План урока. 1. Источники знаний о прошлом. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Языковые группы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«История – наука о прошлом» Вводный урок в 6 классе.
Advertisements

История Древнего Казахстана в письменных источниках. Задачи урока: Обобщить и углубить имеющиеся представления о письменных источниках по истории Древнего.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Подготовила учитель истории и обществознания Орлова Е. В.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
Основные направления Отраслевая история ВИДы (Вспомогательные исторические дисциплины) История как наука (структура комплекса (структура комплекса)
Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Проверка домашнего задания 1.Определить виды исторических источников А)вещественные б)гипотезные в)письменные Г) устные д)реальные 2. Распределите источники.
Что изучает история Древнего мира?
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Исторические источники Понятийный тест. Предмет, несущий в себе сведения о прошлом Исторический факт Находка из прошлого Исторический источник Материалы.
«Храм Покрова на Нерли – жемчужина архитектуры Владимиро- Суздальской Руси (XII в.)»
Вспомогательные исторические дисциплины. (ВИД) Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Археология – наука, изучающая историю общества по материальным.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Тема. Наша Родина в древности 6 класс Словарь: лингвистика, археология, хронология, ономастика, нумизматика, генеалогия, род, союз племен, государство.
Сколько народностей в нашем классе? Выполнил: ученик 7 «Б» класса Истомин Денис Руководитель: учитель русского языка и литературы Гафурова С.Н.
Вам безразличен исторический прогресс?! Все о своем ведете разговоры… Да, ведь, История – всему опора! Без знания ее – все темный лес. Когда и кто, и.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Транксрипт:

План урока. 1. Источники знаний о прошлом. 2. Вспомогательные исторические дисциплины. 3. Языковые группы.

Задание на урок. Подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные исторические дисциплины занимаются их изучением.

1. Исторический источник предмет, несущий в себе сведения о прошлом.

Исторические источники Вещественные: орудия труда, остатки жилища, предметы быта, оружие, украшение Устные - фольклор: былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни и др. Лингвистические: данные языка Письменные: Актового характера: юридические нормы, постановления, договоры, законы и др. Описательного характера: Летописи, дневники, письма, описания, жития и др. Классификация исторических источников

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 1 «В лето 6635 (1127). По повелению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде... В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета... на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 2. Грамота гг. «Я, князь Александр, и сын мой Дмитрий с посадником с Миха­илом, и с тысяцким Мирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей...»

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 3. Берестяная грамота «От Бориса к Настасий. Как придет эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 4. «Слово о погибели земли Русской» «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, се­ лениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 5. Жалованная грамота великого князя Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю гг. «Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и борти, и ловища на Ловати... А то дал святому Георгию во веки...»

К какому типу исторических источников относятся тексты документов? Документ 6. Былина «Алеша Попович и Тугарин» «Гой вы еси, удалы добры молодцы! Видел я Тугарина Змеевича, В вышину ли он, Тугарин, трех сажень, Промежду глаз калена стрела, Конь под ним, как лютый зверь».

Выделите из приведенного перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу «Исторические источники». ПисьменныеВещественныеУстныеЛингвистические Не являются историческими источниками Рисунок в пещере; скелет человека; потухший вулкан; рассказ участника минувшей войны; кости доисторического животного; письмо, написанное на глиняной табличке; древний храм; высохшее русло реки; текст закона на камне; монета; черепки посуды; разрушенная крепость; название города; пуговица; берестяная грамота.

ПисьменныеВещественныеУстныеЛингвистические Не являются историческими источниками Рисунок в пещере; письмо, написанное на глиняной табличке; текст закона на камне; берестяная грамота Древний храм; монета; черепки посуды; разрушен ная крепость; пуговица Рассказ участника минувшей войны Название города Скелет человека; потухший вулкан; кости доисторич еского животного; высохшее русло реки

2. Вспомогательные исторические дисциплины собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (в современной исторической литературе иногда называются специальными историческими дисциплинами).

2. Вспомогательные исторические дисциплины Название Предмет изучения Палеография (греч. «палайос»- древний, «графо» - пищу) Археология (греч. «архайос»- древний, «логос» - слово, учение) Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, орудия письма, материал, чернила и др.) Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества Хронология (греч. «хронос» - время) Наука о системах исчисления времени Геральдика (лат. «геральдус» - глашатай) Изучает гербы, как исторический источник Ономастика (греч. «онома»- имя, название) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования (топонимика, этнонимика, теонимика, антропонимика). Сфрагистика (греч. «сфрагис»- печать) Наука о печатях Метрология (греч. «метрон»- мера) Наука о мерах веса, длины, объема, площади Генеалогия (греч. «генеалогия» - родословная) Наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств Нумизматика (греч. «номисма»- монета) Наука о монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их изготовления

Кроссворд «На чем писали люди в древности?» 8. Если ты правильно решишь кроссворд, то в заштрихованных клетках по вертикали сможешь прочитать название материала, на котором писали в Древней Руси По горизонтали: 1. Самый популярный материал для письма. 2. Сегодня из него шьют нарядные платья, а в странах Древнего Востока на нем писали тушью. 3. На чем писали в Древнем Египте. 4. Самый древний и долговечный «писчий» материал. 5. «Погодите, я напишу два слова на «Погодите, я напишу два слова на... а то бумаги у меня нет», сказала старая а то бумаги у меня нет», сказала старая лапландка (Г.-Х. Андерсен. лапландка (Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева»), «Снежная королева»), 6. Всего несколько столетий назад книги еще писали на.., изготовленном из еще писали на.., изготовленном из кожи животных. кожи животных. 7. Этот материал не нужно было изготавливать, его дарила людям сама природа.

3. Языковая семья. самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства - общего происхождения их языков от предполагаемого языка-основы.

3. Языковая семья. Народы Языковые семьи Языковые группы

3. Языковая семья. Восточно-европейская равнина Индоевропейская языковая семья Германская группа Романская группа Балтийская группа Иранская группа Славянская группа Урало-самодийская языковая семья Финно-угорская группа Алтайская языковая семья Тюркская группа

ГруппаНароды Тюркская Германская Романская Иранская Балтийская Славянская Финно-угорская Узбеки, киргизы, татары, казахи Немцы, англичане, шведы, датчане Французы, итальянцы, испанцы Таджики, афганцы Латыши, литовцы Русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки Финны, эсты, венгры, ханты, манси французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, афганцы, словаки. К какой языковой группе относятся следующие народы: