Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальной школе» Н.Б. Климутко учитель начальных классов МОУ СОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Использование приемов ТРИЗ в начальной школе». ТРИЗ теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Особенность ТРИЗ-педагогики.
Advertisements

Альфонс Доде (1840 – 1897) Рассказ « Маленький шпион »
Управление образования администрации Ракитянского района Муниципальный этап конкурса «Учитель года 2015» Быценко Н.А., учитель начальных классов МОУ «Дмитриевская.
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Раздел 2. Представление об объектах окружающего мира. Представление о модели объекта. Представление о системе объектов. Основы классификации (объектов).
Презентация к уроку по теме «Из чего состоят предметы» Учебный предмет «Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100» 2 класс Автор: Храброва Юлия.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА с позиции формирования универсальных учебных действий.
Агрегатные состояния вещества Урок физики 8 класс.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
Щурова Ирина Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ «СОШ 3» г. Сорочинск
Деятельность учителя на уроках математики и физики. Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать.
Урок по теме «Диффузия» Урок по теме «Диффузия» Учитель физики МОУ СО школы 91 Ленинского района г. Нижнего Новгорода: Шарова Елена Васильевна.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 54» г.о.Электросталь 2013 год.
Урок окружающего мира 3 класс Бурова Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ «Тургеневская СОШ» Меленковского района Составлен на основе учебника.
Развитие логического мышления у учащихся Выступление Е. Н. Бабак учителя начальных классов МОУ СОШ 63 г. Краснодара МОУ СОШ 63 г. Краснодара.
Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Транксрипт:

Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальной школе» Н.Б. Климутко учитель начальных классов МОУ СОШ 3

«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. ТРИЗ теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

События Устройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид: Былосталоизменилось

Инструмент - эффект Мы применили к словам инструмент «Х» и получили следующие результаты: для слова «лесной» - «-н-»; для слова: «ключик», - «-ик-»; для слова «учительница», - «-ниц-». Вероятно, Вы догадались, что инструмент «Х» «достает» из слова его первый суффикс.

Модель Элемент – имя признака – значение признака для конструирования лексического значения знакомых слов Например: школа, парта, учебник. Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит? Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.

«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

Системный лифт При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала: «Класс первый этаж школа улица Садовая Челябинская область город Кыштым Северо-Западный федеральный округ Российская Федерация материк Евразия Северное полушарие планета Земля Солнечная система галактика Млечный путь Вселенная».

Лифт-город

Модель Создай паспорт для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»: Имя – Иван Автор (создатель) – П.П. Ершов Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град-столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками

БылоСталоЧто изменилось Виновн ик ) Число увеличилось на 23 «+» (операц ия сложени я) 2) Число увеличилось в 148/125 раза «*» (операц ия умножен ия) В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование (параллельный перенос, поворот и т. п.), и любое сочетание преобразований.

Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных» (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала) 1. Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске: беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь