который он направлен. Он имеет право и обязанность: оформлять свои свидетельства о нарушениях в ходе выборов в виде заявлений и актов и направлять их соответствующим должностным лицам. Наблюдатель - это контролер потому и его задача обеспечить, чтобы граждане, члены избирательных комиссий всех уровней и политические партии в полной мере могли воспользоваться предоставленными им законом правами и соблюдали определенные обязанности.

4 Наблюдатель имеет своей целью НАБЛЮДАТЬ. Он не находится в подчинении ни у кого на участке, им никто не командует. Он наблюдает за правильностью действий избирательной комиссии.

5 Участие наблюдателей в день голосования содействует: объективности, справедливости и честности выборов.

6 Присутствие наблюдателей на избирательных участках в день голосования позволяет: повысить общую целостность избирательного процесса, который в свою очередь обеспечит большую уверенность избирателей в справедливости выборов и повысит их политическую активность, степень участия граждан в избирательном процессе; предотвратить фальсификации в процессе голосования и подсчета голосов; вскрыть факты фальсификации, злоупотреблений и насильственных действий и принять соответствующие меры для их пресечения.

7 Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме с указанием: * фамилии, имени, отчества, номера избирательного участка (наименования избирательной комиссии), * даты выборов и * печатью организации, его выдавшей

8 Удостоверение наблюдателя действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя.

9 Наблюдателю необходимо заблаговременно придти на свой избирательный участок и ОБЯЗАТЕЛЬНО: познакомиться с председателем, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии и записать их фамилии, имя, отчество, должность в свой дневник и протокол; записать адрес и номера телефонов участковой избирательной комиссии. Просмотреть и оценить размещение рекламно-информационных материалов на предмет соответствия их закону о выборах. В день выборов записать в дневник и протокол данные (сведения) о: - численности избирателей, закрепленных по данному избирательному участку и - количество полученных бюллетеней для голосования.

10 II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

11 Чем руководствуется наблюдатель в своей деятельности? КОНСТИТУЦИОННЫМ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ВЫБОРАХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Статьей «Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан»

12 ( Статья ): 2. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе: 1) присутствовать на заседании избирательной комиссии; 2) получать информацию о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе в голосовании вне помещения; 3) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов;

13 4) сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки; 5) наблюдать за ходом голосования, процедурой подсчета голосов и оформления результатов голосования на избирательном участке, в пункте для голосования в условиях, обеспечивающих возможность четкого обозрения всех перечисленных процедур; 6) обжаловать решения, действия (бездействие) соответствующей избирательной комиссии и (или) ее членов в вышестоящую избирательную комиссию или суд;

14 7) присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности их прибытия в помещение для голосования; 8) присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней; 9) делать фото-, аудио - и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов;

15 10) наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям; 11) после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии; 12) обращать внимание членов избирательной комиссии на нарушения требований настоящего Конституционного закона, вручать им соответствующие письменные заявления, акты о нарушениях и получать отметки о вручении. Председатель избирательной комиссии, лицо, его замещающее, обязаны по заявлению доверенных лиц, наблюдателей приложить к протоколу подсчета голосов составленные ими акты.

16 (Статья ): 3. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан обязаны: 1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия; 2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией; 3) не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

17 4) выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией; 5) основывать свои замечания на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; 6) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан; 7) сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии.

18 Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательных комиссий с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; предпринимать действия, препятствующие работе избирательных комиссий; вести предвыборную агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.

19 III. Возможные ситуации в день выборов

20 Все возможные нарушения прав в день выборов можно условно выделить в следующие группы: А. - нарушение прав наблюдателя (нелопущение в избирательный участок, отсутствие места невыдача протокола и др.) Б. - нарушение прав избирателя (нет в списке, агитация в день голосования, голосование за несколько человек и др.) В. - нарушение прав кандидатов и штабов (агитация и призывы в день выборов, оскорбление членов комиссии, председателя и др. ) Г. - нарушение прав избирательной комиссии (фальсификация подсчета голосов и др.)

21 Ситуации категории А: СИТУАЦИЯ 1 : В зале много наблюдателей. Нет места для наблюдателя. ???? Ст. 20-1, Пункт 2.3: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов;

22 СИТУАЦИЯ 2: Наблюдателю не дают получить итоговый протокол о результатах выборов или задерживают его выдачу ???? Ст. 20-1, Пункт 2.11: после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии

23 Наблюдателю выдается копия протокола, заверенная: подписями председателя; секретаря комиссии; печатью избирательной комиссии.

24 Ситуации категории Б: СИТУАЦИЯ 3: Избиратель пришел в избирательный пункт, а его фамилии нет в списках. Ему не разрешают голосовать. СИТУАЦИЯ 4: Бабушка просит помощи для голосования у наблюдателя или у членов комиссии. ??????

25 Избиратель (выборщик), не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет и фамилия которого после голосования заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя (выборщика) в получении бюллетеня. Этим лицом не может быть: член избирательной комиссии; должностное лицо местного представительного или исполнительного органа; доверенное лицо кандидата; журналист - представитель средств массовой информации; наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.

26 Ситуации категории В: СИТУАЦИЯ 5: Наблюдатель видит человека, проводящего агитацию за кандидата (внутри зала, при входе на участок) СИТУАЦИЯ 6: Наблюдатель видит, что избиратель желает проголосовать при наличии водительского удостоверения ???????

27 Избиратель может приступить к голосованию только при наличии: Удостоверения личности гражданина РК; Паспорта гражданина РК; Военного билета. В данном случае недействительны: пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, служебное удостоверение и др.

28 Ситуации категории Г: СИТУАЦИЯ 7: Наблюдатель видит, что избиратель (член избирательной комиссии) бросил пачку бюллетеней в урну вместо одного. ??????

29 Основные статьи закона, на которые должен опираться наблюдатель!!! Статья 20-1: 2.2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией; 2.3) не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 2.8) присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней; 2.12) вручать членам избирательной комиссии соответствующие письменные заявления, акты о нарушениях и получать отметки о вручении.

30 Составление наблюдателем АКТОВ о нарушении при следующих нарушениях: если при открытии избирательного участка, не был составлен протокол; если при открытии избирательного участка, не был проведен пересчет бюллетеней; при «сбрасывании» бюллетеней; если возле урны собираются люди и подбрасывают бюллетени; при выдаче одному гражданину нескольких бюллетеней; при выходе с переносным ящиком для голосования без заявок граждан или с фальсифицированными заявками, или с большим, чем по заявкам, количеством бюллетеней; при выдаче бюллетеней гражданам, не предъявивших документов, удостоверяющих личность; если кто-либо пытается вмешаться в процесс голосования; если ведется агитация в помещении, где идет голосование; если происходит определенное препятствование в голосование избирателей; если не будет вывешен протокол результатов голосования или обнаружатся другие нарушения;

31 Наблюдатель составляет Акт в 2-х экземплярах: 1) в участковую избирательную комиссию; 2) оригинал – в штаб РОО «Республиканская общественная комиссия по контролю за внеочередными выборами Президента РК» Факт нарушения зафиксировать кратко и беспристрастно, с перечислением фактов, которые можно проверить и подтвердить (допскается использование фотоаппарата и камеры). Желательно, чтобы Акт подписали другие люди: наблюдатели, Председатель избирательной комиссии, секретарь или члены избирательной комиссии, избиратели.

32 Наблюдатель в течении дня ведет наблюдение за количеством проголосовавших избирателей и фиксирует их в Рабочей тетради: : : 2 - : 7 - : : 3 - :. 8 - : : 4 - : : 9 - : : 5 - : :10 - : :

33 Наиболее важно предоставлять данные результатов голосования в штаб: до часов на часов на часов на часов до часов (после окончания голосования)

34 IV. Психологический настрой наблюдателя

35 Кодекс поведения наблюдателя: 1. Наблюдатель должен сохранять строгую непредвзятость 2. Наблюдатель не должен быть навязчивым. Не мешать выборному процессу. 3. Все утверждения и заявления Наблюдателя должны основываться на фактах и доказательствах. 4. Наблюдатель должен всегда оставаться благоразумным. 5. Наблюдатель не должен подвергаться необоснованным и чрезмерным рискам. 7. Наблюдатель обязан соблюдать все законы и установленные правила. 8. Участвовать от начала голосования до приема подсчитанных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией.

36 Осуществляя наблюдение за выборами, необходимо всегда помнить о необходимости соблюдения следующих правил: оставаться объективными и беспристрастными; добросовестно и тщательно проводить расследования и наблюдения; делать умеренные и взвешенные оценки; демонстрировать надежность работы, обеспечивать доверие к деятельности группы наблюдателей, для чего необходимо протоколировать наблюдения и оглашать цели, методы работы, заключения и выводы.

37 Как избежать стресса в конфликте 1. Остановитесь! Четко осознайте пределы своей компетентности. Помните Статья 20-1 пункт 3: не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией; не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией; основывать свои замечания на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии.

38 2. Проявляйте уважение друг к другу 3. Не используйте «слова-конфликтогены» 4. Если конфликт произошел, примените один из стилей разрешения конфликта «Сотрудничество» – стиль, направленный на разрешение противоречий. Будьте ориентированы на разрешение задачи, а не на социальные 5. В конфликте лучше разбираться, когда люди спокойны, а не тогда, когда страсти накалены. Хорошо, если есть время остыть. 6. Если вы видите, что конфликт усиливается, то, единственный способ добиться лучшего результата в споре уклониться от спора 7. Будьте выдержанны и сдержанны в проявлении эмоций

39 Каждый наблюдатель РОО «РОККВВПРК» должен сдать в областной (городской) штаб комитета: копию Итогового протокола, дневник наблюдателя, акты о нарушениях. Это является итогом Вашего наблюдения на избирательном участке.

40 АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ: Республиканская общественная комиссия по контролю за внеочередными выборами Президента Республики Казахстан (РОККВВ): , г. Астана, ул. Желтоксан 11, к.14, тел. (8-7172) Заместитель председателя РОО ККВВ – Нур-Ахмет Досмухамет сот.: Координатор РОО ККВВ – Тлеукенов Ныгметолла Кабдыгалимович сот.: Руководитель оперативной группы реагирования – Бабушкин Михаил Федорович сот.:

41 Сайт Республиканская общественная комиссия по контролю за внеочередными выборами Президента Республики Казахстан (РОККВВ): www. bakylau.kz

42 Спасибо за внимание!

43 «Вы выиграли выборы, а я - подсчет голосов» Анастасио-Сомасо младший, бывший президент Никарагуа «Не важно, как проголосуют, важно, как посчитают» Иосиф Виссарионович Сталин