Выполнил: Ильин Александр. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. А, а – слова автора П, п – прямая речь.
Advertisements

Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.
Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Урок – зачёт по теме «Способы передачи чужой речи». Цели: 1. вспомнить полученные знания о способах передачи чужой речи; 2. проверить и оценить полученные.
Предложения с чужой речью. Разминка Слова, вводящие прямую речь, называются… Слова, вводящие прямую речь, называются… Передача чужой речи, сохраняющая.
Цитата Урок 93 8 класс Лазаренко М.И.. З а д а н и е: перепишите текст, расставляя знаки препинания. Объясните знаки препинания при прямой речи. А как.
1. Прямой речи 2. Косвенной речи 3. Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Предложения с прямой речью. В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно.
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
ДИАЛОГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8 Д КЛАССА КУЛЕШОВА ЕКАТЕРИНА.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Как оформить цитаты? Как оформить цитаты? ЕГЭ. Чужая речь – это высказывание других лиц, включенное в авторское изложение. Способы передачи чужой речи.
Выполнил ученик 8а класса Гришин Леонид Прямая речь.
Многоточие при цитатах. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначатся многоточием, которое ставится 1) перед цитатой (после открывающихся.
Правила цитирования Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской.
Нам часто бывает нужно передать чьи-либо высказывания. Как это можно сделать? Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников! Оля.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Транксрипт:

Выполнил: Ильин Александр

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при прямой речи. Диалог Знаки препинания при диалоге: Знаки препинания при диалоге: Косвенная речь. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при цитатах.

Прямая речь. Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал. Этот способ передачи чужой речи сохраняет не только ее содержание, но и форму, например: А мама всплеснула руками и говорит: Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а? (В. Драгунский). Прямая речь может включать не одно, а два и более предложений, различных по своему строению. В прямой речи сохраняются все особенности чужой речи: в ней могут быть и междометия, и частицы, и модальные слова, обращения, неполные предложения. Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал. Этот способ передачи чужой речи сохраняет не только ее содержание, но и форму, например: А мама всплеснула руками и говорит: Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а? (В. Драгунский). Прямая речь может включать не одно, а два и более предложений, различных по своему строению. В прямой речи сохраняются все особенности чужой речи: в ней могут быть и междометия, и частицы, и модальные слова, обращения, неполные предложения. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или несколько предложений) и образует со словами автора особую синтаксическую конструкцию. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или несколько предложений) и образует со словами автора особую синтаксическую конструкцию.

Знаки препинания при прямой речи. Если прямая речь идет в строку, то она выделяется кавычками, например: Вы хорошо запомнили их адрес? - перебил меня Сухохлебов (Б. Полевой). Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед ее началом ставится тире, например: - В жизни ни единого цветка не продал! - торжественно ответил Николай Никитич (К. Паустовский). - В жизни ни единого цветка не продал! - торжественно ответил Николай Никитич (К. Паустовский). Основные правила постановки знаков препинания при прямой речи наиболее удобно представить в виде схем, поэтому следует ввести некоторые обозначения: Основные правила постановки знаков препинания при прямой речи наиболее удобно представить в виде схем, поэтому следует ввести некоторые обозначения: А, а - слова автора; А, а - слова автора; П, п - прямая речь. П, п - прямая речь.

Случаи, когда прямая речь стоит перед словами автора П, - а. Мы научные сотрудники,- отвечает Роман Владимирович (Ю. Трифонов). (Ю. Трифонов). П? - а. Интересно, что будут читать мои правнуки?.. – писал Лев Толстой. П! - а. Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист (Л. Толстой).

Случаи, когда прямая речь стоит после слов автора А: П. Тут Мишка говорит: Не надо спорить. Сейчас я попробую (В. Драгунский). (В. Драгунский). А: П? Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: А чего мне совестно-то должно быть? Павел сделал вид, что удивился, потом сказал: А чего мне совестно-то должно быть? (В. Шукшин) (В. Шукшин) А: П! Баба попятилась, упала на стену, притворно заголосила: Ой, убил, убил! (М. Шолохов) (М. Шолохов)

Случаи, когда прямая речь разрывается словами автора П, - а, - п. Свет ты мой, - красно солнце отвечало, - я царевны не видало (А. Пушкин). П, - а, - п?(!) Помилуй, батюшка Петр Андреич, - сказал Савельич, - зачем ему твой заячий тулуп? (А. Пушкин) П, - а. - П. Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. - Сейчас целый косяк видел (И. Бунин). П?(!) - а. - П?(!) Стой! - вдруг сказал Гайдар. - Что это такое вон там за кустом? (К. Паустовский) П?(!) - а. - П. Послушай, Олег! - сказала Валя с решительным выражением в лице и голосе. - Помоги нам установить связь с подпольной организацией (А. Фадеев). (А. Фадеев). упражнение

Диалог. Диалог- это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух и более лиц. Диалог- это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух и более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика- это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Диалог состоит из реплик. Реплика- это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире. Диалог может состоять из двух, трёх, четырёх(иногда и более) предложений- реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму второй и т. д. Таким образом, только сочетание реплик помогает понять смысл диалога. Диалог может состоять из двух, трёх, четырёх(иногда и более) предложений- реплик, тесно связанных по смыслу и строению. Содержание и форма первой реплики определяют содержание и форму второй и т. д. Таким образом, только сочетание реплик помогает понять смысл диалога.

Знаки препинания при диалоге: 1) если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире, например: - Ты умеешь держать тайну? - Ты умеешь держать тайну? - Спрашиваешь. - Спрашиваешь. - Поклянись. - Поклянись. - Клянусь! - Клянусь! (А. Фадеев); (А. Фадеев); 2) в случае, когда реплики идут в одну строчку без указания, кому они принадлежат, каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней при помощи тире, например: Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли? - Около двух лет. - На ком? - На Лариной (А. Пушкин); 3) в случае, когда после реплики следуют слова автора, перед следующей репликой тире опускается, например: Как же вы поживаете? - спросила Екатерина Ивановна. Ничего, живем понемножечку, ответил Старцев (А. Чехов). упражнение

Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью, предложения с косвенной речью передают лишь содержание чужой речи, но не могут передать особенности ее формы, например: Говорили о том, как живут наловленные мною птицы (М. Горький). По своей форме предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение, в котором главное содержит слова автора, а придаточное - чужую речь. Эти простые предложения в составе сложного присоединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли, например: Ученые считают, что реки можно предохранить от загрязнения; Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочел ли он статью (Б. Полевой); Иван Ильич спросил у нее, где находится штаб (А. Толстой). Косвенная речь - это передача чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью, предложения с косвенной речью передают лишь содержание чужой речи, но не могут передать особенности ее формы, например: Говорили о том, как живут наловленные мною птицы (М. Горький). По своей форме предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение, в котором главное содержит слова автора, а придаточное - чужую речь. Эти простые предложения в составе сложного присоединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли, например: Ученые считают, что реки можно предохранить от загрязнения; Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочел ли он статью (Б. Полевой); Иван Ильич спросил у нее, где находится штаб (А. Толстой). Вопрос, который передается в косвенной речи, носит название косвенного вопроса. Следует запомнить, что после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится, например: Мы спросили преподавателя, когда следует сдать реферат. Вопрос, который передается в косвенной речи, носит название косвенного вопроса. Следует запомнить, что после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится, например: Мы спросили преподавателя, когда следует сдать реферат. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. упражнение

Цитата. Цитата - это дословная выдержка из высказывания или сочинения кого-либо или в точности приводимые чьи-либо слова, которые привлекаются для подтверждения или пояснения какой-либо мысли. Цитата - это дословная выдержка из высказывания или сочинения кого-либо или в точности приводимые чьи-либо слова, которые привлекаются для подтверждения или пояснения какой-либо мысли.

Знаки препинания при цитатах. Цитаты оформляются следующим образом: Цитаты оформляются следующим образом: 1) если цитата стоит при словах автора и представляет собой прямую речь, то в этом случае знаки препинания ставятся, как в предложениях с прямой речью, например: Ф. Искандер заметил: Мудрость - это ум, настоянный на совести; 1) если цитата стоит при словах автора и представляет собой прямую речь, то в этом случае знаки препинания ставятся, как в предложениях с прямой речью, например: Ф. Искандер заметил: Мудрость - это ум, настоянный на совести; 2) если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то в таком случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы, например: Н. Г. Чернышевский справедливо считал, что развитие языка идет вслед за развитием народной жизни; 2) если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, то в таком случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы, например: Н. Г. Чернышевский справедливо считал, что развитие языка идет вслед за развитием народной жизни;

3) если цитата включена в авторское предложение на правах его компонента, то она выделяется кавычками, а знаки препинания ставятся те, которые диктуются самим строем предложения, например: Мысль Л. Н. Толстого время есть отношение движения своей жизни к движению других существ, высказанная в его дневниках, имеет философское содержание; 4) если цитата приводится частично, то на месте пропущенных слов ставится многоточие, например: В. Г. Белинский писал: Стих Пушкина благороден... верен духу языка; 5) цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка, например: У А. Блока есть замечательные строки: У А. Блока есть замечательные строки: Как всякий год, ночной порою, Как всякий год, ночной порою, Под осень, в блеске красоты, Под осень, в блеске красоты, Моя звезда владеет мною, - Моя звезда владеет мною, - Так ныне мне восходишь Ты. Так ныне мне восходишь Ты. упражнение

1)Нам придётся здесь ночевать: в такую метель через горы не переедешь сказал Максим Максимыч.(М. Лермонтов) 2)Крылов заревел Ничего, вы не умрёте и не думайте! Сейчас я вас лечить буду. (И.Эренбург) 3)Павка сказал резко Ты потише, не налетай, а то обожжёшься.(М.Горький) 4)Не один раз отец говорил Жалко, что с нами нет ружья. (С.Аксаков) 5)Ну теперь мы с тобой на припас добыли объяснил старик собаке. (Д.Мамин- Сибиряк) 6)Уля сказала Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (А.Фадеев) 7)Ты глянь-ка: вот как разнесло! Сказал Цыганок, приподняв рукав, показывая мне голую руку до локтя в красных рубцах. (М. Горький) 8) Несчастный старик повторял, целуя мертвого друга Музгарко, Музгарко…Что я теперь делать буду без тебя? (Д. Мамин- Сибиряк) 9) Позвольте заметил один скептик не от лимона ли этот ящик? (И. Гончаров) 10)Я могу читать заговорил Петрусь и скоро выучусь писать пером. 1)Нам придётся здесь ночевать: в такую метель через горы не переедешь сказал Максим Максимыч.(М. Лермонтов) 2)Крылов заревел Ничего, вы не умрёте и не думайте! Сейчас я вас лечить буду. (И.Эренбург) 3)Павка сказал резко Ты потише, не налетай, а то обожжёшься.(М.Горький) 4)Не один раз отец говорил Жалко, что с нами нет ружья. (С.Аксаков) 5)Ну теперь мы с тобой на припас добыли объяснил старик собаке. (Д.Мамин- Сибиряк) 6)Уля сказала Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (А.Фадеев) 7)Ты глянь-ка: вот как разнесло! Сказал Цыганок, приподняв рукав, показывая мне голую руку до локтя в красных рубцах. (М. Горький) 8) Несчастный старик повторял, целуя мертвого друга Музгарко, Музгарко…Что я теперь делать буду без тебя? (Д. Мамин- Сибиряк) 9) Позвольте заметил один скептик не от лимона ли этот ящик? (И. Гончаров) 10)Я могу читать заговорил Петрусь и скоро выучусь писать пером. Назад на правило Расставьте недостающие знаки препинания

Я, я… я поеду с вами вскрикнул Петя. Я, я… я поеду с вами вскрикнул Петя. Совсем тебе не нужно ездить сказал Денисов обращаясь к Долохову а уж его я ни за что не пущу. Совсем тебе не нужно ездить сказал Денисов обращаясь к Долохову а уж его я ни за что не пущу. Вот прекрасно вскрикнул Петя. Отчего же мне не ехать?.. Вот прекрасно вскрикнул Петя. Отчего же мне не ехать?.. Да оттого, что незачем. Да оттого, что незачем. Ну, уж вы меня извините потому что… потому что… я поеду, вот и всё. Вы возьмёте меня обратился он к Долохову. Ну, уж вы меня извините потому что… потому что… я поеду, вот и всё. Вы возьмёте меня обратился он к Долохову. Отчего ж… рассеянно отвечал Долохов вглядываясь в лицо французского барабанщика. Отчего ж… рассеянно отвечал Долохов вглядываясь в лицо французского барабанщика. Давно у тебя молодчик этот спросил он у Денисова. Давно у тебя молодчик этот спросил он у Денисова. Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его при себе. Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его при себе. (Л. Толстой) Назад на правило Расставьте недостающие знаки препинания

1)Я не стал расспрашивать моего верного спутника, зачем он не повёз меня прямо в те места. (И. Тургенев) 2)Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. (М. Салтыков- Щедрин) 3)Одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей…(Л. Толстой) 4)Мать спросила работавшего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода. (М. Горький) 5)Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов) 6)Павел Дмитриевич Корин, показывая мне свою, лучшую в России, а значит, и во всём мире частную коллекцию икон, говорил, что он все деньги, заработанные трудом художника, вложил в это собрание. Он рассказывал, что ему понадобилось сорок лет, чтобы составить это собрание истинно прекрасных икон. (В. Солоухин) 1)Я не стал расспрашивать моего верного спутника, зачем он не повёз меня прямо в те места. (И. Тургенев) 2)Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. (М. Салтыков- Щедрин) 3)Одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей…(Л. Толстой) 4)Мать спросила работавшего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода. (М. Горький) 5)Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов) 6)Павел Дмитриевич Корин, показывая мне свою, лучшую в России, а значит, и во всём мире частную коллекцию икон, говорил, что он все деньги, заработанные трудом художника, вложил в это собрание. Он рассказывал, что ему понадобилось сорок лет, чтобы составить это собрание истинно прекрасных икон. (В. Солоухин) Назад на правило Найдите слова автора, косвенную речь; укажите союзы (союзные слова), соединяющие обе части сложного предложения.

1)Мальчик испуганно сказал, что, бабушка, я боюсь. 2)Я ответил, что ничего не помню. 3)Ты спрашиваешь, почему я не возвращаю мне деньги. 4)Сотрудник милиции отвечает водителю, будто я разберусь с вами в отделении. 5)Бабушка укоризненно произнесла, что как вам не стыдно. 6)Директор заверил нас, что я приму решительные меры. 7)Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов. 8)Ученик вспомнил и сказал, что, Марья Николаевна, я нашёл решение задачи. 1)Мальчик испуганно сказал, что, бабушка, я боюсь. 2)Я ответил, что ничего не помню. 3)Ты спрашиваешь, почему я не возвращаю мне деньги. 4)Сотрудник милиции отвечает водителю, будто я разберусь с вами в отделении. 5)Бабушка укоризненно произнесла, что как вам не стыдно. 6)Директор заверил нас, что я приму решительные меры. 7)Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов. 8)Ученик вспомнил и сказал, что, Марья Николаевна, я нашёл решение задачи. Найдите ошибки, связанные с употреблением косвенной речи. 1)Я спросила довольно некстати: «Ты по делам заехал в нашу сторону?» 2)Разрешите узнать: «Где вы кончили курс?» 3)Он сказал: «Моя печаль безгранична». 4)Ребята кричат: «Помогите нам пройти по этому мосту!» 5) «Вы можете отвезти меня на противоположный берег?»- спросил путник без предисловий. 6) «Ну что ж, обратись!»- весело сказал капитан. Замените прямую речь косвенной. Назад на правило

1)Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь…(В. Белинский) 2)Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (А. Пушкин) 3)…сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. (Н. Гоголь) 4)В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком. (Н. Чернышевский) 5)Краткость- сестра таланта. (А. Чехов) 6)В простоте слова- самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М. Горький) 1)Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь…(В. Белинский) 2)Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи. (А. Пушкин) 3)…сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. (Н. Гоголь) 4)В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком. (Н. Чернышевский) 5)Краткость- сестра таланта. (А. Чехов) 6)В простоте слова- самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М. Горький) Назад на правило Составьте предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.