Виды библиографической продукции. документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ёе подготовки,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды и типы библиографических пособий Библиотечный урок.
Advertisements

1. Основная форма наглядной пропаганды литературы - комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для.
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Эта презентация предназначена для вас, читателей-ребят, любителей чтения!
Библиография малых форм Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д. В библиотеках в последнее время.
Путешествие в страну СПА Выбор книг в библиотеке ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека» Библиотечный урок по информационной культуре для.
«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации». Гендина Н.И.
Создание электронной книжной выставки Тюленева Е.В., заведующая библиотекой МОУ «ЦНМО» г. Лысьва 2011.
Тема: Справочный аппарат книги. Книга состоит из многих элементов,которые делают ее многогранной,более доступной и понятной читателям.
Краеведческий справочно- библиографический аппарат библиотеки.
В состав СБА входит : каталоги, картотеки, фонд справочных изданий, библиографические издания.
Библиотечный урок « Школьный реферат. Как его написать».
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
СБА библиотеки ( справочно - библиографический аппарат библиотеки ) Основы информационной культуры. Модуль « Библиотека как информационно - поисковая система.
Информационный поиск Путеводитель по каталогам и картотекам библиотеки.
Мастер – класс. Библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей.
Познакомить со структурой книги и ее основными элементами. Научить пользоваться справочным аппаратом книги, при выборе литературы Приобщение школьников.
СТРУКТУРА КНИГИ. ВЫБОР КНИГ В БИБЛИОТЕКЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК. 3 КЛАСС.
СТРУКТУРА КНИГИ. БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК - 5 класс. Цель: обобщить знания учащихся о книге, конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их. МБОУ.
Компьютерный текстовый документ как структура данных yagod-sch.ucoz.ru (все уроки) Составил учитель ИКТ Фоломкин А.И.
Транксрипт:

Виды библиографической продукции

документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ёе подготовки, и средством обслуживания потребителей(читателей) Библиографическая продукция- это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по определенному принципу. В результате создаются библиографические пособия различающиеся формой представления(традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и другими качествами, которые присущи отражаемым документам и материалам.

Область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы. Библиографические пособия подразделяются на типы и виды. Выделяются три основных вида библиографических пособий – Библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор. Объектоми библиографирования могут быть документ в целом. Его составная часть или совокупность документов.

Отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему, либо широкую, много аспектную – даже отрасль знания. Библиографические указатели в большинстве своем имеют научно- справочный аппарат(предисловие, различные вспомогательные указатели) Для библиографического указателя характерно наличие трех обязательных структурных элементов: биографическая справка, сведений об изданиях и публикациях произведений одного или нескольких деятелей(ученых, писателей) и библиографических данных о литературе, посвященной его(их) жизни и деятельности.

Включает описание новых книг, поступивших в библиотеку за определенный период(например, один раз в месяц). В предисловии раскрываются принципы отбора литературы, принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов(в соответствии с разделами ББК), внутри разделов – в алфавите авторов ( названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Бюллетень рассылается для активного использования во все подразделения библиотеки, ее филиалы.

Выпускаются в небольших библиотеках. Не имеющих возможность издавать бюллетени. Списки набираются на компьютере и вывешивают, как правило у стола выдачи литературы. Нередко списки заменяются картотекой, которую помещают на столе выдачи или рядом с каталогами. Информирование о новых поступлениях должно вестись систематически, с заранее установленной периодичностью, о которой следует ставить в известность читателей библиотеки.

Указатели информируют о наличии близкой по тематике литературы. Список литературы составляют для конкретной группы читателей по наиболее важным темам и актуальным проблемам в соответствии с читательским и целевым назначением. Объем рекомендательного списка обычно невелик: книг и статей. Предисловие, вводный текст к разделам, аннотации должны быть краткими. Внутри разделов в первую очередь указываются наиболее ценные, интересные и доступные произведения.

Составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора нужно изучить определенный вопрос.Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения. В беседе необходимо выяснить. Что и в каком объеме читателя интересует, какие книги по данной теме он уже прочитал. Библиотекарь выявляет литературу, отбирает нужное количество книг и статей(обычно не более5-7 названий), которые составляют необходимый минимум.

Привлекательная черта малых форм- возможность информировать пользователей по конкретному вопросу,теме,каталогу,фонду,отделу. Это четко выражается в самом названии продукта : «Заповеди читателей», «Алгоритм поиска в систематическом каталоге», «Поиск книги в алфавитном каталоге». Такая продукция молзатратна и удобна для заинтересованных пользователей(листы можно держать в книге, блокноте, тетради). Любой посетитель может взять такую продукцию с выставки, стола в библиотеке.

По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочников, путеводителей, методических пособий и – очень распространенная. Памятка должна быть лаконична, и в то же время информативна. Бывают двух видов: Рекомендации по широкому спектру деятельности библиотеки(«Как правильно написать конспект», «Как составить резюме») Персональные памятки. Их цель – познакомить читателей с основными произведениями определенного автора и помочь в изучении его жизни и деятельности.

Буклет- это согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком»и т. д. многокрасочное. Хорошо иллюстрированное издание. Жанры буклета: Посвященные самой библиотеке, какому- либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации.Буклеты престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс- конференциях, выставках.

Дайджесты(от лат. – краткое изложение) –это фрагменты текстов многих документов,подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Их преимущество в том, что собирается исчерпывающая информация на интересующую пользователей тему: наиболее интересные и важные материалы из периодических изданий и сборников. Для дайжестов характерны : узость тематики; различие аспектов рассмотрения проблемы; различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей; возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Титульный вид Оглавление Предисловие Основной текст,обычно разделенный на параграфы; Список использованной литературы; Приложения(иллюстрированный материал-таблицы, графики, диаграммы. Раскрывающие основной текст); Словарь основных терминов

Особое место в деятельности библиотеки занимает подготовка тематических сборников. Они. Как правило, посвящены наиболее актуальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предполагает серьезную подготовку, обращение к различным документам. Они составляются при одновременном действии двух условий; устойчивом читательском интересе к какой-либо проблемеи отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней.

Ознакомление с темой, составление рубрикатора; Выявление литературы по теме, составление библиографического списка; Копирование текстов микродокументов; Группировка текстов документов; Оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия

Титульный лист. На котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала отбора информации; Оглавление; Краткое предисловие; Определенным образом сгруппированные копии текстов документов или иллюстративный материал; Библиографический список, отражающий всю выявленную литературу(а не только включенную в подборку в виде копий); Список просмотренных источников.

Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки, встрече с интересным гостем. Цель издания – акцентрировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.

Многокрасочные объявления заметнее черно- белых на 65%. Объявления в ¼ полосы, вытянутые в столбец, привлекают большое внимание, чем квадратные и вытянутые вдоль. Высококачественная иллюстрация побужждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких. Соблюдение параметров страницы.

1.Доморойкий В. П. Белоколенко М. В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. –М.: Либерия, с. 2.информатика класс/Под ред. Н. В, Макаровой. –СПб.: Питер, с. 3.Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама: практ. Пособие.- М.: Либерия, с. 4. Суслова И. М.Практический маркетинг в библиотеках: учебно- мет. пособие.- М. : Либерия,2004.-с Борисова Т. Традиции старые, подходы современные: инновации в библиотеках г. Бор Нижегородской области /Т. Борисова//Библиотека с Справочник библиотекаря.- М.: Книга, с.