Экстремальные ситуации и риски современности. Безопасность ГМО 18 января 2006 г.
Теория потребностей А. Маслоу
Целеполагание и уровни интеллектуальных отношений Целеполагание интеллекта Уровни интеллектуальных отношений ГлубинныйВнутреннийПоверх- ностный Внешний Цели интеллектуаль- ных отношений Удовлетво- рение Осмысле- ние, понимание ПознаниеОзнакомле- ние
Содержание и опасности умственной деятельности Составляющие интеллектуальной деятельности Коммуни- кационная Операционная Коммуника- ционная Содер- жание этапа Сбор исходных данных Накопление, запоминание сведений Усвоение, систематиза- ция и осмысление Формирова- ние образа, диагноз, прогноз Синтез продукта интеллектуаль- ной деятельности Передача результатов умственного труда другим людям Опас- ность искажениеЗабывание, потеря Ложная интерпрета- ция Диагности- ческие и прогностиче ские ошибки Синтетические ошибки Неоднознач- ное понимание, неадекват- ное восприятие
Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз © EDI-Press & Web Mission
Различают: социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную; экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую; территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную. © EDI-Press & Web Mission
Информационная безопасность (Information Security) Имеет три основные составляющие: конфиденциальность (относится к защите чувствительной информации от несанкционированного доступа) целостность (означает защиту точности и полноты информации и программного обеспечения) доступность (обеспечение доступности информации и основных услуг для пользователя в нужное для него время) © Британский Совет в России © Институт развития информационного обществаБританский Совет в РоссииИнститут развития информационного общества
Симулякр Пространство ложных знаков, оторванных от соответствующих им реальных объектов и событий
Механизмы превращения реальности в симулякры 1.Копирование, тиражирование и подделка подлинного 2.Транс-явление, вызванное смешением подлинного, приводящее к его рассеянию 3.Стремление знаков вырваться за пределы и стать экстремальным
Психологическая национальная безопасность ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Проблемы эмоциональной деградации: алкоголизации и наркотизации социальной шизофренизации виртуализации психогенетики психической нормы бездуховности и социоапатии фанатизма и экстремизма деструктивности СМИ деструктивной массовой поп-культуры патриотизма общества и армии идеологии отсутствие жизнеутверждающих ценностей
Проблемы интеллектуальной деградации: дебилизации социальной шизофренизации виртуализации психогенетики психической нормы престиж и дискредитация науки системы образования «Утечки мозгов» Отсутствие эффективных новых концепций
Социальная шизофренизация 1.Непоследовательность развития. Нелогичность в принятии решений 2.Двойственность 3.Аутизм
Виртуализация общества исследования показали, что около 66% респондентов отдают предпочтение виртуальным и искусственным мирам
Бездуховность и социоапатия около 23% состоятельной в материальном плане молодёжи способны ездить без билета в городском транспорте и не переживать за это, оправдываясь плохим материальным состоянием 64% молодых людей терпимо относятся к криминальным преступлениям
Дебильность и проблема психической нормы По оценкам экспертов свыше 30% студентов страдают той или иной формой дебильности Согласно опросам студентов (Казань), 45% студенток занимаются различными видами проституции (уличная, элитарная, офисная, тусовочная и т.д.)
Проблема психогенетики около 54% детей, посещающих детские учебные учреждения страдают беспричинными беспокойствами и неврозами 38% обладают различными уровнями дебильности. В школах этот показатель достигает уровня 60%.
Фанатизм и экстремизм число спортивных фанатов в тысячи раз больше, числа фанатов тех или иных партий подозрительно быстро идет рост верующих, настораживает число религиозных фанатов различных сект и движений примеры комплекса национальной неполноценности
Патриотизм общества и армии Слово «патриот» приобрело негативный оттенок Около 83% школьников испытывают дефицит и чувство зависти к членам каких либо общественных движений и организаций
Идеология Это нечто, чего еще нет, но имеющее вероятность реально воплотиться
Престиж науки и система образования Псевдоакадемии Паранаучные секты Уровень выпускников вузов падает Дискредитация престижа науки и образования
Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.
Информационная безопасность Российской Федерации состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства
Угрозы национальной безопасности: Угрозы личности и обществу Угрозы экономике Военные угрозы
контроль Интернет-трафика потенциальным противником и сбор статистики по национальному трафику, сбор статистики по вычислительным ресурсам, оценка уровня их использования для национальной обороны; использование вычислительных и частотных ресурсов России для решения военных задач; несанкционированное использование противником канальной емкости систем связи при проведении военных операций против России или третьих стран; целевое нарушение или изменение трафика, разрушение системы связи страны в критические моменты; распространение дезинформации; поражение ВЦ, центров обработки данных и телекоммуникационных сетей путем применения боевых компьютерных вирусов и других средств; разведывательно-диверсионная и военная деятельность с применением роботизированных средств и соединений боевых роботов.
Угрозы личности и обществу кибертерроризм; угрозы нравственности (распространение порнографии, пропаганда насилия, наркотиков, криминализация, разжигание межнациональной розни и т. д.); неконтролируемые воздействия на подсознание (киберзомбирование); распространение политических и религиозных взглядов, угрожающих стабильности общества (пропаганда расизма, нацизма, тоталитарных сект); ведение с различными целями информационной войны в электронных масс-медиа; фальсификация данных и документов в системах электронного правительства.
Угрозы экономике бизнес разведка иностранных фирм и государств; распространение негативной информации, влекущей экономические потери для субъектов бизнеса; киберпротиводействие конкурирующим фирмам; незаконное использование интеллектуальной собственности (информационных активов)
Объекты общенациональной системы информационной безопасности: компьютерные технологии и информационные ресурсы в следующих областях: правительственные автоматизированные системы, включая все государственные учреждения и региональные структуры; объекты критической национальной инфраструктуры, такие, как транспортные системы, включая трубопроводные, кредитно-денежная система, связь и энергоснабжение; корпоративные автоматизированные информационные системы; персональные пользователи информационных ресурсов.
Структура и рейтинг компьютерных преступлений: несанкционированный доступ в информационные системы, перехват информации, кража оплаченного пользователем времени; злонамеренные нарушения ИБ в форме всевозможных вирусов и вредоносных программ; мошенничества с банкоматами, игровыми автоматами, платежными средствами и т. п.; нарушения авторских прав, незаконное копирование программного обеспечения, содержимого баз данных, авторских художественных, литературных и музыкальных произведений, видео- и мультипликационных фильмов, программ Интернет- вещания, дизайна и содержимого web-сайтов, с целью последующего извлечения прибыли; распространение порнографии, в том числе детской, через Интернет;
Структура и рейтинг компьютерных преступлений (продолжение): неправомочное использование междугородней и международной телефонной связи, в том числе и организация нелегальных переговорных пунктов, взлом систем связи общего пользования и т. п.; изготовление и продажа технических средств для незаконного получения доступа в ИКТ-системы и информационные базы; сетевой экстремизм и информационный терроризм; деятельность подразделений иностранных спецслужб и армий, занимающихся разработкой боевых вирусов и методов информационной войны (например, для проверки результатов НИОКР); деятельность органов юриспруденции иностранных государств, несанкционированно вторгающихся в киберпространство России для сбора доказательств преступной деятельности граждан РФ.
Информационная война
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства), направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.)
Основные задачи медиаобразования подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, c.555].
Медиаобразование процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [Федоров, 2001, с.38].